Классификация морских портов

Порты классифицируются по восьми основным признакам:

 

1. По району плавания обслуживаемы судов:

- морские;

- речные;

- озерные;

- водохранилищные.

Наиболее сложные по устройству это морские порты, они часто оказываются расположенными в одном пункте с речными портами. Взаимодействие морских и речных портов в современных условиях приобретает особо важное значение в связи с широким распространением судов типа река-море, которые по своим мореходным качествам могут плавать и по реке и по морю, обеспечивая перемещение груза без лишней перевалки в портах.

В водохранилищах порты размещаются со стороны напорной части плотины на высоком уровне водохранилища. Во время шторма на водохранилищах могут возникать волны большой высоты, поэтому защитные оградительные сооружения строят также и на водохранилищах и на озерах. Такие порты являются одновременно портами-убежищами для укрытия судов, которые по своим мореходным качествам или техническому состоянию не могут находиться в открытом море в период шторма.

 

2. По тоннажу и осадке обслуживаемых судов:

- порты-распределители грузопотока;

- 1-го класса;

- 2-го класса;

- 3-го класса.

В портах-распределителях грузопотока принимаются крупнотоннажные суда с осадкой 20 м и более. Обычно такие суда предназначены для перевозки массовых грузов и обслуживают морские судоходные линии значительной протяженности, где применение этих судов экономично и позволяет достигать невысокой стоимости перевозки 1 тонны груза. К примеру портов-распределителей можно отнести нефтеналивные порты, принимающие суда грузоподъемностью 250 тыс.тонн и более. Обслуживание таких судов может осуществляться у рейдовых причалов (на плаву). Из этих портов грузы направляются в порты других классов на судах с меньшей грузоподъемностью. П р и м е р: В заливе Бантри-Бей (Ирландия) находится такой порт, в который нефтегрузы поступают на супертанкерах из стран, занимающихся добычей нефти и ее переработкой, расположенных в Персидском заливе. Затем эти нефтепродукты транспортируются на судах меньшей грузоподъемности в порты Западной Европы.

Порты 1-го класса – способны принимать у береговых причалов танкеры грузоподъемностью 40-250 тыс.тонн, контейнеровозы до 40 тыс.тонн и другие суда с осадкой до 20 метров.

Порты 2-го класса – принимают танкеры грузоподъемностью до 40 тыс.тонн и другие специализированные суда с осадкой до 12 метров.

Порты 3-го класса - принимают суда с осадкой до 9 метров, которые обслуживают местные линии между портами 1-го и 2-го класса.

3. По назначению:

- общего назначения;

- специализированные;

- промышленные;

- промысловые рыбные;

- порты-убежища;

- военные.

Порты общего назначения - перегружают разнообразные грузы и осуществляют пассажирские операции. Вследствие универсальности эти порты должны иметь в своем составе весь комплекс инженерных сооружений и средств механизации для обработки грузов различных категорий.

Специализированные порты - осуществляют или перевалку грузов какой-то одной категории, или только пассажирские операции.

В зависимости от видов груза различают порты: лесные (Архангельск), угольные (Жданов), зерновые (Новоталлинский), рудные (Дудинка), пассажирские (Сочи, Сухуми).

Промышленные порты - обслуживают крупные промышленные предприятия и служат для ввоза используемого сырья и для вывоза готовой продукции. В административном отношении эти порты могут быть подчинены промышленным предприятиям (Днепро-Бугский порт – глиноземный завод; Камыш-бурун – железнорудный комбинат и др.).

Промысловые рыбные порты – обслуживают суда рыбопромыслового, зверобойного, краболовного флота. Они осуществляют хранение, переработку морепродуктов и отправку их потребителям.

Порты – убежища – устраивают для укрытия судов от непогоды на оживленных судоходных линиях. Для таких портов могут использоваться естественные защищенные бухты или специально оборудованные порты с оградительными и судоподъемными сооружениями. Главное требование к портам-убежищам – надежная защита от волнения и хорошие грунты, способные держать якорь.

Военные порты – служат для обслуживания кораблей Военно-морского флота и их базирования.

 

Кроме перечисленных портов для нужд строительной промышленности и судоремонтных заводов, расположенных вне пределов портовой акватории, приходиться строить отдельные порты с системой оградительных сооружений, пирсов, плавучих и сухих доков. Иногда такие порты могут быть отнесены к промышленным портам.

Для базирования яхт различных классов и других спортивных судов могут сооружаться отдельные порты, оборудованные средствами механизации для подъема судов на берег, ангарами и ремонтными мастерскими.

 

4. По природно – климатическим критериям:

- на открытом берегу: для их строительства требуются возведение дорогостоящих оградительных и протяженных сооружений (для защиты от волнения моря, от обмеления при наличии береговых течений и т.д.) и значительные эксплуатационные расходы для поддержания судоходных глубин. К таким портам можно отнести и те, которые расположены в частично защищенных бухтах с дополнительной искусственной защитой (Одесский порт);

- в образующихся за счет погружение в море участков суши гаванях и бухтах: для их сооружений не требуются значительные заградительные сооружения, а поэтому сооружаемые порты создаются с минимальными затратами, в частности и потому, что имеют достаточные глубины акватории и часто защищены от моря естественными мысами и островами;

- в фиордах: из-за значительной длины, относительно небольшой ширины, трудности доступности их с суши, а также расположению в большинстве случаев в периферийных и малонаселенных районах суши относительно небольшое число фиордов используется для строительства крупных портов;

- в гаванях коралловых рифов; обычно имеют достаточные глубины для захода крупнотоннажных судов, как правило, требуются дноуглубительные работы на барьерных рифах к тому же коралловые острова имеют мелководные лагуны;

- на естественных или искусственных островах: к их недостаткам следует отнести необходимость транспортного соединения с материком или со значительно большим по размерам островом;

- в устье рек: к недостаткам таких портов является изменчивость судового хода в связи с естественным режимом реки мелководье речного устья, а следовательно, требуется значительный объем дноуглубительных работ с постоянной поддержкой глубины;

- в искусственных гаванях: для их возведения требуется значительный объем технически сложных работ, дополняемых необходимостью углубления дна.

- лагунные порты - размещаются в лагунах и лиманах, представляющих собой прибрежные озера, образованных в результате естественного намыва кос, отделивших эти озера от моря. Такие порты не нуждаются в искусственной защите от волнения, но требуют устройства подходных каналов. (Ильичевск).

 

5. По навигационным условиям судоходства:

- незамерзающие;

- замерзающие;

- приливные (подвержены действиям приливов);

- неприливные.

 

6. По роли в международном и внутреннем грузообороте:

- Мировые;

- Международные;

- Внутригосударственные.

Мировые – эти порты связаны важнейшими линиями в международном морском грузообороте (Санкт- Петербург, Одесса, Владивосток, Находка).

Международные – осуществляют переработку грузопотоков между соседними странами.

Внутригосударственные – осуществляют перевозки между территориальными районами государства (каботажные перевозки).

 

7. По объему и структуре грузооборота (пассажирооборота)

и технической оснащенности:

- внекатегорийные;

- 1-ой категории;

- 2-ой категории;

- 3-ей категории.

Приказом Минморфлота к некатегорийным отнесены порты: Одесса, Ильичевск, Новороссийск, Санкт-Петербург, Находка, Владивосток, Ванино.

Порты делятся на три категории в зависимости от объема грузовых и других работ (оценка в баллах). К числу показателей, определяющих баллы, относятся:

- годовой объем перегрузки по категориям груза, перегружаемого силами и средствами порта;

- годовая сумма доходов в целом по порту, из которой вычитается сумма дохода от перегрузочных работ;

- объем продукции портовых мастерских (в рублях);

- повышение роста производительности труда на перегрузочных работах.

 

 

8. По характеру и полноте оказываемых услуг судам:

Порты распределяются на три группы:

- 1-ая группа – базовые порты, где суда получают все виды обслуживания и снабжения. Это порты, где обработку проходят не менее 800 судов, а грузооборот превышает 6 млн.тонн, для наливных судов грузооборот превышает 12 млн.тонн.

- 2-ая группа - порты осуществляют ограниченные услуги судам. Грузооборот составляет 1,5 – 6 млн.тонн. Обрабатывают ежегодно 600-800 судов. Для наливных судов грузооборот – 6-12 млн.тонн.

- 3-я группа - Все остальные порты

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: