Менеджмент как вид деятельности

МЕНЕДЖМЕНТ

(Часть 1)

Учебное пособие

 

 

Костанай, 2016

 
 


УДК 005 (07858)

ББК 65.291-2 я 73

М 71

Рецензенты:

Кульчикова Жанна Тельмановна – доктор экономических наук, профессор кафедры учет и аудит КИнЭУ им. М. Дулатова

Мустафина Алма Сабитовна – кандидат экономических наук, зав. кафедрой управления и делового администрирования КГУ имени А. Байтурсынова

Баранова Наталья Аркадьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и делового администрирования КГУ имени А. Байтурсынова

Автор:

Мишулина Ольга Владимировна, доктор экономических наук, профессор

 

М 71 Мишулина О.В.

 

Мишулина О.В. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / О.В. Мишулина. – Костанай: КГУ имени А. Байтурсынова, 2016.– 128 с.

 

ISBN 978- 601-7387-26-6

Ч.1.– 2016.– 128 с.

ISBN 978-601-7387-27-3

 

В учебное пособие включены основные теоретические положения менеджмента, а также контрольные вопросы по каждой теме дисциплины. Особое внимание уделено методологическим основам менеджмента и интеграционным вопросам в системе управления организацией.

Предназначено для магистрантов неэкономических (6М072400 – Технологические машины и оборудование, 6М080200– Технология производства продуктов животноводства, 6М060200 – Информатика, 6М030100 – Юриспруденция) и экономических специальностей (6М050700 – Менеджмент, 6М050600 – Экономика); пособие может быть рекомендовано преподавателям высших учебных заведений при проведении учебных занятий по общему и функциональному менеджменту.

УДК 005 (0758)

ББК 65.291-2 я 73

 

Утверждено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом

Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова,

1 июня 2016 г., протокол № 4.

ISBN 978- 601-7387-26-6

ISBN 978-601-7387-27-3

© Мишулина О.В., 2016

 

     
 
 
 

Содержание

 


Введение………………………………………………………………..…............  
1 Методологические основы менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте……………………………………………………………………..  
1.1 Менеджмент как вид деятельности…………………………………..  
1.2 Понятие и виды организации…………………………………………  
1.3 Внешняя и внутренняя среда организаций…………………………..  
1.4 Коммуникации и принятие решений…………………………………  
1.5 Стратегическое управление организацией…………………………...  
1.6 Инновационный менеджмент…………………………………………  
1. 7 Антикризисное управление…………………………………………...  
Список использованных источников…………………………………………...  

Введение

Дисциплина «Менеджмент» является обязательной базовой дисциплиной.

В условиях глобализациии усиления конкуренции на мировых рынках, усиления рискового характера современной экономики эффективное управление приобретает определяющеезначение для обеспечения устойчивого и стабильного роста компаний. Дисциплина«Менеджмент» в логической последовательности рассматривает научные, социально-экономическиеи психологические аспекты управления на микроуровне. Данная дисциплина формирует комплекс знаний об управлении, раскрывает содержание управления, вырабатывает конкретные навыки осуществления различных видов управленческой деятельности, анализа систем управления и проектирования.

Основная цель курса заключается в достижении понимания магистрами методологии, принципов и методики эффективного управления современной организацией, которая функционирует в сложной изменчивой среде, в условиях высокой неопределенности. Задача дисциплины – подготовка магистрантов к работе в условиях рыночной экономики. После изучения данной дисциплины магистранты должны владеть навыками принятия управленческих решений в конкретных ситуациях, с которыми сталкиваются работники фирм (предприятий, организаций) в своей практической деятельности, и быть компетентными в части практического применения знаний об управлении организацией в условиях рынка, анализа систем управления и проектирования.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основании типовой и рабочей учебной программы курса «Менеджмент» для магистрантов неэкономических и экономических специальностей высших учебных заведений.

С целью эффективного усвоения вопросов дисциплины «Менеджмент» изучаемый курс разделен на два модуля: методологические основы менеджмента, интеграционные процессы в менеджменте и функции менеджмента, групповая динамика и лидерство. Это создает возможность углубленно изучить методологию менеджмента, использовать полученные знания при принятии управленческих решений.

В первом модуле изложены теоретические и методологические основы менеджмента организаций, коммуникационный процесс и принятие управленческих решений, стратегическое управление, инновационный менеджмент и антикризисное управление.

Второй модуль посвящен изучению основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль; вопросам групповой динамики и лидерства, оперативному управлению производством и факторам повышения эффективности менеджмента в организации.

 


1 Методологические основы менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте

Менеджмент как вид деятельности

 

Учебные цели:

– объяснить содержание понятий «управление» и «менеджмент»;

– иметь представление об исторических предпосылках и периодизации в развитии менеджмента;

– знать концепцию современного менеджмента;

– знать методологические основы менеджмента в Казахстане.

 

Вопросы:

1. Сущность управления и менеджмента

2. Становление и развитие теории и практики менеджмента

3. Концепция современного менеджмента

4. Методологические основы менеджмента в Казахстане

 

Возникновение и объективная необходимость управления как самостоятельного вида деятельности, обусловлена общественным разделением труда, развитием кооперации и увеличением масштабов производства. Практика управления пережила достаточно длительную и глубокую эволюцию.

Управлением называется деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их дезорганизации и приведению в новое состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления. Человек или группа людей осуществляющих управленческую деятельность, называются субъектами управления. Управленческая деятельность представляет собой разновидность трудового процесса, а поэтому характеризуется всеми присущими ему элементами:

– предметом труда (в качестве которого является первоначальная информация):

– средствами труда (является все то, что способствует осуществлению операций с информацией – компьютеры, телефоны, бумага и т.п.);

– продуктом труда (управленческие решения).

Управление многообразно и существует в самых различных видах: техническое (управление естественными и технологическими процессами, например, подачей электроэнергии, обработкой деталей на станках); биологическое (управление живыми организмами, например, животными); социальное (управление жизнью общества через различные институты – правовую систему, органы власти; внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий, например, управление движением в защиту окружающей среды; хозяйственное управление коммерческими и некоммерческими организациями). Объектом последнего являются люди и их совместная деятельность, которую необходимо согласовывать с помощью особых механизмов (власть, планирование, организация, контроль и др.). Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами, его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление весьма сложным процессом с неопределенными результатами. Социальное управление, таким образом, включает:

1) государственное управление;

2) идеологическое управление;

3) хозяйственное управление.

Для хозяйственного управления используется термин «менеджмент». Менеджмент обычно определяют как «руководство коммерческого предприятия» (П. Друкер). Это определение является по сути верным, но, как и всякое определение, имеет границы. Трактовка менеджмента как управление коммерческими организациями представляет собой характеристику не всякого менеджмента, а лишь современного рыночного. Между тем кроме рыночного менеджмента существует и административный менеджмент, к которому относится управление организациями, производящими блага и услуги индивидуального или группового потребления, причем эти блага не обязательно принимают товарную форму. Элементы административного менеджмента были сильны в советской модели управления предприятиями, ярко выражены в управлении коммунальными государственными и муниципальными предприятиями. Сказанное и позволяет выделить две исторические формы менеджмента – рыночный и административный. Отмеченное различие важно для понимания истории менеджмента, характеристики сильных сторон рыночного менеджмента.

Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление». Но «управление» намного шире, так как применяется к различным сферам деятельности, к органам управления. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях, что достаточно наглядно иллюстрирует рисунок 1, где представлены наиболее часто используемые подходы к их оп­ределению.

 

    Управление     Искусство (практика) выполнения работы     Менеджмент
Наука (область человеческого знания)
Функция (вид деятельности)
Процесс
Люди, управляющие организацией
Орган или аппарат управления

 

Рисунок 1– Подходы к определению понятий «управление»
и «менеджмент»

 

Цель менеджмента – повышение эффективности производства и увеличение прибыли. Таким образом, менеджмент в узком смысле можно определить как хозяйственное управление, необходимое в рыночных условиях, основной целью которого является достижение эффективности. Эффективность – основной элемент менеджмента. Если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в желаемом результате, причем обеспечивает его достижение на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Этот показатель включает результативность и экономичность. Экономичность отражает соотношение между полученным результатом и затратами. Однако экономичность необходимое, но недостаточное условие успешной работы организации. Управленческий персонал должен стремиться к тому, чтобы в результате деятельности организации были достигнуты поставленные перед ней цели, т.е. к результативности.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие в данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, социально-культурные факторы, опыт управления, законы управления. Ведущий принцип – сочетание централизации и децентрализации управления, из которого вытекают следующие принципы:

– принцип единоначалия и коллегиальности;

– принцип научной обоснованности и оптимальности;

– принцип плановости и системного подхода;

– принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;

– принцип демократизации управления.

Методы управления – это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяют административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Административно-распорядительные методы – это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. Они регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства и призваны обеспечивать организационную четкость, дисциплинированность и эффективность работы управленческого аппарата; поддерживать необходимый распорядок в работе предприятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц; проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач. Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда.

Для того, чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные способности психики работающих, применяются социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.

Эти методы основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Главная цель применения этих методов – формирование психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

Управление как особый вид человеческой деятельности являлось неотъемлемой составной частью любой сознательной коллективной деятельности во все периоды развития общества. При этом представление о месте и роли, содержании и методах управленческой деятельности многократно менялись по мере развития общественных отношений в рамках различных социально-экономических формаций, совершенствования техники и технологии, изменения практики управления. Исследования свидетельствуют, что его развитие происходило по спирали.

Анализ учебной и научной литературы показал, что не существует единого подхода к выделению периодов развития менеджмента, его классификации, но вместе с тем, по – мнению большинства исследователей, исторические предпосылки становления менеджмента охватывают пять событий, которые часто называют управленческими революциями.

Первая управленческая революция – религиозно-коммерческая – связана с возникновением письменности в Древнем Шумере. Появление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Религиозный характер носило управление и в Древнем Египте. Построенные в 3000-2000 гг. до н.э. египетские пирамиды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства.

Вторая управленческая революция – светско – административная относится к 1792-1750 гг. до н.э. Она связана с деятельностью правителя Вавилона – царя Хаммурапи, издавшего свод законов, регламентирующих порядок управления государством.

Третья, производственно-строительная, управленческая революция датируется 605-682 гг. до н.э. – время правления древнего царя –Навуходоносора II. Ее основным результатом была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере производства и строительства.

Четвертая управленческая революция сопряжена с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее сущность заключается в отделении управленцев от собственности на средства производства и зарождении такого явления, как профессиональное управление.Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

По мере того как индустрия перерастала границы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель собственник, т.е. капиталист, постепенно был заменен сотнями акционеров, т.е. совместных владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника - несколько наемных менеджеров-несобственников. Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Первым ученым, который писал о менеджменте, был француз­ский экономист Жан-Батист Сэй, который в начале XIX в. ввел понятие антрепренерства, заключавшееся в определении наиболее рационального способа использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства. Первым практическим менеджером можно считать английского промышленника Р. Оуэна, который в 20-е гг. XIX в. решал проблемы производительности груда, мотивации и взаимоотношений владельцев предприятия с персоналом.

Историки считают, что в этот же период возникли основы теории эффективности и контроля, первое описание которых представили английский экономист А. Смит (1723-1790) в 1776 г. и английский математик Ч. Беббидж (1791-1871) в 1835 г. В своем труде «Исследование о приро­де и причинах богатства народов» (1776 г) и других работах А. Смитв сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обога­щению и удовлетворению личных потребностей. Дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремит­ся лишь около 12 процентов людей, в то время как к славе — почти 40 процентов. Ему была свойственна склонность к переоценке значения труда и недооценке всего бизнеса в целом, в рамках которого осуществляется труд. А. Смит пытался поставить знак равенства между владельцем капитала и управлением. Однако становилось очевидным, что между двумя этими функциями не существует автоматической взаимосвязи.

Ч. Бэббидж первым сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и соста­вил перечень положительных моментов специализации:

1) сокращение сроков овладения профессией вследствие упрощения требова­ний к работнику. Чем больше операций содержит профессия, тем выгоднее специа­лизация;

2) уменьшение отходов материалов в процессе обучения, поскольку оно ориен­тировано на овладение одной задачей;

3) экономия времени из-за отсутствия смены видов деятельности;

4) возможность достичь более высокого уровня квалификации и скорости работы;

5) стимулирование творчества;

6) обеспечение более высокой сочетаемости человека и выполняемого задания.

Кроме того, Бэббидж разработал методики:

– изучения затрат рабочего времени при осуществлении различных операций;

– сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий;

– выявления путей повышения эффективности труда на основе статистическо­го анализа;

– применения премиальной системы оплаты труда.

Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж помес­тил в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой в мире публикацией в области научного управления.

Пятая управленческая революция, известная как бюрократическая, произошла в конце XIX – начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т.п. Развитие техники и новые технологии, рост масштабов производства резко усложнили управление, выделили его особую сферу деятельности, требующую специальных знаний. Необходимость решения проблем привела к активному обобщению опыта, к поискам эффективных методов управления производством и трудом. Возникла наука управления – менеджмент.

Из приведенного списка управленческих революций явствует, что многие значимые события развития научного менеджмента одновременно являются событиями в истории развития цивилизации. Кроме того, представленный список событий позволяет проследить:

1) расширение перечня направлений научных исследований в менеджменте по мере увеличения масштабов деятельности и усложнения объектов управления;

2) спиралеобразное развитие научного менеджмента;

3) большую, порой многовековую длительность споров по отдельным научным проблемам менеджмента.

Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. При этом один становился руководителем, а другой – его подчиненным, т.е. управляемым.

Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления.Этот период характеризовался концентрацией производства, применением дорогостоящего оборудования, осуществлением сложнейших технологических процессов, основанных на последних достижениях научно-технического прогресса. На предприятиях - гигантах были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров. При этом среди рабочих становилось все больше образованных и грамотных людей, которые начинали осознавать себя как личности и стали понимать свою роль в производстве и собственные возможности. В этих условиях возникла необходимость в коренном изменении управления производством, т.е. в создание научного менеджмента.

Таким образом, появление менеджмента связано со следующими основными условиями:

1) органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться с все возрастающими трудностями;

2) возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

3) развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению;

4) появлением крупных корпораций, приводящих к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников. Именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственников-предпринимателей;

5) рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились функции управления акционерным капиталом, распределением прибыли между акционерами и др.;

6) попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции;

7) желанием группы любознательных людей создать самые эффективные способы выполнения работы.

Как область академических исследований менеджмент насчитывает более чем вековую историю. Как новое научное направление он сформировался на стыке философии, психологии, социологии, экономики предприятий, трудового права, этики, политологии, конфликтологии. Для систематизации эволюции развития науки управления исследователями используется исторический подход с применением хронологического принципа построения, который с некоторой долей условности позволяет выделить восемь этапов (подходов) развития менеджмента, которые представлены на рисунке 2.

В ХХ веке на Западе последовательно сформировались несколько научных направлений менеджмента, которые внесли существенный вклад в развитие управленческой науки. Среди них выделяют:

1) подход с позиции выделения различных школ в управлении – научной школы, административной школы, школы человеческих отношений, поведенческой школы, школы науки управления (количественный подход);

2) подход к управлению как процессу;

3) системный подход;

4) ситуационный подход.

Рисунок 2 – Эволюция подходов к управленческой науки

 

Управленческая мысль постоянно развивалась, что способствовало зарождению новых идей об эффективном управлении организацией. Однако более поздние исследования и практика управления показали, что эти исследования касались лишь отдельных сторон процесса управления, а полученные результаты были верны лишь для определенных ситуаций. Кроме того, практика управления всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль. Вклад научных школ в теорию менеджмента представлен в таблице 1.

 

Таблица 1– Вклад научных школ в теорию менеджмента

 

Вклад направления Представители
   
Школа научного менеджмента (1885-1920 гг)
1. Использование анализа для определения лучших способов решения задач и обеспечение работников ресурсами 3.Систематическое использование материального стимулирования 4. Отбор работников и их обучение Ф.Тейлор Ф.Гилберт Г. Гантт
Административная школа управления (1920-1950 гг.)
1.Развитие принципов управления 2.Развитие функций управления 3.Систематизированный подход к управлению всей организации А.Файоль
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930-1950 гг. и по настоящее время)
1.Использование приемов управления межличностными отношениями 2.Применение наук о человеческом поведении М.Фоллетт Э.Мэйо  
Продолжение таблицы 1
   
Школа количественных методов (с 1950 г по настоящее время)
1.Разработка и применение математических моделей в управлении 2.Развитие количественных методов в принятии решений С.Форрестр Э.Райф С.Саймон

 

Во второй половине ХХ века ограниченность школ утилитарного менеджмента хорошо осознается, поэтому предпринимаются попытки по созданию синтетической теории менеджмента, которая должна включать в себя предписывающее и методологическое знание. В результате предпринятых усилий появились три синтетические концепции:

– системного подхода;

– ситуационного подхода;

– процессного подхода.

Процессный подход – это концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. А.Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Общая характеристика процессного подхода основана на объединении важнейших видов управленческой деятельности в небольшое число функций, которые применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит процесс управления на четыре первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Эти функции управления объединены между собой связующими процессами коммуникации и принятия решений (рисунок 3). Функция руководства (лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в управлении.

Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во-первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собой новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей.

 

 

Рисунок 3 – Функции управления в процессном подходе

 

Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективного распределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализацию стратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.

Функция мотивации заключается в определении потребностей работника и обеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. При этом задача функции мотивации состоит в том, чтобы работающие выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями.

Функция контроля рассматривается как процесс обеспечения условий для достижения целей организации. Суть в том, что в процессе производства могут возникать отклонения от заданного плана выполнения работ. Найти и устранить отклонения в работе по выполнению плана, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, - основная задача функции контроля.

Принятие решений – это выбор руководителем одного из альтернативных вариантов возможных действий, указывающих, что и как планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, функционирование зависит от качества коммуникаций.

Процесс управления основан на реализации взаимозависимых функций управления посредством принятия решений и коммуникаций.

Системный подход рассматривает организацию как интегрированную систему. Представителями системного подхода являются Ч. Бер­нард, П. Друкер, Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Петерс, Р. Уотермен и др. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что её свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств, входящих в неё элементов. Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше (ниже), чем сумма одноимённых результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны между собой, т.е. как будет организована сама система.

Организация как открытая система представлена на рисунке 4, она имеет тенденцию приспосабливаться к многообразной внутренней среде. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

 

 

Рисунок 4 – Организация как открытая система

 

Особенность системного подхода состоит в том, что он не содержит набора каких-либо руководящих принципов. Системный подход говорит лишь о том, что организация состоит из большого числа взаимосвязанных подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с окружающей средой.

Определение переменных и их влияние на эффективность организации является основным вкладом в менеджмент системного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем. Системный подход позволяет комплексно оценить деятельность любой системы управления на уровне конкретных характеристик. Это помогает анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявлять характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Руководители должны знать переменные организации как системы, чтобы применять теорию систем к процессу управления. Они должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Основными представителями этого научного направления являются П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Гелбрейт, Дж. Томпсон, Р. Моклер, Ч. Перроу. В основе ситуационного подхода лежит ситуация, други­ми словами, конкретный набор обстоятельств, которые ока­зывают наиболее сильное влияние на организацию в данный момент. Ситуационный подход позволяет менеджеру по­нять, какие методы и приемы управления позволят достичь целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пы­тается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации. Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Применение ситуационного подхода в процессе управле­ния организацией предполагает наличие у менеджера зна­ний в области профессионального управления, определенно­го предвидения развития конкретной ситуации, ее интерпре­тации и умения увязывать конкретные приемы управления с тем, чтобы достичь желаемых результатов наиболее эффек­тивным путем.

Современный менеджмент в той или иной степени включает все представленные здесь идеи и подходы. Однако за последние годы мир изменился до неузнаваемости. Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине ХХ века связано с развитием рыночно – предпринимательских экономических отношений. Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент, которую называют новой управленческой парадигмой, являются следующие потенциальные положения.

1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Последняя характеризуется как совокупность переменных, которые находятся пределами предприятия и не являются сферой непосредственности воздействия со стороны его менеджмента. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

2. Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются проницаемыми. Последнее есть следствие того, что предприятие как система, не самообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна выработать способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выделяются наиболее значимые факторы, воздействуя на которые можно эффективно достигать цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организациях. Предприятие — это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса — человека. Задача менеджеров в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал. Поэтому новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким фактором, как лидерство, стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации; коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за переделами организации; создание атмосферы открытости, честности, доверия людям; содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию как личной работы, так и работы организации.

Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Несмотря на это, все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к построению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

В современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем. Сущность новых подходов отражает концепция «Менеджмент без иерархии» (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Цели концепции «Менеджмент без иерархии»

 

Многие организации переходят на новые, позволяющие соответствовать требованиям внешней среды и запросам потребителей методы управления. В настоящее время в менеджменте выделяются две тенденции: переход к обучающейся организации и управление технологически ориентированным рабочим местом.

К обучающейся может быть отнесена организация, все члены которой участвуют в идентификации и решении проблем, что дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а значит развивать способности к росту, обучению и достижению целей. В такой организации все подчинено решению проблем, тогда как идея традиционной организации состоит в повышении эффективности. В обучающейся организации все работники, во-первых, идентифицируют возникающие проблемы и, во-вторых, решают их, т.е. действуют так, чтобы найти уникальные способы преодоления препятствий. Создание обучающейся организации требует изменения всех ее подсистем. Главными условиями развития непрерывного организационного научения являются командная структура, наделение работников властью и обобществление информации.

Формирование обучающихся организаций идет рука об руку с ускоряющимся переходом к технологически ориентированному рабочему месту. Многие сотрудники выполняют значительную часть работы на компьютерах, иногда в составе виртуальных команд, связываясь посредством того же компьютера с разбросанными по всему миру коллегами через электронные сети или э-бизнес. Э-бизнесом называют деятельность, которую организация осуществляет при помощи электронных каналов связи (включая Интернет) с потребителями, партнерами, поставщиками, работниками и другими своими элементами.

В последние годы знания рассматриваются менеджментом как важнейший организационный ресурс, которым необходимо управлять точно так же как денежными или материальными потоками. Под управлением знаниями понимают систематические усилия, направленные на поиск, организацию и использование интеллектуального капитала организации, а также формирование культуры непрерывного обучения и обмена знаниями с тем, чтобы каждое новое действие в организации осуществлялось на базе полученной ранее информации. Большую роль в этом играют информационные технологии. Менеджеры должны воспитывать в подчиненных способности мыслить, творить, обмениваться знаниями, строить взаимоотношения.

История управленческой мысли Казахстана уходит своими корнями в глубь веков. Одним из первых мыслителей в области управления Х-ХП вв. был Мухаммед Абу Насыр аль-Фараби (870-950), доказавший на научной основе лживость предсказаний тех правителей, которые, посмотрев на звезды и другие природные явления, прогнозировали будущее государства, городов и судьбы подчиненных. Значительный интерес представляют его идеи о происхождении человеческого общества, о государственном строе. В настоящее время ученые Казахстана с целью глубокого исследования научного наследия аль-Фараби, на месте Отрара развернули раскопки.

Наиболее прогрессивными государственными и духовными деятелями в эпоху правления Тауке-хана были Толе-би (1663-1756), Казыбек-би (1667-1763). Айтеке-би (1682-1766). Свои взгляды по управлению государством они изложили в своде законов "Жеты -Жаргы" (Семь установлений), где закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. "Жеты-Жаргы" – документ, который содержал в себе нормы административного, гражданского и уголовного права, т.е. являлся первым писаным сводом законов и норм обычного права у казахов. Согласно "Жеты-Жаргы" верховная власть в государстве сосредотачивалась в руках хана. Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курылтай.

Последовательным идеологом и преобразователем в области государственного управления был Абулхайр-хан (1693-1748), которому удалось создать самостоятельное ханство и удержать государственную власть в течение сорока лет на обширной территории степных районов Казахстана. Однако, ханство Абулхайра не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных и этнополитических групп, владений (улусов).

Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины ХVIII века сыграл выдающийся государственный деятель Абылай-хан (1711-1781), которому удалось восстановить территориальные владения Казахстана. В период своего десятилетнего правления он осуществил значительные преобразования в государстве.

XX век отмечен целой плеядой видных представителей казахской интелегенции в сфере государственного управления. А. Джангильдин, А. Букейханов, М. Тынышпаев, М. Шокаев. Л. Мирзоян, О.Исаев, У. Кулымбегов, С. Мендешев, Н. Нурмаков, Т.Рыскулов, Г. Токжанов, У. Жандосов, Т. Жургенов С.Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугиров, и др. Представители казахского народа были назначены комиссарами Временного правительства: В Тургайской области – А. Букейханов, Семиречье – М. Тынышпаев, Туркестане – М. Шокаев, но они не могли решать вопросы коренного казахского населения, поскольку являлись по существу чиновниками колониальной системы управления.

Историю формирования и развития современного менеджмента можно проследить, начиная с 50- годов XX столетия. По существу первым казахским инженером-менеджером, организатором производства был К.И. Сатпаев (1889-1964). Он впервые решал вопросы производительности труда шахтеров и мотивации деятельности людей к труду, взаимоотношений рабочих, профсоюзов с предприятием и процессом труда на медеплавительных заводах Балхаша и Жезказгана. Самой важной особенностью в стиле управленческой работы К.И. Сатпаева была присущая ему последовательность глубоко научно систематизировать и обобщать добытые фактические материалы. Здесь сказалось неординарное управленческое мышление настоящего знатока.

В развитие государственного управления экономикой Казахстана внес огромный вклад, выдающий ученый, общественный и государственный деятель Д.А. Кунаев (1912-1993). В период управления Д.А. Кунаевым экономикой Казахстана, республика превратилась в один из крупнейших промышленных регионов бывшего СССР. Здесь находилась основная база цветной металлургии страны, действовали обширный топливно-энергетический комплекс, имелся огромный потенциал нефтедобычи.

В 90-годы XX столетия управленческая ситуация в экономике Казахстана существенно изменилась. Рыночная система сменила административно-командные методы управления. И в результате предприятия получили хозяйственную самостоятельность и перспективу выхода на внешний рынок. В Казахстане взят курс на совершенствование государственной кадровой политики. Нам предстоит создать высокоорганизованную систему государственной службы, сочетающую зарубежный опыт управления экономикой, что свою очередь, требует совершенствования правил служебной этики государственных служащих. Президент РК Н.А. Назарбаев считает, что государственным служащим необходимо руководствоваться следующими принципами: а) уметь распоряжаться властью, которую дал народ, не поддаваться ее соблазнам; б) необходимо думать о благе общества, которому ты служишь, а не о выгоде для себя; в) надо, чтобы госслужащий жил, не опасаясь вопроса: на что живешь?; г) управлять так, чтобы не потерять доверие людей; д) подбирать на должности тех, кто способен профессионально вести дело.

В современных условиях приоритетным направлением устойчивого развития нашей страны является выработка теоретической концепции по применению современного менеджмента в казахстанской экономике. Общественная значимость менеджмента была осознана еще в 30-е годы XX века. В Казахстане он преподается, начиная с 1992 года, т.е. с момента перехода к рыночной экономике. Государством начата работа по подготовке современных специалистов в области менеджмента и рыночной экономики, отвечающих мировым стандартам образования. Образование и профессиональная подготовка кадров являются составными элементами экономической стратегии государства.

Ахметов К. Г., Бердалиев К.Б., Каренов Р.С., Абдрешев А. А. обобщили отечественный опыт работы предприятий и кадров в условиях рыночной экономики и предложили некоторые рекомендации по использованию позитивной зарубежной практики на предприятиях нашей страны. Таким образом, теоретические и прикладные аспекты казахстанского менеджмента начинают активно разрабатываться и требуют дальнейшего исследования. Знание истории менеджмента играет большую роль в формировании профессионального знания менеджера и навыков управленческого мышления.

Что касается смены парадигмы управления в Республике Казахстан, то она органически связана радикальными преобразованиями и реформированием всех сторон жизнедеятельности нашего общества. Поскольку соответствующие вопросы были довольно подробно освещены в литературе, имеет смысл привести лишь наиболее важные положения парадигмы управления рыночной экономикой в РК, сформулированные к настоящему времени.

1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов.

2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социальноориентированных систем.

3. Самоуправление на всех уровнях и переходах к полицентрической системе хозяйствования.

4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Становящаяся в Казахстане система управления организациями обеспечит эффективность экономического развития при соблюдении двух главных условий. Во-первых, в ней требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие особенности страны. Во-вторых, в ее основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран с рыночной экономикой. Это позволит интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую систему, занять в ней место, достойное нашей страны и народа Казахстана.

 

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость возникновения управления?

2. Дайте определение управлению. Какие виды управления Вы знаете?

3. Дайте определение понятия «менеджмент». С каких точек зрения можно рассматривать современный менеджмент?

4. Что представляют собой принципы менеджмента? Перечислите принципы менеджмента.

5. Дайте определение понятия «метод управления». Охарактеризуйте основные методы управления

6. Каковы условия и предпосылки возникновения менеджмента?

7. Каковы основные этапы трансформации управленческих отношений?

9. Назовите основные современные подходы в менеджменте.

10. Каковы основные положения парадигмы управления рыночной экономикой в РК?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: