Тема №10. Цель, методы и принципы типологических исследований

1. Типологический метод. Специфика типологического метода.

2. Виды типологии.

 

Среди основных проблем общего и типологического языкознания едва ли не центральной является проблема методологии лингвистических исследований.

Наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления; это миропонимание, общественное сознание, сумма опыта человечества, организованная форма деятельности людей, результатом которой и является система знаний о законах объективного мира и путях его преобразования.

Цель науки – познание объективных законов развития природы и общества.

Методология – это философское учение (и теоретическая программа) об основных путях и способах познания языковой действительности. Иными словами, методология в лингвистике – это конкретное философское мировоззрение, определяющее пути и способы осмысления и познания языка.

В зависимости от понимания этих категорий философское мировоззрение лингвиста, как известно бывает или материалистическим, или идеалистическим. Материалистическая философия считает материю первичной, сознание вторичным, язык познаваемым, критерием истинности научных знаний признается практика. Идеалисты, наоборот, первичным полагают сознание, а вторичным – материю. Практика для них не является критерием истинности лингвистической теории.

Таким образом, языкознание наряду с другими науками обнаруживает тесную связь с философией на всем протяжении своего развития. Эту связь особенно подробно рассматривает Е. Альбрехт в монографии «Язык и философия».

Типология – сравнительное изучение структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними.

Среди лингвистических методов и приемов можно обнаружить как методы собственно лингвистические, так и заимствованные из других наук. Так, собственно лингвистическим методом является сравнительно-исторический, который возник в результате открытия в 19 веке родства языков.

Сравнительно-исторический метод – это система научно-исследовательских приемов, используемых при изучении родственных языков для восстановления картины исторического прошлого этих языков в целях раскрытия закономерностей их развития, начиная от языка-основы.

На современном этапе развития компаративистики усиливается связь и взаимодействие сравнительно-исторического изучения языков с их сопоставительно-типологическим изучением.

Между сравнительно-историческим и типологическим изучением языков существуют следующие различия:

1. СИЯ изучает только родственные языки, тогда как типология рассматривает и родственные, и неродственные языки.

2. СИЯ сопоставляет языковые явления, связанные материально и генетически, тогда как ТЯ сравнивает категории, связанные общностью структуры, типа отношений, общностью функций.

3. СИЯ неразрывно связано с планом диахронии, тогда как ТЯ является, главным образом, синхронической, хотя может быть и диахронической.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: