Зарубежный опыт социально-педагогической деятельности в детской больнице

Госпитализация в больничный стационар - драматическое испытание в жизни ребенка, эмоционально потрясенного и социально дезориентированного в силу физической боли во время диагностических медицинских процедур, резкого изменения привычной окружающей обстановки, отсутствия рядом близких родственников и друзей, ограниченности в движении и невозможности полноценно реализовывать свои потребности в общении, игровой и образовательной деятельности. Возможное следствие этого - потеря чувства собственной безопасности, базового условия благополучия личности, а в итоге - регресс соматического состояния, замедление психического и физического развития ребенка.

Для минимизации стрессоров, связанных с госпитализацией и лечением, современная мировая пациент-центрированная медицина предполагает партнёрство, сотрудничество медицинских работников, больного, его семьи и общественности при организации персонализированной помощи на основе учета специфики заболевания (числа инвазивных процедур), возрастных и личностных особенностей пациента (темперамента, когнитивных способностей, копинг-стратегий, культуры), семьи (личности и поведения близких родственников, семейных проблем) и возможностей социальной поддержки. При этом необходимым условием обеспечения высокого качества внутрибольничной жизни признается наличие в медицинском учреждении социальной и социально- педагогической службы.

В связи с этим, в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Японии, Кувейте, Филиппинах, Южно-Африканской Республике, Новой Зеландии и Сербии в детских стационарах работают специалисты по организации жизни ребенка в больнице (сhild life specialist - CLS), помощь которых доступна семь дней в неделю всем младенцам, детям, молодежи и их родителям независимо от платежеспособности последних. Согласно стандартам (Standard Child life services), одна должность CLS в штате медицинского учреждения рекомендуется на каждые 15 пациентов [1, с.1472].

Основные направления деятельности CLS таковы:

1. Подготовка ребенка к госпитализации. Накануне медицинских манипуляций CLS выстраивает доверительные, поддерживающие отношения ребенка, родителей и персонала больницы. Для того чтобы познакомить маленького пациента с кабинетами и палатами отделения, его сотрудниками, режимом жизни в больнице, предстоящими событиями и действиями врачей, CLS использует фотографии и «игры в больницу», а для родителей проводит экскурсию по учреждению.

2. Встреча ребенка в отделении больницы в день госпитализации, обучение пациента преодолению боли и страха предстоящих медицинских процедур. Специалист в соответствующей возрасту форме, стараясь не использовать в речи сложные медицинские термины и пугающую, эмоционально насыщенную лексику, пошагово информирует маленького пациента и родителя о том, что будет происходить во время лечения. Используя метод моделирования ситуации при проведении медицинских ролевых игр, позволяя исследовать оборудование и хирургические инструменты, читая и рассматривая адаптированные для детского восприятия книжки с картинками о соответствующем лечении, специалист дает ребенку дошкольного и младшего школьного возраста понять, какое поведение ожидают от него взрослые. При работе с подростками CLS искренне и честно информирует о «секретах» больничной жизни, используя при этом разнообразный наглядный материал (книги, буклеты, мультфильмы, видео о работе врачей и медицинских приборов), точно описывает неведомые ранее ребенку ситуации и возможные переживания, учит приемам мышечной релаксации и даже организует веселые творческие занятия по созданию арт-объектов из медицинских материалов (бинтов, шприцев, катетеров, гипсовых повязок и т.д.).

Кроме того, CLS присутствует при проведении медицинских процедур, чтобы помочь ребенку справиться с болью, притупить остроту ощущений управляя дыханием, предлагая ритмично медленно и глубоко дышать, надувать мыльные пузыри, дуть на воображаемые свечи; «волшебно отгонять» боль, дуя в сторону. С помощью внушения или управления воображением CLS погружает ребенка в воспоминания о любимых местах и занятиях, предлагает «отключить» боль, используя «волшебный невидимый» крем или представляя себя супергероем, выполняющим специальное задание. Способствует активному включению маленького пациента в проведение медицинских манипуляций (давая задание отсчитывать время до окончания определенного этапа процедуры или подержать какой-либо медицинский инструмент), генерирует у ребенка ощущение свободы, предоставляя возможность ему самому выбирать тот или иной бинт для повязки, руку - для сдачи анализа крови и т.д.

Для уменьшения тревожности пациентов детской больницы CLS организует дополнительный комфорт за счет яркого декорирования процедурных и перевязочных боксов, имитации домашней обстановки в палатах, интерьер которых эргономично наполняется игрушками, живыми цветами, арт- объектами, фотографиями, видеоаппаратурой для демонстрации мультфильмов.

Поскольку длительное пребывание в лечебном стационаре может вырывать этот временной «период из целостного контекста жизни» ребенка [4, с.183], препятствовать адекватному проживанию детства или юности, нарушая экзистенциальную динамику, третьим направлением деятельности CLS выступает содействие росту и развитию ребенка посредством интенсификации «видов активности, свойственных возрасту юных пациентов» [4, с.181]. При этом важно помогать ребенку не утратить «веру в себя и родителей, не отставать от сверстников и не терять друзей, оставаться самим собой, сохраняя позитивный образ тела, себя, своего места в семье и обществе» [3, с.158.]. С этой целью CLS диагностирует уровень развития пациента, определяет задачи и методы активизации витального и личностного потенциала, разрабатывает адекватную программу деятельности, в которую включает разнообразные развивающие занятия. Для младенцев и малышей - поисковые и сенсорные игры, для дошкольников - игры, требующие воображения и фантазии, для детей школьного возраста и подростков - игры, помогающие ощутить свое мастерство и успех, завести новые знакомства, общаться со сверстниками (чему способствуют настольные игры и коммуникация в виртуальных социальных сетях). Старшим подросткам, по медицинским показаниям ограниченным пространством своей палаты, особенно интересны живые, интерактивные on-line игровые программы, такие как «больничное бинго или видеоролики, созданные самими пациентами, транслирующиеся по кабельной телевизионной системе учреждения или на больничном интернет-сайте» [1, с.1473]. CLS организует посильные аэробные занятия и физические упражнения, для того чтобы помочь ребенку или подростку, несмотря на имеющиеся соматические ограничения, сохранить позитивный образ тела, ощутить свою физическую компетентность и радость движения.

Детям любого возраста важно оставаться не только активными, но и креативными. Поэтому следующее направление деятельности CLS - организация больничной среды как арт-пространства, требующая не только изменения дизайна палат, но и их приспособления к необходимости проведения занятий декоративно-прикладным, художественным или музыкальным творчеством даже при сохранении постельного режима пациента (оснащение необходимыми материалами, инструментами, ноутбуками, видео- и аудиоаппаратурой). Немобильным пациентам особенно полезны музыкотерапия, больничная клоунада и кукольный театр.

Пятое направление социально-педагогической деятельности CLS - поддержка родственников ребенка (родителей, сиблингов, прародителей): коррекция нарушений их эмоционального состояния, переключение внимания членов семьи с пугающего диагноза на реальное состояние ребенка и его потребности; семейное и социально-правовое консультирование, инструктаж по обеспечению послебольничного ухода, обучение методам психосоциальной помощи; организация групп взаимопомощи родителей больных детей.

Наконец, в функционал CLS входит просветительская, учебно- методическая и организационная работа с социальным окружением детей (соседями, школьными учителями, медицинским персоналом поликлиник и больниц, благотворительными фондами и некоммерческими организациями социальной направленности, волонтерами), координация деятельности различных общественных систем поддержки [2, с. 9].

В итоге анализа зарубежной практики немедицинской помощи пациентам детских больниц мы приходим к выводу о необходимости организации аналогичной системы в России силами социальных педагогов. С нашей точки зрения, в штат сотрудников каждого лечебно-профилактического учреждения для несовершеннолетних необходимо вводить социальных педагогов, которые реализовывали бы систему мероприятий по обеспечению психосоциального благополучия, поддержания качества жизни и оптимизации процесса восстановления здоровья детей. Социально-педагогическая помощь должна стать обязательным компонентом педиатрических внутрибольничных услуг системы здравоохранения Российской Федерации.

Список литературы

1. Дашук И.Н., Митяева А.М. Социально-педагогическая работа с детьми в условиях длительного лечения в стационаре медицинского учреждения//Воспитание и проблемы социальной безопасности детства в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Орел: ОГУ им. И.С.Тургенева, 2017. – 634 с. - С.153 – 160.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: