Содержание дисциплины

№ п/п Содержание раздела Количество часов В том числе:
Развитие речи/ Внеклассное чтение Контрольные работы
  Введение. Книга в жизни человека.      
  Устное народное творчество   1/  
  Из древнерусской литературы.      
  Из литературы XVIII века.      
  Из литературы XIX века.   4/4  
  Из литературы XX века.   3/2  
  Из зарубежной литературы.   1/3  
  Итоговый урок      
  Резервные уроки (35 недель)      
  ИТОГО 68/70 9/9  

 

4. Календарно - тематический план

 

 

№ п/п Тема урока. Основное содержание Дата
1. Литература как учебный предмет. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.  
  Устное народное творчество (6 часов)  
2. Фольклор – коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Вариативная природа фольклора.  
3. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.  
4. Художественный мир волшебной сказки. «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.  
5. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.    
6. Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.      
7. РРКлассное сочинение по одной из тем: «Мой любимый герой русской народной сказки», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Добро и зло в народных сказках».  
  Древнерусская литература (1 час)  
  8. Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.    
  Литература XVIII века (1час)  
  9. М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.  
  Литература XIX века (30 часов)  
10. Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)  
11. И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягнёнок».  
12. И.А.Крылов «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.  
13. Р.Р. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.  
14. В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский– сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои  
15. В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.  
16. А.С. Пушкин. Детские и лицейские года поэта. «Няня» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.      
  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.    
18. К/Р №1 по теме: «Творчество русских писателей И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина»    
19. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Система образов сказки.    
  Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению.  
21. Вн.чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.  
22. В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.  
23. М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.  
24. Выразительные средства языка в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческое событие, переданное устами его рядового участника. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем.    
25. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.  
26. Реальность и фантастика в повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место».  
27. Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.  
28. Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».  
29. И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.    
30. И.С.Тургенев. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.  
32. К/Р №2по теме: «Творчество русских писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева» (письменные ответы на вопросы или тестирование).      
33. Афанасий Афанасьевич Фет.Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.  
34. Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.  
35. РР. Жилин и Костылин – два разных характера в рассказе «Кавказский пленник». Обучение сравнительной характеристике героев. Подготовка к домашнему сочинению.  
36. А.П.Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Законы юмористического рассказа.. Осмеяние глупости и невежества героев.  
37. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.  
38. Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова  
39. Вн.чт. И.Бунин. «Опять она, родная сторона...» Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.  
  Русская литература XX века (22 часа  
40. В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.  
41. Жизнь детей в повести «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.  
42. РР Изображение города и его обитателей в повести Короленко. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко  
43. С.А.Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.  
44. П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства.  
45. Образ Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказке «Медной горы Хозяйка»  
46. К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество. «Теплый хлеб». Сказка о добре и труде. Народная мудрость и народная мораль в сказке писателя.  
47. Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Народная мудрость и народная мораль в сказке.  
48. Вн.чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа.  
49. С.Я.Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Столкновение добра и зла.  
50. РР. Художественные особенности пьесы-сказки Двенадцать месяцев». Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака. Подготовка к домашнему сочинению.    
51. А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.  
52. К/Р № 3 по теме: «Творчество русских писателей Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского»  
53. В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.  
54. В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». «Открытие» Васюткой нового озера.  
55. РРКлассное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев» (По одному произведению.) «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» (По пр-ям Паустовского, Платонова, Астафьева)    
56. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; Дон Аминадо «Города и годы». Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.    
57. Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе.  
58. Саша Черный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного.  
59. Дети и война. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. Рассказ о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.    
60. Р.Л.Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады.  
61. Вн.чт. Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.  
  Из зарубежной литературы (6 часов)  
62. Х. К.Андерсен. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.  
  В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.  
64. РР Классное сочинение по сказкам Х.К. Андерсена: «Герда против Снежной королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?»  
65. Вн.чт. Ж. Санд. Рассказ о писательнице. Сказка «О чём говорят цветы». Дети и природа. Спор героев о прекрасном.  
66. Вн.чт. М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Смелость и предприимчивость подростка. Мечты Тома и его затеи.  
67. Вн.чт. Д.Ж. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.  
68. К/Р № 4. Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения.  
69-70. Резервный урок.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: