Подготовительные работы

При строительстве линейной части магистральных трубопро­водов основной объем подготовительных работ выполняют не в подготовительный период, т. е. до начала проведения основ­ных видов работ, а с определенным их опережением.

К внеплощадочным работам здесь относят сооружение подъ­ездных дорог, а к внутриплощадочным — подготовку трассы трубопровода к проведению основных работ и работ по строи­тельству переходов трубопровода через естественные и искусст­венные преграды.

В зависимости от природно-климатических условий строи­тельства состав и структура подготовительных работ весьма разнообразны: расчистка трассы от леса и кустарника, срезка


Таблица 10

 

  Диаметр трубопровода, мм
           
Зоны Глубина траншеи, м
  1,2-5 1,5—5 1,8-5 2—5 2,2-6

Ширина полосы отвода (в м) без выполнения рекультивации

 

Первая Вторая Третья 10,6 4—24 4,5 11,9 5,2—24,6 5,2 12,1 6,3—25,3 6,6 12,6 6,9—25,6 6,7 12,8 8—26 6,7
Итого 19,1—39,1 22,3—41,7 25—44 26,2—44,9 27,5—45,5

 

Ширина полосы отвода (в м) при выполнении рекультивацш    
Первая —   5-33   16,6—34     9-36   19—36     2—37 ,6
вторая                          
Третья   4,5   5,2     6,6   6,7     6,7  
Четвер-   3-12   9,2-13 ,5   1—15,1   ,4—15     7—15 ,4
тая — пя-                          
тая                          
Итого   3-50   31-52 ,7 35, 6—57,7   ,1—58     6-59 ,7

косогоров, сооружение временных дорог, выполнение противо-отвальных и противооползневых мероприятий, предохранение грунта от промерзания, защита временных дорог от снежных заносов, устройство баз, причалов, пристаней, площадок, созда­ние диспетчерской системы связи и т. д. Рассмотрим подгото­вительные работы, выполняемые непосредственно на полосе от­вода для строительства трубопровода, и сооружение временных дорог.

Полоса отвода земли для строительства магистрального тру­бопровода по ширине весьма ограничена действующими нор­мами (рис. 9, табл. 10).

Расчистка полосы отвода земель для строительства трубо­провода и ее планировка — основные виды работ в любом геог­рафическом районе страны, в любых природно-климатических условиях. Так, например, в равнинной, среднехолмистой и мало­пересеченной местностях при незначительной залесенности или при отсутствии лесов расчистка трассы сводится к срезке микро­рельефа, уборке бульдозерами мелколесья и срезке малообъем­ных косогоров. В типично таежной местности расчистка полосы строительства трубопровода от леса намного сложнее. Она за­висит от времени проведения работ. Летом работы выполняет бригада, состоящая из следующих звеньев: 46


Рис. 9. Зоны полосы отвода земель для строительства магистрального тру­бопровода:

а, 0 — расстановка механизмов без выполнения рекультивации; в, г — то же, при вы­полнении рекультивации; зоны: / — прохода строительной колонны и трактора; II — разработки траншеи и отвала грунта; III, VI — работы бульдозера; IV — рекультива-ц1ш; V —отвала плодородного слоя; 7— траншея; 2 — ось траншеи; 3, 5 — отвал со­ответственно минерального грунта и плодородного слоя; 4 — трубопровод; А — расстоя­ние, устанавливаемое по нормам

первое — размечает границы полосы отвода, ось трубопро­вода и трелевочного волока;

второе — убирает зависшие кроны деревьев, завалы, буре­ломы и т. п.;

третье — с помощью бульдозера готовит площадки для раз­делки хлыстов, прокладывает трелевочный волок;

четвертое — с помощью трелевочных тракторов, бензомотор­ных пил и сучкорезов валит лес, обрубает сучья, осуществляет трелевку хлыстов по волоку на разделочную площадку и раз­делку хлыстов на сортамент (при необходимости кустарник и мелколесье срезают бульдозерами);

пятое — с помощью корчевателей и бульдозеров выполняет работы по корчевке пней, засыпке ям и неровностей, роет тран­шеи для захоронения пней и порубочных остатков (если их не используют для устройства временных лежневых дорог), осу­ществляет захоронение и окончательную планировку полосы отвода.

В зимнее время полосу отвода расчищают от леса в два этапа: сначала полосы движения транспорта и прохода строи-


Рис. 10. Планировка барханов бульдозерами:

А — подготовленный участок трассы; Б, В — срезка барханов бульдозерами (соответ­ственно продольные и поперечные проходы); / — направление перемещения грунта; 2 — места отсыпки срезанного грунта

тельной техники, а затем (непосредственно перед рытьем тран­шеи)—остальную часть полосы отвода. За счет этого полоса рытья траншеи предохраняется от сильного промораживания.

По одному из классификационных признаков торфяные бо­лота делят на два типа: с разложившимся и неразложившимся торфом. Последние постоянно выделяют тепло, а в зимнее время, будучи укрытыми снежным покровом, практически не замер­зают. На таких болотах намораживают полосы для последова­тельного прохода по ним все более тяжелой строительной тех­ники. В этом случае образуется ледово-снежно-грунтовый слой, обеспечивающий проход тяжелых транспортных средств и строи­тельной техники. Очевидно, что сооружение трубопроводов на болотах в зимнее время намного проще и дешевле, чем летом, так как резко сокращается объем строительства лежневых до­рог, которые летом прокладывают на всех болотах с мощностью торфяного слоя более 0,7 м, а зимой на болотах с неразложив­шимся торфом.

В пустынно-песчаной местности, где барханы (грядовые, грядово-ячеистые и ячеистые) образуют грядово-волнистую по­верхность или представляют собой отдельные беспорядочно расположенные холмы высотой до 18—22 м, подготовка полосы строительства заключается в ее планировке, выполняемой двумя способами (рис. 10):

барханы бульдозерами срезают до так называемой средней линии (срезанный грунт размещают в межбарханных впадинах);

барханы в полосе строительства срезают до их подошвы (срезанный грунт размещают в межбарханных впадинах).

В горных условиях валку деревьев обычно ведут бензомо­торными пилами, стремясь в целях предотвращения эрозии на 48


полосах движения транспорта и прохода строительной тех­ники по возможности сохра­нить растительно-корневой слой и низко спиленные пни. Кустарник и мелколесье со строительной полосы удаляют двумя способами: срезкой (вырубкой) кустарника и мелколесья с последующим удалением их за пределы по­лосы отвода или сжиганием на полосе; удалением кустар­ника и мелколесья вместе с корневой системой за пре­делы полосы отвода или сжи­ганием их на полосе.

К подготовительным работам по строительству магистраль­ных трубопроводов в горных условиях относят и устройство полок на поперечных уклонах для укладки трубопровода, про­езда транспорта и строительной техники (рис. 11). В зависи­мости от поперечного уклона полки прокладывают в выемках и полувыемках-полунасыпях. При этом траншею для прокладки трубопровода роют в материковом грунте. Ширина полки зави­сит от диаметра и числа ниток трубопровода, которые допуска­ется прокладывать в одной траншее, а также от технологической схемы проведения работ и габаритов применяемых строитель­ных и специальных машин и механизмов. При непрерывной длине полки более 600 м необходимо устраивать разъезды.

При устройстве полок в монолитном скальном грунте рыхле­ние его осуществляют шпуровым методом малыми зарядами («на рыхление»), которые исключают возможность появления в породах трещин, неизбежных при использовании укрупненных зарядов (разработка скалы «на выброс»). Грунты III и IV групп при устройстве полок разрабатывают экскаваторами без пред­варительного рыхления.

Буровзрывные работы при строительстве магистральных трубопроводов в горных условиях должны проводиться в соот­ветствии с «Едиными правилами безопасности при взрывных работах».

В условиях вечной мерзлоты подготовительные работы должны вестись так, чтобы по возможности не повреждался моховой покров, ибо повреждение его при льдонасыщепных вечномерзлых грунтах ведет к образованию термокарста.

В состав подготовительных работ при строительстве линей­ной части магистральных трубопроводов входит сооружение временных дорог (вдольтрассовых, подъездных и технологи­ческих). Вдольтрассовые дороги необходимы для перевозки людей и грузов, перебазировки строительных подразделений и


 
 


Таблица 11

 

Характеристика временных Расчетная скорость Расчетная грузонапряжен- Интенсивность
дорог движения, ность, млн. т движения,
  км/ч (брутто) в год ед сут
Подъездные и вдольтрассо-   3—10 1000—3000
вые автомобильные      
Подъездные и технологиче-   0,6-3 200—1000
ские автомобильные      
Автотракторные   0,3—0,6 До 200
Тракторные   До 0,3 До 200

лиц, осуществляющих оперативный контроль за ходом раоот. Такие дороги сооружают как в полосе отвода на период строи­тельства трубопровода, так и в непосредственной близости от трассы на всем ее протяжении с необходимыми выходами на трассу.

Подъездные дороги служат для связи пунктов поступления труб, материалов, конструкций, изделий, строительной и спе­циальной техники с местами базирования механизированных передвижных колонн, строительно-монтажных участков и их подразделений, трубосварочных и других баз, полевых жилых городков, а также с местами проведения работ на трассе трубо­провода. К подъездным относят дороги к карьерам строитель­ных материалов (песка, гравия, камня и др.) и предприятиям стройиндустрии.

Технологические дороги сооружают непосредственно в по­лосе строительства трубопровода. Они необходимы для прохода строительной техники: экскаваторов при рытье траншеи, изоля­ционно-укладочных колонн и др. Такие дороги рассчитаны на краткосрочную эксплуатацию, т. е. практически на одноразовый проход строительной техники.

Классификация временных дорог для трубопроводного строительства и техническая характеристика покрытий времен­ных дорог приведены в табл. 11 и 12. Ширина проезжей части временных подъездных и вдольтрассовых дорог обычно состав­ляет 4,5—9 м, земляного полотна — 8—13 м, минимальный ра­диус поворота при перевозке секций труб— 120 м. Для времен­ных технологических дорог соответствующие показатели равны 10, 15 и 60 м.

В расчетах конструкций временных дорог должны быть учтены колесная, осевая, гусеничная, максимальная гусеничная, нормативные нагрузки, нормативное и минимальное давление на грунт от гусеничной нагрузки.

Сооружение временных дорог ведет специализированная до-рожно-строительная колонна, оснащенная соответствующей (по видам и объемам работ) техникой. Дорожно-строительная ко-50


лонна находится в непосредственном подчинении начальника КТП.

Зимние дороги (зимники), как правило, сооружают в север­ных районах страны, где продолжительность зимнего периода составляет не менее 5—7 мес. Зимние дороги, сооружаемые ппи строительстве линейной части магистральных трубопроводов, относят к временным, используемым в течение одного сезона (в редких случаях — двух зимних сезонов), разового пользова­ния— для пропуска транспорта. Зимники — это подъездные или вдольтрассовые дороги. Их подразделяют на сухопутные, прокла­дываемые на грунтовом основании, ледяные, устраиваемые путем намораживания ледяного полотна на грунт, и ледовые (ледовые переправы через реки и озера, ледовые дороги, про­кладываемые по руслам рек и ручьев).

Толщину промерзшего слоя болота /г, обеспечивающую проезд транспортного средства, работу строительной или специальной техники, определяют по формуле Н = (К^0)1{а+ Ь), где К~ коэффициент проходимости (К = 9 для гусеничных машин, Д*=11 для колесных машин); С — масса транспортного средства с грузом или машины в рабочем состоянии; а — коэффициент, зависящий от вида болот (а = 2 для травянистых болот, а=1,6 для прочих видов болот); Ь — температурная поправка.

Расчетную толщину льда Нр ледовых переправ определяют по следующим формулам: Нр = 9 Кл^С} —для гусеничных машин; Лр=12КЛ1/'(2 — Для колесных машин, где Кл — коэффициент прочности льда (/Сл = 1,1-М,5); <2 — масса транспортного сред­ства с грузом или строительной машины (механизма).

При недостаточной для прохода транспорта и техники тол­щине льда проезжую часть дороги усиливают деревянным на­стилом или послойным намораживанием льда.



ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ

К транспортным работам, в составе которых целесообразно рассматривать и погрузочно-разгрузочные, при строительстве линейной части магистральных трубопроводов относят выгрузку труб (в отдельных случаях трубных секций) из железнодорож­ных полувагонов, барж, судов; транспортировку их от пунктов назначения (станций, портов, пристаней) к промежуточным трубосварочным базам, местам промежуточного складирования. или непосредственно на трассу трубопровода. Наиболее массо­выми грузами при строительстве магистральных трубопроводов являются трубы (85—92% от общего объема перевозок). Обобщенная схема транспортировки труб (трубных секций) представлена на рис. 12.

Бригаду, выполняющую погрузочно-разгрузочные и транс­портные работы, оснащают автокранами соответствующей гру­зоподъемности, кранами-трубоукладчиками, трубовозами (на колесном и гусеничном ходу), траверсами и мягкими полотен­цами (для изолированных труб) и другими вспомогательными устройствами и приспособлениями. Так как не всегда имеется возможность вывозить трубы с железнодорожных станций (пор­тов, пристаней) по мере их поступления (выгрузка из полува­гонов и непрерывная погрузка на трубовозы, рис. 13), трубы


       
 
   
 

Рис. 12. Обобщенная схема транспортировки труб (трубных секций) 52


необходимо складировать в штабеля, высота которых ограничи­вается лишь характеристикой автокрана. Трубы укладывают «в седло» (пирамидой, с боковыми наклоненными стойками из деревянных брусьев) или горизонтальными рядами на подклад­ках из деревянных брусьев с клиновыми упорами от раскаты­вания труб по краям рядов. Размеры площадок для временного складирования труб разных диаметров приведены в табл. 13.

Таблица 13

 

    Диаметр труб, мм  
Показатели          
           
Толщина стенки трубы, мм       12,5 17,5
Число полувагонов на 1 км          
труб          
Масса трубы длиной 12 м, т 1,24 1,69 3,4 4,5 7,2
Число рядов при складиро-          
вании          
Площадь (в м2), занимаемая          
штабелем труб:          
на 1 км          
на 1,5 км      
на 2 км  


Между штабелями оставляют проезды для трубовозов и авто­кранов (кранов-трубоукладчиков).

Грузоподъемность отечественных автомобилей (тракторов) с прицепами для перевозки отдельных труб и трубных секций составляет 9, 18, 30 и 50 т, поэтому при сооружении трубопро­водов диаметром 1420, 1220, 1020, 820, 720 мм одна транспорт­ная единица обычно перевозит соответственно 1—3, 2—3, 2—5, 3—6, 5—9 труб (длина 12 м) или 1—2, 2—3, 2—5, 1—6, 1—9 секций (длина 36 м).

На погрузочно-разгрузочных работах наиболее часто исполь­зуют автокраны К-161 и К-162, трубоукладчики Т35-60М, ТГ122, ТГ201ДГ502 и другие (главным образом на погрузке труб из штабелей на трубовозы, на сварочно-монтажных базах и не­посредственно на трассе трубопровода), торцовые типа ЗТ, торцовые автоматические типа ЗТА и клещевые типа КЗ за­хваты. При подъеме труб, изолированных в заводских условиях, используют мягкие полотенца типа ПМ, траверсы типа ТРВ и клещевые захваты. Для работы с изолированными трубами краны-трубоукладчики оснащают стрелами с эластичными накладками (как правило, из списанных автопокрышек).

В последние годы при строительстве магистральных трубо­проводов широко используют вертолеты для перевозки бригад, звеньев, материалов, оборудования и конструкций, для соору­жения переходов трубопровода через преграды, при его при-грузке, выполнении работ по очистке полости и испытанию трубопровода, для транспортировки отдельных труб и кривых вставок, контрольно-инспекционных проверок хода работ и т. д. При массовых перевозках грузов вертолетами (например, при пригрузке трубопровода) создают специальные транспортные отряды, работающие по единому графику с наземными брига­дами (подготовка грузов к транспортировке, погрузочно-разгру-зочные работы на вертолетных площадках и в местах проведе­ния работ и др.). Взлетно-посадочные вертолетные площадки, как правило, располагают недалеко от складов материалов, труб, оборудования, площадок для хранения техники, полевых жилых городков, трубосварочных и других баз.

В общем составе транспортных работ, выполняемых при строительстве магистрального трубопровода, особое место зани­мают работы по перебазированию КТП со строительства пре­дыдущего трубопровода на строительство последующего или с одного участка на другой. Перебазирование планируют не менее чем за 2—3 мес до его осуществления строительной орга­низацией, которая для этого КТП разрабатывала ППР. Техни­ческая документация проекта перебазировки включает в себя следующие документы: график перебазировки; поэтапный гра­фик перебазировки служб обеспечения КТП; ведомость на тре­буемое число железнодорожных платформ и вагонов; график подачи железнодорожных вагонов под погрузку; ведомость-спецификацию крепежного материала; перечень мероприятий 54


по безопасному выполнению погрузочно-разгрузочных и транс­портных работ. Условия перевозки грузов по железным дорогам и взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей с железнодорожной администрацией регламентируются «Уста­вом железных дорог СССР».

СВАРОЧНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

Сварочно-монтажные работы при строительстве линейной части магистральных трубопроводов можно разделить на две группы:

работы, выполняемые на трубосварочной базе (поворотная сварка отдельных труб в секции длиной, как правило, 36 м), гнутье труб (изготовление кривых вставок);

работы, выполняемые непосредственно на трассе трубопро­вода (неповоротная сварка секций труб в плети длиной 1—5км или сплошную нитку от одного технологического разрыва до другого длиной 5 км и более); ликвидация технологических разрывов по трассе трубопровода (заварка захлестов и врезка катушек; врезка линейной арматуры — кранов и водосборников на газопроводах, задвижек и камер приема и пуска скребка на нефте- и нефтепродуктопроводах и др.); сварочные работы при сооружении переходов трубопровода через крупные и малые естественные и искусственные преграды, а также при очистке полости и испытании трубопровода, врезке кривых вставок и отводов.

Поворотную сварку отдельных труб в секции осуществляют на промежуточных полустационарных трубосварочных базах, которые обычно располагают в непосредственной близости от трассы трубопровода в середине обслуживаемого участка или в районе пункта поступления труб (рис. 14). В зависимости от характеристики транспортной схемы строительства трубопро­вода расположение трубосварочной базы предусматривает пе­ревозку секций труб на расстояние 35 км, а в особо сложных условиях—■ до 100—150 км и более (например, на севере Тю­менской области). Трубосварочные базы располагают на гори­зонтальных площадках, которые не затапливаются в весенний паводок или во время ливней. К таким площадкам необходимо устраивать хорошие подъезды. Обычно трубосварочная база


Рис. 15. Трубосварочная база БТС-143:

/ — магазин труб; 2 — станки для обработки кромок труб; 3 — стенды для сборки и сварки двухтрубных секций; 4 — компрессор; 5 — электростанция или трансформаторная подстанция; 6 — стенд для сборки и сварки трехтрубных секций; 7 — блок питания; 8 — вспомогательный блок; / — к стенду контроля качества сварных стыков

занимает 4—18 тыс. м2. Существуют две типовые схемы трубо­сварочных баз: на одних базах используют полевые автосвароч­ные установки типа ПАУ для автоматической сварки стыков труб под слоем флюса при предварительной сварке корневого слоя шва ручной электродуговой сваркой; на других — двух­стороннюю автоматическую сварку стыков труб под слоем флюса (рис. 15). Трубосварочные базы первого типа более просты. На них выполняют следующие операции:

подачу трубоукладчиком с клещевым захватом отдельных труб из штабеля на стеллаж-накопитель;

сборку труб в трехтрубные секции и сварку первого слоя шва на механизированном стенде с предварительным подогре­вом кромок свариваемых труб;

подварку корня шва изнутри трубы автоматической сваркой (сварочным трактором) под слоем флюса;

автоматическую сварку на ПАУ под слоем флюса последую­щих слоев шва;

подачу трубоукладчиком сваренной секции труб на стеллаж контроля качества сварки;

контроль качества сварных швов;

ремонт (при необходимости) дефектных сварных стыков труб;

отправку секций труб на трассу плетевозами.

Перед сборкой в секции и сваркой стыков трубы должны быть осмотрены для выявления соответствия их состояния тех­ническим условиям на поставку. Внутренняя полость труб должна быть очищена от грязи, снега, льда и посторонних предметов. Деформированные концы труб необходимо выправить и при необходимости обрезать под фаску. Снаружи и изнутри 56


кромки труб не менее чем на 10 мм следует зачистить до чистого металла. Участки труб с повреждениями, недопусти­мыми по техническим условиям, должны быть вырезаны. Вмя­тины на трубах, не превышающие 3,5 % от диаметра труб, допускается выправлять безударными разжимными устройст­вами с обязательным подогревом мест выправки (до 100— 150 °С) при отрицательной температуре наружного воздуха.

Для сборки и сварки первого слоя шва (диаметры труб до 1420 мм) используют механизированные трубосварочные линии МТЛ-10, МТЛ-121, МТЛ-11, а также УУПСТ, ССТ-141; для автоматической подварки изнутри трубы корневого слоя шва под слоем флюса— аппараты СВР-142, ТС-17М и ВКС-1000; автоматической сварки последующих слоев шва — установки ПАУ-501 (взамен ПАУ-601 и ПАУ-602), ПАУ-1001 и УМССТ. Стыки труб на сборочных стендах собирают с помощью внут­ренних центраторов ЦВ-104 (диаметр труб 1020 мм), ЦВ-124 (диаметр 1220 мм) и ЦВ-144 (диаметр 1420 мм).

При изготовлении секций труб на трубосварочных базах типа БТС последовательность выполнения основных операций такова: подготовка труб к сварке; сварка наружных слоев шва и последующая одновременная сварка второго наружного и внутреннего слоев шва (БТС-143).

Трубосварочная база БТС-142 предназначена для сварки двухтрубных секций диаметром 1020—1420 мм, БТС-143 — для двух- и трехтрубных секций труб диаметром 1020—1420 мм. Трубосварочные базы укомплектовывают трубоукладчиками, ПЭС, установками для сушки стыков швов, оборудованием для газовой резки, постами ручной дуговой сварки, шлифовальными машинками с набором абразивных кругов, грузовыми автомо­билями, автобусами для перевозки рабочих, вагонами-доми­ками, топливозаправщиками, емкостями для горюче-смазочных материалов, противопожарным инвентарем и др. На трубосва­рочных базах используют краны-трубоукладчики ТГ122, Т1530В, ТГ201, Т3560А отечественного производства (грузоподъемность соответственно 12, 15, 20, 35 т, максимальный вылет крюка 4, 5, 5,6 и 6,5 м), а также краны-трубоукладчики зарубежного производства: К-583Н, К-594, ТД-25С '(США) и Б-155, 0-355 (Япония) грузоподъемностью 63,5; 90,7; 68,7; 92 т с наибольшим вылетом крюка соответственно 6,7; 6; 6,1; 8,5 м.

Для сварки труб в секции используют трубосварочные базы БТС-142В и БТС-143 (производительность соответственно 3,5 и 6 стыков/ч), которые обеспечивают темп работы бригад при неповоротной сварке трубопровода.

При изготовлении кривых вставок трубы гнут на трубоги-бочных станках ГТ-531, ГТ-1021, ГТ-1221 и ГТ-1422 (диаметры труб соответственно 529—820, 1020, 1220 и 1420 мм), которые располагают на специальных площадках, непосредственно при­мыкающих к трубосварочным базам. Магистральные трубопро­воды при обходе и пересечении естественных и искусственных


преград проектируют как с горизонтальными, так и с верти­кальными углами поворотов, которые не всегда можно выпол­нить за счет свободного упругого изгиба трубопровода. По этой причине на отдельных участках трубопровода в его нитку вва­ривают кривую вставку — отдельные трубы или секции труб, предварительно изогнутые до требуемой кривизны. Кривые вставки изготовляют методом холодного гнутья. Для предот­вращения образования на трубах большого диаметра (1220 и 1420 мм) гофр, не допускаемых техническими условиями, ис­пользуют дорны марок Д1223 и Д1423.

Для кривых вставок из партии поступивших труб рекомен­дуется отбирать трубы с отклонениями от диаметра и толщины стенки в сторону положительных допусков. При гнутье двух-или трехтрубных секций нельзя допускать изгибы в местах на­хождения кольцевых сварных швов (отстояние гиба — не менее 0,5 диаметра трубы). Продольные сварные швы труб следует располагать в нейтральной зоне изгиба.

Унифицированные размеры изгиба кривых вставок

Диаметр труб, мм.. 219—377 426 529 720—820 1020 1220 1420 Толщина стенки труб,

мм............................. 4—25 6—12 7—10 8—12 10—14 12—15 16—20

Радиус изгиба трубы,

мм............................. 15 20 25 35 40 60 60

Работы по гнутью труб выполняют машинист трубогибоч-ного стана, его помощник и машинист крана-трубоукладчика.

Неповоротную (потолочную) сварку труб в плети или сплошную нитку на трассе проводит механизированная бригада, входящая в состав ЛОСП (КТП). Работы осуществляют поточ-но-расчлененным методом (на трубопроводах диаметром 1020— 1420 мм) или методом последовательного наращивания нитки трубопровода.

Сборке и сварке секций труб в плети или сплошную нитку предшествуют работы по расчистке и планировке полосы отвода, сооружению подъездных, вдольтрассовых и технологических дорог, что обеспечивает открытый фронт работам по неповорот­ной сварке трубопровода. После подготовки трассы трубопро­вода на нее вывозят инвентарные лежки, доставляют сварочную технику, а затем секции труб, которые трубоукладчиками укла­дывают на инвентарные лежки под углом 15—20° к оси трубо­провода (на фронт работ в 1500—2500 м требуется 90— 150 лежек).

При поточно-расчлененном методе механизированную бри­гаду комплектуют из нескольких звеньев. Каждое звено выпол­няет следующие операции: опережающую поток подготовку секций труб к сборке (подборка труб для стыковки, очистка полости секций от грязи, снега, льда, посторонних предметов и др.) и секций труб в потоке (зачистка кромок, подача секций к месту монтажа, подогрев кромок с помощью пропановых го­релок); сборку секций с помощью внутреннего центратора; 58


сварку корневого слоя шва, «горячего прохода», заполняющих слоев, облицовочного слоя шва (рис. 16). Звенья рабочих, го­товящих секции труб к сборке и сварке, оснащают трубоуклад­чиками (3 шт.), устройством для правки вмятин УПВ-141, ап­паратами для газовой резки «Орбита-2» или «Спутник», клеще­выми захватами, емкостью для пропана, передвижной электростанцией, электрошлифовальными машинками «Старт» для удаления шлака, кольцевыми пропановыми горел­ками, емкостями для воды и горючего, передвижной авторе­монтной мастерской, вахтовым автомобилем (автобусом), ра­диостанцией «Карат» и др. Рабочие звеньев, выполняющих сварку, входят в одну и ту же механизированную бригаду, которая имеет краны-трубоукладчики, внутренний центратор, сварочные энергопоезда, сварочные установки и др.

В последние годы Институтом электросварки им. Е. О. Па-тона АН УССР и ВНИИСТ Миннефтегазстроя разработана и успешно совершенствуется технология контактной сварки не­поворотных стыков секций труб большого диаметра (1420 мм) методом непрерывного оплавления кромок труб с заранее за­программированным изменением основных параметров процесса сварки. Сварочный комплекс «Север-1» прошел производствен­ную проверку на строительстве газопроводов «Союз», Зынга-пур — Челябинск и др. Производительность его 6 стыков/ч, выработка на одного рабочего в 4—5 раз превышает показа­тели, достигаемые при ручной электродуговой сварке. В 1982г. успешно завершились испытания (первый этап) нового свароч­ного комплекса «Стык-2». Миннефтегазстрой планирует в бли­жайшие годы все сварочные работы на трассах магистральных трубопроводов выполнять единой комплексной механизирован-


ной бригадой в составе звеньев по электроконтактной сварке прямолинейных участков, автоматической сварке порошковой проволокой стыков на узлах поворотов и на переходах, а также по ручной электродуговой сварке стыков при врезке катушек и заварке захлестов, монтаже отключающих устройств (кранов, задвижек) и другой линейной арматуры.

Работы по ликвидации технологических разрывов выполняют специализированные бригады (звенья) в соответствии с де­тально отработанными типовыми технологическими картами.

Монтаж и заварку технологического захлеста проводят в оп­ределенной последовательности: выявляют место стыка; верх­нюю плеть краном-трубоукладчиком приподнимают на 20—25 см над нижней плетью, лежащей на дне траншеи; концы труб в зоне реза и сварки очищают от изоляции; конец верхней трубы обрезают под фаску; шлифовальной машинкой кромки труб об­рабатывают под сборку и сварку стыка; верхнюю плеть опус­кают краном-трубоукладчиком на дно траншеи, с помощью на­ружного (цепного или звенного) центратора собирают стык; прихватывают и обертывают стык. После получения положитель­ных результатов контроля качества стык изолируют, а траншею засыпают.

Схема проведения работ на врезке катушки такова: у концов плетей выкапывают приямки, концы плетей очищают от изоля­ции, зачищают шлифовальной машинкой с внутренней и наруж­ной сторон; из отдельной трубы (или ее обрезка) вырезают катушку нужной длины; один конец катушки отрезают под фаску и подготавливают к сборке и сварке; одним краном-тру­боукладчиком приподнимают конец плети, лежащей на дне траншеи, вторым — пристыковывают катушку подготовленным концом к приподнятой плети и с помощью наружного центратора удерживают их в таком положении до окончания сборки и сварки стыка. Монтаж и сварку второго стыка при врезке ка­тушки осуществляют аналогично заварке захлестов.

При заварке захлестов и врезке катушек используют наруж­ный центратор (например, типа ЦЗ), самоходный сварочный агрегат, одноковшовый экскаватор, бульдозер, оборудование для резки труб, самоходную водоотливную установку, дефекто­скоп, грузовой автомобиль и при необходимости малый битумо-плавильный котел типа ИСТ-ЗБ. Этот же набор техники и устройств применяют при врезке линейной арматуры на ма­гистральных трубопроводах.

Контроль качества сварных стыков магистральных трубопро­водов регламентируется СНиП Ш-42 — 80. Такой контроль пре­дусматривает систематический пооперационный контроль, осу­ществляемый в процессе сборки и сварки трубопроводов; визу­альный осмотр и обмер сварных соединений; проверку сварных швов неразрушающими методами контроля; механические ис­пытания сварных соединений. Число контролируемых сварных стыков, выполненных дуговой сваркой, принимают по табл. 14. 60


Таблица 14

 

 

 

 

Категория трубо­провода Число сварных стыков, подлежащих контролю физическими методами, %
всего в том числе
радиографическим магнитографическим или ультразвуковым
В (высшая) I II III IV IV (наземная и надземная прокладка) 100 100 100 100 Не менее 20 100 100 100 Не менее 25 Не менее 10 Не менее 5 Остальное»» 100 (ультразву­ковым методом)

Примечание. Стыки трубопроводов надземных переходов, захлестов, ввари­ваемых вставок, арматуры контролируют в объеме 100 % радиографическим методом.

Сварные соединения трубопроводов I—IV категорий, выпол­ненные стыковой сваркой оплавлением, контролируют. Физичес­кими методами—100% по зарегистрированным параметрам процесса сварки; механическими испытаниями—1 % (с целью проверки состояния системы автоматического управления про­цессом сварки).

Причины дефектов, возникающих в сварных стыках при электродуговой сварке, следующие: непровар в корне шва, сквоз­ной прожог, трещины в шве, подрез кромок, чрезмерное усиле­ние шва, газовые поры и свищи, размеры которых превышают допускаемые техническими условиями, непровар одной кромки шва, шлаковые включения, размер и число которых превышает допускаемые техническими условиями.

Качество сварных стыков магистральных трубопроводов контролируют методами рентгеногаммаграфирования, в основу которых положена способность рентгеновских и гамма-лучей проходить через сварные соединения как через полупрозрачные тела и регистрировать дефекты на радиографической пленке. Используют также магнитографический метод контроля. Он яв­ляется разновидностью магнитной дефектоскопии и основан на обнаружении полей рассеяния, возникающих в местах дефектов при намагничивании зоны сварного соединения. Этим методам контроля предшествует операционный контроль, основные поло­жения которого следующие:

стыки, выполненные дуговой сваркой, не должны иметь тре­щин, подрезов глубиной более 0,5 мм, недопустимых смещений кромок, кратеров, выходящих на поверхность пор; высота уси­ления шва должна составлять 1—3 мм, а переход от шва к ос­новному металлу должен быть плавным;

стыки, выполненные стыковой сваркой оплавлением, после


внутреннего и наружного грата должны иметь усиление высо­той не более 3 мм; смещение кромок после сварки не должно превышать 25 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм; до­пустимы местные смещения на 20 % периметра стыка, необхо­димо, чтобы их величина не превышала 30 % толщины стенки, но не более 4 мм.

В системе Миннефтегазстроя действуют ведомственные нормы и методы контроля качества поворотной и неповоротной сварки магистральных трубопроводов, включающие входной приемоч­ный, пооперационный и лабораторный контроль. Эти нормы, в частности, учитывают следующие положения СНиП Ш-42—80:

исправлению дефектов подлежат стыки (выполненные дуго­выми методами сварки), в которых длина выявленных трещин не превышает 50 мм; суммарная длина дефектных участков не превышает 7в периметра стыка;

исправлять дефекты следует наиболее эффективными спосо­бами: подваркой изнутри трубы дефектных участков в корне шва; наплавкой ниточных валиков высотой не более 3 мм при ремонте наружных и внутренних подрезов; вышлифовкой и по­следующей заваркой участков швов со шлаковыми включе­ниями и порами. При ремонте стыка с трещиной длиной до 50 мм засверливают два отверстия на расстоянии не менее 30 мм от краев трещины с каждой стороны. Дефектный участок вышлифовывают полиостью и заваривают в несколько слоев. Обнаруженные при внешнем осмотре недопустимые дефекты не­обходимо устранять до проведения контроля неразрушающими методами.

В настоящее время существует значительное число гамма-дефектоскопов, которые достаточно эффективны при контроле качества сварных стыков, например:

РАП-160-6П— рентгенодефектоскопический аппарат с пано­рамным выходом излучения;

«Гаммарид 20-26» — аппарат передвижного типа с дистан­ционным управлением для панорамного просвечивания стыков изнутри или снаружи трубы;

«Газпром» — аппарат с фронтальным просвечиванием коль­цевого сварного шва узким пирамидальным пучком;

«Трасса» — аппарат переносного типа с дистанционным уп­равлением;

ЛКС — полустационарная лаборатория для контроля каче­ства сварных стыков на трубосварочных базах магнито- и рент­генографическими методами и механическими испытаниями об­разцов на разрыв и изгиб;

ФМЛ-2В (РМЛ-2Б-01)—передвижная лаборатория для контроля качества сварных стыков на трубосварочных базах магнито- и рентгенографическим методами;

ПМЛ-5В — передвижная лаборатория на базе автомобиля УАЗ-452 для магнитографического контроля сварных соеди­нений; 62


АКП-141, АКП-143 — автоматизированные комплексы на базе автомобиля ЗИЛ-131 для контроля качества неповоротных сты­ков методами гаммаграфии;

АКТ-1 — автоматизированный комплекс для рентгенотелеви-знонного контроля сварных стыков на трубосварочных базах.

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

На строительстве линейной части магистральных трубопро­водов земляные работы выполняют по разным технологическим и организационным схемам. Выбор схем зависит от конструк­тивных решений трубопроводов (подземный, наземный, надзем­ный, прокладываемый с частичным заглублением), типа грун­тов, времени проведения работ и др.

При подземной прокладке трубопроводов к земляным рабо­там относят рытье траншеи (в основном роторными и одноков­шовыми экскаваторами), засыпку уложенного в траншею трубо­провода преимущественно бульдозерами или другими специаль­ными машинами (например, роторными или скребковыми траншеезасыпателями). В соответствии с действующими СНиП размеры и профили траншей устанавливают проектом в зави­симости от диаметра и назначения трубопровода, характеристики грунтов, гидрогеологических, рельефных и других условий стро­ительства. Ширина траншеи по дну должна быть не менее (0 + 0,3) м для трубопроводов диаметром 700 мм и 1,5 О — для трубопроводов диаметром более 700 мм. При крутизне откосов траншеи не менее 1: 0,5 для трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм ширина траншеи по дну может быть уменьшена соот­ветственно до 1,7 и 1,9 м. На участках врезки кривых вставок ширину траншеи по дну увеличивают в 2 раза, а при балласти­ровке трубопроводов железобетонными пригрузками и закреп­лении анкерными устройствами — до 2,2 О. Крутизну откосов траншей принимают в соответствии с главой СНиП о производ­стве и приемке земляных сооружений, а ка болотах I и II кате­горий соответственно от 1: 0,75 до 1: 1 и от 1: 1 до 1: 1,25.

При прокладке магистральных трубопроводов диаметром 1020—1420 мм дно траншеи нивелируют по всей длине трассы— ка прямолинейных участках через 50 м; на вертикальных кри­вых упругого изгиба и принудительного гнутья соответственно через 10 и 2 м; при прокладке трубопроводов диаметром менее 1020 мм — на участках трассы, на которые в проекте имеются выноски к рабочим чертежам.

Допуски на размеры траншей невелики и составляют по раз­личным параметрам от +20 до —20 см.

Основной объем работ по рытью траншеи для магистраль­ных трубопроводов выполняют роторными экскаваторами, ко­торые используют:

на практически прямолинейных участках трассы со спокой­ным рельефом в талых грунтах до V категории включительно;


Рис. 17. Рытье траншеи (а) одноковшовым экскаватором и засыпка уло­женного в траншею трубопровода (б):

1 — отвал; 2 — одноковшовый экскаватор; 3 — траншея; 4 — трубопровод в траншее; 5 _ засыпанный трубопровод; 6 — схема движения бульдозера; 7 — бульдозер

на криволинейных участках трассы с радиусом, равным или большим радиуса естественного изгиба трубопровода;

в мерзлых нескальных грунтах при глубине промерзания до 1 —1,2 м (роторным экскаватором ЭТР-254 можно разрабаты­вать траншею полного профиля);

при послойной разработке траншеи глубиной около 3 м (на­пример, для прокладки магистральных водоводов) в талых грун­тах, когда верхний слой (1—1,5 м) роют одноковшовыми экска­ваторами или бульдозерами;

при послойной разработке траншей, когда верхний промерз­ший слой глубиной до 40 см (при необходимости с предвари­тельным рыхлением тракторным навесным рыхлителем и дру­гими специальными машинами) разрабатывают бульдозером или когда верхний промерзший слой глубиной до 1 м после предварительного рыхления разрабатывают одноковшовыми экскаваторами.

Одноковшовые экскаваторы (с обратной лопатой) приме­няют при подземной прокладке трубопроводов (рис. 17) во всех случаях, кроме случая, когда траншею под трубопровод раз­рабатывают взрывом на полный профиль (в условиях болот — с «запасом» профиля на стабилизацию откосов траншеи в пе­риод от взрыва до укладки трубопровода):

на прямо- и криволинейных участках трасс с водонасыщен-ными (переувлажненными) грунтами — участки болот I, II и III типов и обводненные участки;

на всех участках врезки кривых вставок трубопровода;

з местах установки линейной арматуры;

при незначительном промерзании (25—40 см) минеральных грунтов без их предварительного рыхления;

при любом промерзании минеральных грунтов при их пред­варительном рыхлении (тракторным рыхлителем, взрывом и др.):

в условиях барханных песков в летнее и зимнее время; 64


в условиях разборной скалы (с рыхлением или без него);

в условиях различных типов скальных пород с их предвари­тельным рыхлением;

в условиях солончаковых грунтов (соры, такыры);

на всех переходах магистральных трубопроводов через есте­ственные и искусственные преграды;

при устройстве нагорных канав и защитных обвалований (на магистральных нефтепродуктопроводах);

при устройстве временных перемычек (например, для водо­отвода);

на границах захваток работы роторных экскаваторов.

Для обеспечения укладки изоляционно-укладочной колонной 1 —1,6 км трубопровода в смену необходима одновременная ра­бота двух (и более) роторных экскаваторов на примерно рав­ных по длине захватках, между которыми остаются неразрабо­танными участки длиной 15—20 м.

Одноковшовые экскаваторы работают на захватках, длина каждой из которых должна обеспечивать сменную производи­тельность экскаватора.

В средней полосе при рытье траншей для магистральных трубопроводов используют роторные экскаваторы ЭТР-224 (ЭТР-162), ЭТР-204 (ЭР-7Е, ЭР-7АМ), ЭТР-231 (ЭТР-223) ЭТР-231А (ЭР-7Т), ЭТР-253А (ЭТР-254); одноковшовые экска­ваторы ЭО-4121, ЭО-4123, МТП-71, Э-652А, Э-652Б, Э-10011А, Э-5111АС, ЭО-5122 (Э-1252А); бульдозеры ДЭ-27С; тракторные рыхлители Д-652ЛС; буровые машины БМ-276, БМ-253; ком­прессоры ДК-9М; передвижные пункты взрывчатых материалов ПВМ-2, автомобили для перевозки рабочих; радиостанции для оперативной связи.

Рекультивационные работы выполняют поточным методом бульдозерами: уложенный в траншею трубопровод сначала за­сыпают минеральным грунтом отвала, а затем покрывают пло­дородным слоем грунта.

Перед засыпкой проверяют положение трубопровода (соот­ветствие его проекту). При необходимости при засыпке прини­мают меры по предохранению изоляционного покрытия от по­вреждения грунтом (присыпка мягким грунтом, свободная футеровка верхней части трубопровода и т. п.). При наличии горизонтальных кривых участков трубопровода сначала следует засыпать криволинейный участок, а затем остальную часть трубопровода. Вертикальные кривые засыпают со сторон пони­жения, т. е. сверху вниз. Избыточный грунт бульдозерами раз­равнивают в пологий валик с учетом последующей осадки грунта.

Основное требование, которое необходимо выполнять при рытье траншеи и засыпке уложенного в траншею трубопро­вода,— соблюдение нормативной глубины заложения: 0,8 м до верхней образующей трубы при диаметре до 1000 м и 1 м — при диаметре 1000 мм и более (на болотах, подлежащих осушению,

3 Заказ № 1997 55


в песчаных барханах и в обводненной и болотистой местности— соответственно 1,1; 1 и 0,6 м).

На трассах магистральных трубопроводов, проходящих по болотистой и обводненной местности, для рытья траншеи в лю­бое время года используют одноковшовые экскаваторы с уши­ренными гусеницами (болотные) или обычные, которые на болотах I и II типов работают на перекидных еланях или воло­кушах, перемещаемых лебедками или тракторами.

Уложенный в траншею (или в канал-траншею, образован­ную взрывом) и забалластированный железобетонными при-грузами трубопровод после проверки его положения засыпают грунтом с помощью бульдозеров на болотном ходу или одноков­шовых экскаваторов, работающих на перекидных еланях или с уширенными гусеницами. В редких случаях для засыпки тру­бопровода, уложенного в канал-траншею, может быть исполь­зован направленный взрыв.

Круглогодично на болотах I типа и зимой на болотах II типа используют экскаваторы ЭО-4121 и ЭО-3123 с обратной лопа­той. На болотах II и III типов в летних условиях применяют специальные болотные экскаваторы (ЭО-4221, МТП-71, ТЭ-ЭМ и др.).

При прокладке магистральных трубопроводов в условиях холмистой местности или сложного рельефа на участках трассы с продольными уклонами до 15° рытье траншеи в грунтах I— IV категорий может выполняться роторными экскаваторами. При больших уклонах используют одноковшовые экскаваторы на гусеничном и колесном ходу, бульдозеры при условии, что лоперечные уклоны не превышают 8° (на косогорах с попереч­ными уклонами более 8° для обеспечения поперечной устойчи­вости машин устраивают полки).

При продольных уклонах 15—35° в грунтах, не требующих предварительного рыхления, для разработки траншей как на полках, так и без полок применяют одноковшовые экскаваторы, а при уклонах более 35° — бульдозеры (ширина траншеи по дну равна ширине отвала бульдозера, в особо сложных случаях она должна обеспечивать проход изоляционно-укладочной колонны). В скальных грунтах до вывозки секций труб (отдельных труб) на трассу перед разработкой траншеи обязательно рыхлят горную породу взрывным способом (взрывы на выброс недо­пустимы). При рыхлении скального грунта перебор дна тран­шеи увеличивается на 15—20%. Перед укладкой трубопровода перебор траншеи ликвидируют подсыпкой мягкого грунта (слой не менее 10 см) и его последующим уплотнением. Недобор грунта не допускается. Подсыпка мягким грунтом может быть заменена сплошной надежной защитой изоляционного покрытия от повреждения (футеровка и др.). После рыхления траншею разрабатывают одноковшовым экскаватором (рис. 18).

На продольных уклонах более 20° сплошная футеровка тру­бопровода деревянными рейками обязательна. 66


 

Рис. 18. Разработка траншеи в скаль­ном грунте:

А, Ь, В — зоны соответственно буровзрыв­ных работ, разрыхленного грунта и раз­работки траншеи; 1 — бурильная машина; 2 — одноковшовый экскаватор; 3 — отвал грунта; 4 — траншея; 5 — разрыхленный грунт; 6 — заряженные скважины

На крутых подъемах и спусках траншеи, как правило, засы­пают при перемещении бульдозера вдоль нее или под углом к ее оси. Если отвал грунта размещен у подошвы выемки (полу­выемки), то трубопровод засыпают одноковшовыми экскавато­рами или скребковыми траншеезасыпателями. Перед засыпкой уложенный в траншею трубопровод (если он не зафиксирован)' присыпают слоем мягкого минерального грунта (не менее 20 см от верхней образующей трубы). Подсыпку под трубопровод и присыпку его мягким минеральным грунтом выполняют бульдо­зерами, траншеезасыпателями или одноковшовыми экскавато­рами с последующей ручной доработкой.

При рытье траншей в песчаных грунтах пустынь применяют одноковшовые (в отдельных случаях роторные) экскаваторы и бульдозеры, а также экскаваторы-драглайны с ковшами повы­шенной вместимости. Как и в горных условиях, иногда ширина траншеи по дну обеспечивает проход изоляционно-укладочной колонны. В этих случаях траншею роют мощными бульдозерами с отвалами, выполненными в форме полуковшей-полусовков по так называемой продольно-поперечной схеме.

Уложенный трубопровод засыпают породой бульдозерами, а пески в полосе отвода закрепляют посевом пустынных расте­ний, воднобитумной эмульсией или другими способами и сред­ствами.

В мерзлых и вечномерзлых грунтах траншеи для магистраль­ных трубопроводов разрабатывают по вполне определенным технологическим и организационным схемам с учетом плотности грунта:

первая схема (плотность мерзлого грунта по плотномеру ДОРНИИ меньше или равна 250 ударам) — последовательный проход нескольких роторных экскаваторов, при котором осуще­ствляют послойную последовательную разработку траншеи; проход одного специального роторного экскаватора с разработ­кой траншеи на полный профиль;

вторая схема (плотность мерзлого грунта меньше или равна 300 ударам) — последовательный проход универсальных ротор­ных экскаваторов со сменными роторами: первый экскаватор разрабатывает траншею, второй расширяет и углубляет ее, третий доводит траншею до полного профиля;

третья схема (плотность мерзлого грунта более 300 уда­ров) — соответствует второй схеме, но при этом для предвари­тельного рыхления грунта применяют два-три рыхлителя.

3* 67



Буровзрывной метод разработки траншей для магистраль­ных трубопроводов в мерзлых и вечномерзлых грунтах приме­няют независимо от их плотности. В этом случае разрыхленный грунт вынимают одноковшовыми экскаваторами. Уложенный в траншею на подсыпку из минерального грунта трубопровод засыпают с помощью бульдозеров.

Качество проведения земляных работ при подземной про­кладке магистральных трубопроводов регламентируется типо­выми картами, которые предусматривают входной, пооперацион­ный и приемочный контроль.

При наземной прокладке магистральных газопроводов (рис. 19) в состав земляных работ входят песчано-гравийная отсыпка технологической лежневой дороги (по проекту); отсыпка мине­рального грунта слоем примерно 0,2 м по древесно-хворостяной выстилке на полосе прокладки трубопровода; обвалование газо­провода торфом (из траншеи-резерва) с помощью экскаватора, работающего на перекидных еланях; минеральная обсыпка слоем до 0,2 м торфяного обвалования газопровода. Гравийно-песчаную смесь и минеральный грунт завозят из карьеров са­мосвалами.

Прокладка магистральных газопроводов наземно выгодно отличается от подземной прокладки их в условиях торфяных болот, так как в этом случае исключаются пригрузка или анке-ровка, а также обратная засыпка уложенного в траншею газо­провода. Однако значительную сложность представляют работы по устройству отсыпки минерального грунта на полосе про­кладки газопровода и обсыпка минеральным грунтом торфяного обвалования, не говоря уже об устройстве древесно-хворостяной выстилки. Кроме того, не исключено самовозгорание торфяного обвалования газопровода и его постепенное оседание и разру­шение, поэтому в отдельных случаях допустима укладка изоли­рованного газопровода непосредственно на моховой слой.

При прокладке магистральных газопроводов с частичным заглублением (рис. 20) земляные работы сведены до минимума. Траншею-канаву для укладки газопровода роют навесным ка-68


 

Рис. 20. Прокладка магистрального газопровода с частичным заглубле­нием:

/ — торфяное болото; 2 — разработанный торф (отвал); 3 — газопровод, уложен­ный в траншею-канаву; 4 — торфяное обвалование газопровода

навокопателем (например, К-1400), установленным на болотном тракторе, а обвалование уложенного в траншею-канаву газо­провода проводят одноковшовым экскаватором. Обсыпка тор­фяного обвалования газопровода минеральным грунтом не про­изводится.

Прокладка магистральных газопроводов с частичным заглуб­лением предельно сокращает объем земляных и вспомогатель­ных работ, однако она имеет весьма существенный недостаток— практически полностью нарушается поверхностный гидрорежим торфяного болота, что неизбежно приводит к скоплению воды.по обе стороны торфяного обвалования газопровода.

ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

На строительстве магистральных трубопроводов очистка их наружной поверхности от грязи, ржавчины, окалины, снега, льда, изоляция и укладка в траншею объединены в один про­цесс, называемый изоляционно-укладочными работами, которые выполняет механизированная изоляционно-укладочная колонна после того, как на трассе трубопровода секции труб сварены в плети или сплошную нитку и вырыты траншеи для укладки трубопровода. Такой способ проведения работ получил назва­ние совмещенного способа проведения изоляционно-укладочных работ. Механизированная колонна выполняет следующие опе­рации (рис. 21):

на лежащую на бровке траншеи плеть трубопровода краны-трубоукладчики насаживают с помощью троллейных подвесок, а очистно-изоляционную (очистную и изоляционную) машину — ■с помощью специального конуса, надеваемого на торец плети;

краны-трубоукладчики приподнимают начальный участок плети трубопровода на высоту, обеспечивающую движение по плети очистно-изоляционной (или очистной и изоляционной) машины, и смещают конец плети таким образом, чтобы изоля­ционная машина располагалась по оси траншеи и была опущена в нее примерно на 0,5 м;

колонна движется синхронно — очистно-изоляционная (или очистная и изоляционная) машина непрерывно (за исключе­нием технологических остановок — заправка горюче-смазочными я изоляционными материалами и т. п.— когда останавливается вся колонна), а краны-трубоукладчики прерывисто, приспосаб­ливаясь к ходу машин и выдерживая расстояния друг от друга.в пределах допусков;


Таблица 15

Рис. 21. Схема проведения изоляционно-укладочных работ совмещенным способом при диаметрах трубопровода (в мм) 529—820 (а), 1020 (б), 1220 (в) и 1420 (г):

1—7 — места расположения кранов-трубоукладчиков по ходу колонны; /, // — очист­ная и изоляционная машина; Л, /2 — расстояние между кранами-трубоукладчикаыл и их группами

очистной блок очистно-изоляционной машины (или очистная машина), роторы которой оснащены металлическими скребками и щетками, а также травяными щетками, очищает трубопровод от грязи, окалины, ржавчины, пыли до металлического блеска и одновременно наносит на трубопровод битумную грунтовку (праймер) слоем около 0,2 мм или клеевой слой; изоляционный блок (или изоляционная машина) на загрунтованную поверх­ность трубопровода наносит изоляционное покрытие (табл. 15);

перемещаясь по ходу работ, краны-трубоукладчики надви­гают плеть трубопровода в сторону траншеи так, чтобы изоля­ционно-очистная машина (или изоляционная машина) находи­лась в первоначально приданном ей положении (над траншеей), а изолированный трубопровод по мере продвижения колонны свободно укладывался на дно траншеи.

В качестве защитных оберток для битумно-резиновой изо­ляции трубопроводов в основном применяют полимерную обертку марки ОП в один слой (с нахлестом 2—3 см) при про-


 

Толщина покрытия (в мм) без защитной обертки, не менее
Тип изоляционного покрытия трубопровода

Конструкция изоляционного покрытия

0,35 4 0,65 5,5
Нормальное из полимер­ных лент Нормальное битумное
из полимер-
Усиленное ных лент Усиленное_битумное Базовое

Грунтовка, полимерная изоляцион­ная лента (1 слой), защитная обертка Битумная грунтовка, слой битумно-резиновой мастики (4 мм), стекло-холст (1 слой), защитная обертка Грунтовка, полимерная изоляцион­ная лента (2 слоя), защитная обертка Битумная грунтовка, слой битумно-резиновой мастики (6 мм), стеклохолст (1 слой), защитная обертка Битумная грунтовка, слой битумно-резиновой мастики (3 мм), стеклохолст (1 слой), защитная обертка

полимерных

Примечание. При нанесении на трубопровод изоляционных лент должен выдерживаться нахлест не менее 2—3 см.

кладке трубопроводов в песках, супесях, глинах, суглинках, лёссовидных грунтах, галечниках, каменистых и щебенистых грунтах, болотах; в два слоя — в скальных грунтах и в два слоя с дополнительной футеровкой деревянными рейками — на под­водных переходах и переходах через железные и автомобиль­ные дороги. Обертка на полимерной основе марки ОП имеет тол­щину 0,5—0,8 мм. В условиях песков и супесей допускается при­менение обертки марки ОК (толь, антисептированный рубероид) толщиной 1:—1,3 мм.

Для защиты изоляционных покрытий трубопровода из поли­мерных лент применяют аналогичные защитные обертки. Кроме того, при прокладке трубопроводов в условиях суглинков; гли­нистых и лёссовидных грунтов допущено применение обертки марки ОК. На обводненных участках трасс замена обертки марки ОП на обертку марки ОК не допускается.

Все большее применение находят трубы, изолированные в за­водских условиях. Преимущества их очевидны: на линейных ра­ботах исключаются погрузка, разгрузка, транспортировка и хранение огромного количества изоляционных материалов, осо­бенно битума и битумной мастики; качество изоляционного по­крытия труб, выполненного в заводских условиях, намного выше выполненного в трассовых условиях; исключаются дополнитель­ные работы по приготовлению битумной мастики из компонентов и битумной грунтовки, разогреву битумной мастики заводско


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: