Анализ эффективности деятельности предприятия

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (дохода) предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Рассмотрим основные показатели рентабельности.

Таблица 2.9Финансовые результаты деятельности ООО «Новые технологии» (тыс.руб.)

Показатель 2007 год   2008 год   Абс. Откл. Отн. Откл
         
Доходы и расходы Отн. Абс Отн. Абс    
Выручка от продажи товаров 18 847 138 95,11% 14 038 098 97,96% -4 809 040 2,85%
Себестоимость товаров   50,03%   52,91% -2 333 121 2,87%
Валовая прибыль 1 847 0,00% 6 455 928 45,05% 6 454 081 45,04%
Коммерческие расходы 3 861 676 19,48% 2 541 615 17,73% -1 320 061 -1,75%
Управленческие расходы 1 176 625 5,93% 1 018 729 7,10% -157 896 1,17%
Прибыль (убыток) 3 893 546 19,64% 2 895 584 20,20% -997 962 0,55%
Прочие доходы и расходы            
Проценты к получению 13 187 0,06% 10 037 0,07% -3 150 0,00%
Проценты к уплате 54 526 0,27% 12 248 0,08% -42 278 -0,18%
Прочие доходы 968 368 4,88% 291 560 2,03% -676 808 -2,85%
Прочие расходы 1 695 733 8,55% 457 689 3,19% -1 238 044 -5,36%
Прибыли (убыток) до налогообложения 3 124 842 15,76% 2 727 244 19,03% -397598 3,26%
Отложенные налоговые активы 9 132 0,04% 7 774 0,05% -1358 0,00%
Отложенные налоговые обязательства 30 316 0,15% 6 010 0,04% -24306 -0,11%
Текущий налог на прибыль 783 758 3,95% 702 036 4,89% -81722 0,94%
Налог. санкции к уплате 190,0 0,001% 2 441 0,12%   0,11%
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода     23 20093     117,18%     2 029 413     14,16% -21 190 680 -103,01%
СПРАВОЧНО:            
Всего доходов 19 815 506 100% 14 329 658 100%    

 

Таблица 2.10Показатели доходности

Коэффициент доходности Расчет Алгоритм расчета по данным фин. Отчетности На начало периода На конец периода Что отражено
           
Активов Общая величина доходов / средняя балансовая величина активов ф.2 сумма стр. 010,060,080,090 / стр. 300 ф.1 2,87 1,29 Величина дохода, полученного за период, приходящегося на каждый рубль вложений в ее активы
Собственного капитала (СК) Общая величина доходов / средняя балансовая величина СК ф.2 сумма стр. 010,060,080,090 / стр. 490,640 ф.1 3,73 2,3 Величина дохода, приходящегося на рубль собственных средств, вложенных в активы (чистых активов)
Заемного капитала (ЗК) Общая величина доходов / средняя балансовая величина ЗК ф.2 сумма стр. 010,060,080,090 / стр. 590,690 – стр.640 ф.1 12,39 2,95 Величина дохода, приходящегося на рубль собственных средств, вложенных в активы
Производства Выручка от продаж / себестоимость проданной продукции Ф.2, стр. 010/ -1,9 -1,85 Величина выручки от продаж за период, приходящейся на каждый рубль себестоимости проданной продукции (производственных расходов)
Ф.2, стр. 020    
Расходов по обычным видам деятельности Выручка от продаж / расходы по обычным видам деятельности Ф.2, стр. 010/Ф.2, стр. 020, 030, 040 0,11 1,26 Величина выручки от продаж за период, приходящейся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости производства и реализации)
Совокупных расходов Общая величина доходов / общая величина расходов ф.2 сумма стр. 010,060,080,090 / стр. 020,030,040, 070, 100, 150, 142 – стр.141 ф.2 1,14 1,16 Величина дохода полученного за период, приходящаяся на рубль величины совокупных расходов.

 

Таблица 2.11Показатели рентабельности

Коэффициент доходности Расчет Алгоритм расчета по данным фин. Отчетности    
         
Активов Прибыль до налогообложения (или чистая прибыль) / средняя балансовая величина активов ф.2 стр. 140 / стр. 300 ф.1 4,01 3,83    
Собственного капитала (СК) Чистая прибыль / средняя балансовая величина СК Ф.2, стр. 190 / ф.1, стр.490+640 4,37 0,32
Заемного капитала (ЗК) Прибыль от продаж / средняя балансовая величина ЗК ф.2 сумма стр. 050 / стр. 590+690 – стр.640 ф.1 2,43 0,59
Расходов по обычным видам деятельности Прибыль от продаж / расходы по обычным видам деятельности Ф.2, стр. 050/ Ф.2, сумма стр. 020, 030, 040 0,26   0,26  
Совокупных расходов Чистая прибыль / общая величина расходов ф.2 стр. 190 / сумма стр. 020, 030, 040, 070, 100, 150, 142 – стр.141 ф.2 1,33 0,16
Производства прибыль от продаж / себестоимость проданной продукции Ф.2, стр. 050/ Ф.2, стр. 020 0,39   0,38  
Продаж Прибыль от продаж / выручка от продаж Ф.2, стр. 050 / ф.2., стр. 010 0,21 0,21
Валовой рентабельности Прибыль валовая / выручка от продаж Ф.2, стр. 029 / ф.2., стр. 010 9,79 0,46

 

Из данных таблицы 2.11, можно сделать следующие выводы:

- рентабельность всего капитала показывает, что в 2007 году на 1 рубль вложенного капитала приходилось 4,01 рубля чистой прибыли, а в 2008 году 3,82 рубля;

- рентабельность собственного капитала, показывает эффективность использования собственного капитала. Эта эффективность составила в 2007 г. – 4,37 руб. на 1 рубль, а в 2008 г. – 0,32 руб. на 1 рубль, из этого следует, что произошло уменьшение собственного капитала;

- снижение показателя рентабельности заемного капитала говорит о снижении балансовой величины заемного капитала и об увеличении прибыли от продаж, что является положительной тенденцией;

- в 2008 году рентабельность производства осталась на таком же уровне, что и 2007 году. В 2007 году с 1 рубля, затраченного на производство продукции предприятие получало 39 копеек чистой прибыли, а в 20086 году 38 копеек;

- рентабельность продаж, к 2008 г. незначительно уменьшился, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах или при росте затрат, повышающие темпы роста цен на продукцию.

На основе исходной информации об отчетных и базисных показателях ресурсов и выручке от продаж рассчитываются коэффициенты отдачи по каждому ресурсу, темпы роста и прироста, дается комплексная оценка динамики качественных (интенсивных) показателей динамики ресурсов.

 

Таблица 2.12 Данные для комплексной оценки использования производственно-финансовых ресурсов ООО «Новые технологии»

Статья 2007 г. 2008 г. Темп прироста, %
       
Выручка от продаж, тыс. руб. 18 847 138 14 038 098 -25,52%
Среднесписочная численность работников, чел.     -0,40%
Выручка от продаж в расчете на одного работника, тыс.руб.   376,9   281,9 -25,21%
Расходы на оплату труда, включая социальные отчисления, тыс.руб.   696 142   408 908 -41,26%
Коэффициент зарплатоотдачи 27,07 34,33 26,82%
Материальные расходы, тыс.руб. 3 861 676 2 541 615 -34,18%
Материалоотдача 4,88 5,52 13,11%
Расходы на амортизацию, тыс.руб. 92 577 63 126 -31,81%
Амортизациоотдача 203,58 222,38 9,23%
Среднегодовая величина материально-производственных запасов (МПЗ), тыс.руб.     1 567 615     2 491 025 58,91%
Коэффициент оборачиваемости МПЗ, раз 12,02 5,63 -53,16%
Среднегодовая балансовая величина готовой продукции (ГП), тыс.руб.     1,02%
Коэффициент оборачиваемости ГП 264,91 195,33 -26,27%
Среднегодовая величина оборотных активов, тыс.руб.   4 332 497   6 112 047 41,07%
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов   4,35   2,30 -47,13%
Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс.руб.   2 081 281,0   47,43%
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности   9,05   4,57 -49,50%
Среднегодовая величина совокупных активов, тыс. руб. 6 912 901,0 11 089 957,0 60,42%
Коэффициент отдачи совокупных активов 2,73 1,27 -53,48%
Среднегодовая величина основных средств, тыс.руб.     86,45%
Коэффициент отдачи основных средств 13,83 5,53 -60,01%
Производственная площадь, кв. м     0,00%
Выручка от продаж в расчете на 1 кв. м производственной площади, тыс.руб.   85,67   63,81 -25,52%
Среднегодовая величина заемного капитала, тыс.руб.   6 551 489   9 493 398 44,90%
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала   2,88   1,48 -48,61%
Среднегодовая величина кредиторской задолженности, тыс.руб.   1 239 333,0   1 603 962,0 29,42%

 

 

Продолжение таблицы 2.12

         
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности   15,21   8,75 -42,47%  
Среднегодовая величина краткосрочных кредитов и займов, тыс.руб.     1 657 686,0 +100%  
Коэффициент оборачиваемости краткосрочных кредитов и займов     8,47 +100%  
 
  - результативный показатель
  - количественный показатель
  - качественный показатель
           

 

 

Анализ финансового состояния ООО «Новые технологии» позволил выявить следующие негативные тенденции в динамике коэффициентов ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости:

Таблица 2.13

Параметр Значение
Коэффициент текущей ликвидности 1,86 (менее 2)
Ф1 -1455043 (меньше 0)
Выручка от продаж Снижение на 4809040 тыс.руб.
Численность работников Снижение на 2 человека
Коэффициент оборачиваемости МПЗ Снижение на 6,39
Коэффициент оборачиваемости ГП Снижение на 69,58
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Снижение 2,05
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Снижение 4,48
Коэффициент отдачи совокупных активов Снижение 1,46
Коэффициент отдачи основных средств Снижение 8,3
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала Снижение 1,4
Коэффициент оборачиваемости заемного капитала Снижение 6,46

По итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- финансовое состояние является неустойчивое, сопряженное с нарушением платежеспособности, при сохранении возможности восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и привлечением заемных средств;

- предприятие не может полностью рассчитаться по своим долгам;

- баланс является не ликвидным, так как на предприятии много трудно реализуемых активов;

- предприятие является не платежеспособным;

- большая кредиторская задолженность;

- большая сумма запасов, это говорит о том, что запасы залеживаются на складах.

Проанализировав финансовое положение предприятия на основе экономического анализа динамики приведенных показателей в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года можно сказать, что чистые активы предприятия увеличивались на протяжении всего рассматриваемого периода. Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам и краткосрочных обязательств к капиталу и резервам изменялось достаточно сильно на протяжении рассматриваемого периода. По итогам 2007 г. произошло дальнейшее уменьшение этих показателей. Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам составило 30,2 %, а отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам составило 23,4 %. По итогам 2006 г. произошло увеличение этих показателей. Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам составило 78 %, а отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам составило 52,4 Анализ этих показателей показывает, что в финансировании своей деятельности предприятие использовало в основном краткосрочные источники. Эти источники необходимы для финансирования потребности в оборотных средствах.

Предприятие своевременно погашает свои обязательства, о чем свидетельствует показатель покрытия обязательств по обслуживанию долгов, на протяжении 2007-2008 гг. у предприятия не возникало просроченной кредиторской задолженности. Это положительно характеризует финансовую дисциплину предприятия.

Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности демонстрировал тенденцию к постепенному снижению. За 2008 год его значение составило 6,1 по сравнению, что меньше чем в 2007 году на 8,9%. В течение рассматриваемого периода наблюдается увеличение показателя амортизации по отношению к объему выручки. Максимальное значение данный показатель продемонстрировал в 2007 году.

Производительность труда росла на протяжении рассматриваемого периода, что свидетельствует об эффективности производства и соответствует общей политике предприятия по снижению издержек.

На любом предприятии по результатам анализа должна быть разработана программа по улучшению его финансового состояния. Эти действия производятся с целью недопущения кризисных ситуаций на предприятии или вывода его из затруднительного положения, если оно все-таки имеет место, путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

Конкретные пути повышения экономической эффективности деятельности и улучшение финансового состояния зависят от причин, которые вызвали данные трудности в деятельности и поставленных целей. К числу основных стратегических задач развития любого предприятия в рыночных условиях относятся: оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; максимизация прибыли; создание эффективного механизма управления предприятием; использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств; обеспечение инвестиционной привлекательности и тому подобное.

На основании выявленных проблем в деятельности ООО «Новые технологии» одним из основных и наиболее радикальных направлений улучшения финансового состояния является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности и экономической эффективности его деятельности, а именно:

- рост объемов производства продукции;

- повышение цен (увеличение качества продукции, реализация продукции в более оптимальные сроки);

- ускорения оборачиваемости капитала и текущих активов;

- повышения рентабельности и обеспечения безубыточности работы предприятия;

- реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.

Для обеспечения высокой производительности труда работников, руководству предприятия необходимо формировать и реализовывать программы систематического обучения и подготовки кадров в целях более полного раскрытия их возможностей. В условиях рыночной экономики также очень важно совершенствовать на предприятии формы организации и оплаты труда. Важно внедрять такие системы оплаты труда, которые позволят более эффективно стимулировать мотивацию труда работников предприятия, повысить производительность труда на предприятии.

Руководству необходимо осваивать новые методы и технику управления, но и усовершенствовать стратегию предприятия. Для этого необходимо:

1. проанализировать спрос на предоставление новых услуг, которые отвечают возможностям предприятия;

2. проводить активную коммерческую деятельность;

3. уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым предприятием товарам и услугам;

4. вести постоянный поиск российских заказчиков и заказчиков ближнего зарубежья на услуги, которые могут быть оказаны предприятием.

Если предприятие намерено получать прибыль, то нужно расширять ассортимент продаваемой продукции, искать новых покупателей, открывать новые линии поставок.

Для того чтобы обеспечить производство и сбыт своей продукции, анализируемому предприятию рекомендуется внести коррективы в свою стратегию. ООО «Новые технологии» своим постоянным клиентам, может предложить определенные скидки, кредиты, возможность возврата денег, на все виды реализуемой продукции, т.е. простимулировать сбыт.

Эффективным средством снижения дебиторской задолженности, является кредит:

1. по счетам расходов: покупатель имеет право забрать немедленно товары в пределах определенной суммы, а оплачивать покупку в течение оговоренного срока. Никаких процентов при этом не взимается, надбавок к цене тоже нет;

2. рассрочка: покупатель делает первоначальный взнос, а оставшуюся сумму выплачивает в течение определенного срока, причем с процентами, ежемесячно или еженедельно. После уплаты первого взноса товар либо переходит в собственность покупателя (и тогда гарантией оплаты, например, может служить закладной лист на имущество), либо остается в собственности магазина до уплаты последнего взноса (в этом случае составляется договор на условную продажу);

3. автоматически возобновляющейся кредит: покупатели обязуются оплатить товар в течение определенного срока, однако если он его не выдерживает, то этот долг погашается уже с процентами – обычно 1.5 % в месяц. Кроме, того, покупатель имеет право брать в кредит товары, не взирая на этот долг, просто предельная сумма кредита уменьшается в размере долгового обязательства.

4. бесплатная или ускоренная доставка: она может быть частью специального предложения обычной услугой, стоимостью которой удачно включена в цену изделия.

Смысл мероприятий по стимулированию сбыта заключается не только в увеличении продаж и соответственном повышении массы прибыли. Увеличение продаж означает сокращение складских расходов, и это обстоятельство следует учитывать при определении суммы скидки, возникающей в результате того или иного мероприятия.

В результате проведенного анализа выявлено, что предприятие зависимо от кредиторов. Основной задолженностью, в динамике кредиторской задолженности, являются авансы полученные, т.е. покупатели перечисляют денежные средства и потихоньку исчерпывают их, за определенный период времени, но потребность покупателей не зависит от технологического процесса, поэтому, первоочередными мерами, которые необходимо принять руководству ООО «Новые технологии» являются следующие:

- уменьшить кредиторскую задолженность за счет активизации работы с кредиторами;

- более тщательно следить за структурой и динамикой кредиторской задолженности;

- вести непрерывный мониторинг, т.е. исследования, состояния кредиторской задолженности;

- своевременно выявлять и устранять негативные тенденции;

- непрерывно контролировать состояния расчетов с покупателями и поставщиками по просроченным задолженности.

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: