Понятие и значение социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений

 

Социальное партнерство как специфический тип общественных отношений и общественно-политический институт гражданского общества сформировалось в результате длительной эволюции. Ему предшествовала многовековая эпоха, для которой были характерны главным образом конфронтационные, враждебные отношения между имущими и неимущими слоями общества, между трудом и капиталом, между собственниками средств производства и теми, кто вынужден был продавать свой единственный товар - рабочую силу на рынке труда [44,c.57].

Процесс становления институтов социального партнерства в России связан с началом реформирования российской экономики. Стимулом этого процесса явился подъем забастовочной активности в 1989-1992 гг. Общенациональный кризис обусловил начало формирования многоуровневой системы, ориентированной на принципы трипартизма (от лат. tripartitus - состоящий из трех частей) или трехстороннего взаимодействия в регулировании социально-трудовых отношений.

Первый из четырех этапов синтеза идей социального партнерства относится к античному периоду и связан с именами Платона и Аристотеля. Становление Афинского полиса ознаменовало собой появление первого структурно организованного сообщества. Платон, ориентируясь на этот полис и выводя модель «идеального государства», подчеркивает его ключевое отличие от естественно природного состояния общества, в котором господствовали культ силы и «борьба всех против всех». Это отличие заключалось в новом общественном порядке, идеалом которого стала гармония отношений равных и свободных граждан, совместного открытого и рационального обсуждения и решения проблем [15].

Аристотель в еще большей степени делает акцент на том, что «целое может быть счастливо, если только все его части чувствуют себя таковыми» и что «цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо, приумножая добродетель, красоту и мудрость» [15].

Именно эти античные идеи солидарности граждан как равных и свободных индивидов составили первый синтез идей социального партнерства. В его основу легли идеи «естественно гражданского состояния общества», пришедшие на смену модели «естественно природного состояния».

Изучение накопленного научного задела в анализируемой предметной области свидетельствует о значительном многообразии интерпретаций социального партнерства, обусловленного как разницей в дисциплинарных подходах, с позиций которых он рассматривается, так и глубиной научного анализа самого феномена. При этом авторы фундаментальных научных трудов о социальном партнерстве - Н. Аберкромби, Б.Тернер, С.Хилл, О. Питерсон, С.П. Перегудов, Н. Смелзер - выделяют и различные сферы действия социального партнерства, и его сущностные характеристики. Это свидетельствует о том, что рассматриваемый феномен имеет сложную природу, является многофункциональным, полисубъектным, проявляющимся в разных сферах социальной жизни [13].

В последнее время проблематика социального партнерства привлекает внимание не только исследователей различной дисциплинарной и профессиональной ориентации: философов, социологов, экономистов, политологов (М. Алиев, Н. Варламов, Ф.И. Гайнулина, Н.Н. Гриценко, А. Зудин, В.В. Комаровский, В.В. Лазарев, Н.Ю. Лапина, М.В. Лушникова, И.М. Модель, Б.С. Модель, Г.И. Осадчая, С.В. Пронин, А.А. Федулин и др.), но и представителей органов власти, руководителей различного ранга, решающих практические вопросы управления социально-экономическим развитием. Всплеск интереса к социальному партнерству в последние годы обусловлен рядом факторов, имеющих как гносеологическую, так и социологическую природу.

Важнейшим гносеологическим фактором является сравнительная новизна этого явления для отечественной обществоведческой науки и для социальной практики. Как известно, в советский период категория социального партнерства не являлась предметом научного анализа, поскольку противоречила основным постулатам классовой теории, шла вразрез с официальной идеологической доктриной. Социальное партнерство в трудовой сфере отрицалось, характеризуясь как «явление, присущее лишь капиталистическому типу общественных, прежде всего, социально-трудовых отношений».

Вопросы, связанные с социальным партнерством, сегодня привлекают внимание представителей различных сфер общества, тем не менее, мы не можем не отметить ограниченность толкования партнерских отношений: для подавляющего большинства исследователей они предстают, по мнению И.М. Модель и Б.С. Модель, «…в форме взаимоотношений между работниками и работодателями и их представителями в трудовой сфере» [22]. Многие экономисты вообще видят в социальном партнерстве исключительно «…условие трансформации трудовых отношений» и «…модель взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, основанную на взаимных уступках и компромиссах» [22].

Так, В. Комаровский и Е. Садовая выделяют в социальном партнерстве «…систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общесоциальных целей» [49, c.52].

Е.А. Любимова понимает социальное партнерство как «…особый тип трудовых отношений, основанный на осознании определенной общности интересов и стратегических целей, достигаемых благодаря консенсусу как специфической форме разрешения противоречий текущих интересов. Консенсус предполагает понимание того, что удовлетворение собственных интересов возможно только при учете интересов партнера» [18, c.29].

В.А.Михеев, автор учебника о социальном партнерстве, рассматривает этот феномен как «цивилизованную форму общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающую согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей) и органов государственной власти [21].

Однако не все ученые являются сторонниками этой точки зрения. Как пишет В.Г. Попов, «… идет активный процесс расширения сфер взаимодействия, содержания и сторон сотрудничества. Оно уже не ограничивается только производственной сферой. Более многозначным является и его воздействие на социальные процессы. Система социального партнерства становится все более полнокровной, обретает механизм саморазвития» [24, c.153].

Однако в последние годы можно говорить о социальном партнерстве и в более широком контексте. Социальное партнерство играет все большую роль в обеспечении политической стабильности, формировании новых цивилизованных человеческих отношений, определяет тенденции мирового общественного развития.

Как видно из определения понятия «социальное партнерство», в нем участвуют и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, и представители работодателей. Однако ведущая роль в становлении и развитии механизмов защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников де-факто принадлежит профсоюзам в силу их исторической роли как организации, созданной для отстаивания и защиты прав и интересов трудящихся.

В научной литературе и нормативных документах используется не одно, а, как правило, несколько оснований для интерпретации социального партнерства. Так, Трудовой кодекс определяет социальное партнерство как «систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений» [3, c.22]. Как документ, регулирующий отношения индивидов преимущественно в социально-трудовой сфере, Трудовой кодекс ограничивает число носителей интересов, согласование которых является объектом социального партнерства, работниками и работодателями. Органы власти представлены в нем лишь как посредники между двумя основными субъектами интереса.

Помимо определения социаль­ного партнерства, данного в ТК РФ, в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» указывается, что «отношения проф­союзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), орга­нами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей...» (ст. 15) [56].

Социальное партнерство получило легитимацию и в документах стратегического развития страны, региональных законах о социальном партнерстве, принятых в более чем 30 субъектах Российской Федерации, ведомственных нормативных актах, отраслевых методических рекомендациях.

Существует два основных подхода к интерпретации категории «социальное партнерство». Первый подход рассматривает социальное партнерство преимущественно в трудовой сфере, а именно как отношения между работодателями, наемными рабочими и профсоюзами. Сторонники второго подхода указывают на то, что на современном этапе социальное партнерство приобретает новые черты, за ним начинает закрепляться новая экономическая роль. Речь идет о конструктивном взаимовыгодном сотрудничестве между тремя секторами общества – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями с целью решения проблем социальной сферы в интересах всего населения или его отдельных групп, проживающих на данной территории, такое партнерство также определяют, как межсекторное.

Используя принцип «аналогии», категорию «социальное партнерство» можно применить к взаимоотношениям государства, бизнеса и некоммерческих организаций на макроуровне, так как соблюдаются основные критерии социального партнерства.

1. Системный характер социального партнерства.

2. Взаимовыгодный характер.

3. Добровольный характер.

4. Интеграция социального партнерства в деятельность сторон и ответственность.

5. Разноуровневость социального партнерства.

6. Информационная открытость социального партнерства.

Также можно проследить наличие общих элементов в данных подходах [8, c.63-66] (Таблица 1.1).

В работах зарубежных авторов, о межсекторном социальном партнерстве говорится как о новом механизме взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций. Питер Драк разделил общество на три сектора: государственный, частный или бизнес-сектор и некоммерческий или социальный сектор [61]. Известная американская публицистка в области межсекторного взаимодействия С. Ваддок рассматривает партнерство как обязательство корпорации или группы корпораций работать с организациями из различных экономических секторов (правительственного или некоммерческого). «Оно включает обязательство ресурсов – времени и усилий людей от всех организаций партнеров. Эти люди работают в кооперации, чтобы решать проблемы, которые затрагивают их всех.

 

 

Таблица 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: