Общая характеристика Древнего Востока

Философское развитие Древнего Востока имело характерные особенности, которые коренились в специфике Востока как типа культуры. Понятие Древнего Востока имеет определённые границы – как временные, так и пространственные.

Его хронос – третье тысячелетие до н.э. – начало эры.

Европа всегда воспринимала Восток и его культуру как нечто таинственное, стремилась понять его и останавливалась перед его непостижимостью. В дихотомии «Восток – Запад», которая всегда занимала европейское сознание, Восток воспринимался чаще всего как противоположность европейской культуре, и в контексте этого мистика Востока противопоставлялась европейскому рационализму, рабство – свободе, созерцательность – творческому действию, социальная стагнация – динамике.

Сама восточная цивилизация зародилась гораздо раньше европейской и была исторически первым этапом цивилизационной эволюции человечества. Её возникновение и развитие в гораздо большей степени определялись географическим фактором и зависели от него в последующем. Большинство древневосточных обществ представляло собой рабовладельческие деспотии, хотя это был иной, чем в античном мире, тип рабовладения. Для него характерна абсолютная, освящённая религией власть царя не только над землёй, но и над подданными. Восток не знал личной свободы в той мере, в какой она существовала в Европе.

Характерной чертой общественных отношений был патернализм, предполагавший полную власть мужчины над женщиной, отца над детьми, правителя над подданными. Отсюда и традиционный для Востока культ личности, традиционализм вообще является особенностью Востока. Он проявляется, помимо всего прочего, в крайне застойном характере общественного развития, равно как и в ориентации на прошлое как на норму и идеал такого развития.

В социальной структуре восточных обществ исключительная роль принадлежала жречеству, которое сосредоточило в своих руках не только отправление культа, но и духовную жизнь в широком смысле, в том числе науку и философию там, где они существовали. Монополия жречества в духовной жизни явилась одной из причин исключительно тесного переплетения философии и религии, непоследовательного и неполного обособления философии от мифологии. Это была одна из причин того, что в большинстве стран Востока философия так и не обособилась от предшествовавших ей форм мировоззрения. Другой причиной были перерывы в социально-политическом развитии восточных цивилизаций, их гибель вследствие внешних факторов (Египет, Двуречье, Израиль). Это обстоятельство даёт возможность охарактеризовать духовное развитие и мировоззренческие поиски большинства регионов Востока как предфилософию. Между тем в двух странах – Индии и Китае, общественное развитие которых не знало столь резких перерывов, предфилософия, последовательно развиваясь, обрела философские нормы. Там сложились зрелые и интересные системы, были поставлены важные проблемы натурфилософского, гносеологического и этического характера. Именно поэтому мы рассмотрим философию Древней Индии и Древнего Китая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: