Оригинальные философские концепции XIX века

В XVIII-XIX веках русская философская мысль включается в общеевропейский философский диалог и в то же время начинает играть всё более существенную и самостоятельную роль в мире русской культуры. XIX век характеризуется следующими процессами: изучение философии в духовных академиях и университетах, публикации и обсуждения философских сочинений, возникновение философских кружков, а затем и философских направлений, исключительно глубокое осмысление философских тем в русской литературе, философское содержание общественной мысли. Всё это приносит свои плоды, и за два столетия русская философия в полной мере обретает творческую зрелость.

Во второй четверти XIX века разгорается спор между славянофилами и западниками. Западники (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев) были убеждены, что Россия должна усвоить нормы

Запада, пройдя аналогичные этапы развития. Ускорению его способствовало бы постижение европейской науки и культуры. Западники, как правило, не интересовались религией. Их идеалом была политическая и духовная свобода. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) выступали за самобытность страны, которая должна быть реализована благодаря самодержавию, православию, народности. Считали, что в философии на первый план должна выйти религиозная онтология.

Идеи славянофилов продолжили великие русские писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. У Достоевского нет ни одного чисто философского сочинения, но его идеи доходят через споры и размышления героев его книг. Философские идеи писателя сосредотачиваются вокруг вопросов философии духа, проблем духовности и бездуховности. Для философско-антропологических раздумий Достоевского характерны глубокий антиномизм и напряжённость духовных исканий.

Для Л.Н. Толстого литературное творчество стало своеобразной лабораторией, где он исследовал волновавшие его философско-этические проблемы, прежде всего он интересовался этикой в её религиозной форме, интересны его воззрения на философию истории. В основе же всех его воззрений лежит идея неотвратимости наказания за зло и неизбежности торжества справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: