Государственно-частное партнерство в США: тенденции развития

Практика государственно-частного партнерства (ГЧП) в США имеет долгую и обширную историю. Самые первые форматы возникли более двухсот лет назад в период становления американской государственности. Сейчас на территории страны успешно действуют тысячи примеров ГЧП между федеральными, муниципальными органами власти и деловым сообществом.

Наиболее распространенными сферами сотрудничества являются модернизация инфраструктуры, развитие транспортной системы, экономичное использование водных ресурсов, утилизация бытовых отходов и т.д. Сегодня, по данным Национального института государственно-частного партнерства, из 65 среднестатистических муниципальных сервисных служб - 23 функционируют в формате ГЧП (более 30 проц.).

На практике, взаимодействие между заинтересованными сторонами регламентируется федеральными и местными законодательными актами, которые утверждаются Конгрессом (если речь идет об общенациональных программах), либо местным законодательным собранием.

Кроме того, по линии этих ведомств осуществляется ряд программ международной помощи в контексте обязательств США по достижению «Целей развития тысячелетия». Координацию содействия международному развитию (СМР) в США осуществляет Агентство по международному развитию. Оно, в соответствии Законом о международной помощи (Foreign Assistance Act) принятым в 1961 г., официально уполномочено оказывать содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой. В число приоритетов США входят вопросы борьбы с голодом, бедностью, инфекционными заболеваниями и последствиями стихийных бедствий, в распространении эффективных методов охраны окружающей среды, образовании, в проведении экономических и демократических реформ, создании и укреплении институтов гражданского общества.

В основе деятельности Агентства лежат отработанные механизмы формирования государственно-частных партнерств. С 2001 г. в рамках разработанной AMP программы Глобального альянса в интересах развития (Global Development Alliances) было создано 1700 партнерств, что позволило дополнительно мобилизовать на цели развития по линии частного сектора более 9 млрд. долл., в то время как объем государственных инвестиций составлял около 1 млрд. долл. Основное внимание в США уделяют осуществлению СМР в Африке. Так, в рамках «Глобальной инициативы здоровья» планируется предотвратить около 12 млн. новых инфекционных заражений вирусом иммунодефицита, охватить до 85% всех беременных обследованием на предмет позитивной ВИЧ-реакции, а также предоставить антиретровирусное лечение 4 млн. зараженных. За счет помощи лекарством предполагается сократить смертность от туберкулеза на 50% (1,3 млн. чел.).

Современное состояние и перспективы развития ГЧП в Беларуси. Роль и значение ГЧП при проведении государственной И и И политики. Проблемы, недостатки и перспективы развития Н-П базы ГЧП в Беларуси. Проекты законов «О ГЧП», «О концессиях».

Беларусь находится в самом начале пути формирования эффективной системы государственно­ частного партнерства. Государственные структуры принимают меры для совершенствования и преодоления недостатков действующей экономической системы с учетом международного опыта. При этом важную роль играют стимулы к активному участию всех заинтересованных сторон в этом процессе для того, чтобы внедряемые механизмы государственно ­частного партнерства служили во благо государства, бизнеса и населения. Для преодоления стимуляционных ограничений в процессе повышения эффективности использования ресурсов республики важно совершенствовать институты, которые оказывают влияние на экономичные решения субъектов экономики. Эффективные институты снижают трансакционные издержки предприятий, поощряют дополнительные инвестиции и инновации, стимулируют эффективное использование наемными менеджерами активов предприятия, содействуют их объективной экономичной оценке и перемещению прав собственности к наиболее эффективным собственникам. Таким образом, институты оказывают непосредственное влияние на эффективность решений о реаллокации ресурсов, в том числе государственных активов, создают стимулы для постоянной реструктуризации бизнеса и реализации инноваций. Одним из таких институтов является государственно­частное партнерство, для развития которого в свою очередь необходимо устойчивое функционирование в Беларуси центра субконтрактации и увеличение полномочий местных органов власти в вопросах экономического развития регионов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: