Игры и упражнения, которые вы найдете в этой главе, просты и доступны, вы сможете заниматься с малышом самостоятельно дома. Мы уже говорили о том, что занятия с ребенком не должны превращаться в отбывание повинности и выполнение требований. Интересно вам – интересно и полезно вашему ребенку. Вы занимаетесь с удовольствием – радоваться занятиям будет и маленький ученик.
Тщательно выбирайте время для занятий: ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении. Старайтесь не перегружать малыша: выполняйте по два-три вида упражнений. Занятия не должны приводить к переутомлению, их лучше проводить в игровой форме, поскольку, играя, ребенок учится более продуктивно. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его. Задания можно разделить на несколько этапов и выполнять постепенно. Упражнение, с которым ребенок не справился, можно отложить, потренироваться и через некоторое время вернуться к нему. На основе игр и упражнений, приведенных в этой главе, вы можете придумывать свои собственные, оригинальные варианты.
|
|
Приготовьтесь к тому, что малыш будет добиваться результатов постепенно. Все дети разные: одни схватывают быстро, другим требуется больше времени для усвоения новых знаний. Обязательно обсуждайте с ребенком то, как он выполняет задания, подводите итоги, не забывайте отмечать любую, даже крохотную победу, каждое маленькое достижение.
Развиваем слуховое внимание
Развивать слуховое внимание очень важно: это необходимо, для того чтобы ребенок умел узнавать и различать новые звуки. Слуховая память (способность запоминать звуки) развивается у малыша на основе слухового внимания. Без достаточного развития слухового внимания и памяти ребенку будет трудно различать звуки речи, ритмы, ритмические рисунки слов и фраз.
Приготовьте несколько игрушечных музыкальных инструментов и звучащих игрушек. Для начала пусть ребенок поиграет с ними, послушает, как они звучат. Конечно, не каждый малыш сможет произнести название источника звука, но определить, что именно звучало, когда предмет вне видимости, может попытаться.
Возраст 1,5–2 года
• Объясните ребенку, что заяц будет играть на дудке, а мишка – на гармошке. Подудите и попросите ребенка угадать, кто играл. Затем поиграйте на гармошке и повторите вопрос. Если ребенок не может сказать, пусть покажет.
• Предложите ребенку отвернуться и поиграйте на инструменте или извлеките звук из игрушки. Затем попросите показать источник звука или назвать его.
• Сначала поиграйте на гармошке, затем подудите в дудку и, наконец, постучите в барабан. Спросите у ребенка, какой инструмент звучал первым, последним.
|
|
• Извлеките из дудки сначала короткий звук, затем долгий. Попросите ребенка повторить.
• Постучите в барабан быстро, затем медленно. Предложите ребенку повторить.
• Подудите в дудку: дважды извлеките долгий звук и один раз короткий. Попросите ребенка повторить.
Выполняйте такие упражнения с разными звучащими игрушками и музыкальными инструментами.
Учите ребенка ритмично двигаться, а затем и говорить в ритм своих движений. Постучите в барабан и попросите ребенка потопать ножками в такт барабанной дроби. Лучше всего показать, как это делается, а потом, поддерживая малыша под мышки, поставить его ножки себе на ступни и шагать вместе с ним.
• Подудите в дудку и попросите ребенка покружиться под музыку – быстрее и медленнее. Если малышу трудно, покружитесь вместе с ним.
• Попросите ребенка подпрыгнуть, когда раздастся звук трещотки.
• Предложите малышу похлопать в ладоши в такт вашим ударам в бубен.
• Пусть ребенок вслед за вами два-три раза встряхнет тамбурин.
• Протяните звук «А-А-А», а затем быстро произнесите: «А!». Попросите малыша повторить.
• Попросите ребенка прокричать «АУ» издалека и рядом с вами.