Раздел 3. Уровни обеспечения национальной безопасности: общегосударственный, региональный и местный

В Законе Российской Федерации «О безопасности» 2010 г. сказано, что в законодательные основы обеспечения безопасности входят также «конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере» (ст. 6). Но вот пределы этой компетенции не обозначены.

Если понятие «национальная безопасность» охватывает все уровни социума (от государства до личности), то региональная безопасность объемлет лишь часть территории Российской Федерации и социальную общность, проживающую на ней.

При рассмотрении проблем региональной безопасности представляется вполне обоснованным и логичным под регионом понимать субъект Федерации. Это связано с тем, что именно органы власти субъектов Федерации являются основным субъектом обеспечения региональной безопасности и основным агентом региональной политики в целом.

Региональная безопасность рассматривается в контексте национальной безопасности, поэтому данные аспекты нашли отражение в Законе РФ "О безопасности",Концепция НБ России, где дано четкое понятие безопасности, жизненно важных интересов, реальных и потенциальных угроз, субъектов и объектов безопасности.[9]

Региональную безопасность можно определить как состояние отношений в рамках конкретного регионального комплекса безопасности, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.[10]

Каких-либо нарушений с методологической точки зрения при этом нет. Просто нужно признать и нормативно утвердить, что регион - это сложная социально-экономическая и политическая система, в структурном отношении совпадающая с единицей административно-территориального и национально-территориального деления России как федеративного государства.

Таким образом, под региональной безопасностью понимается защищенность интересов субъекта Федерации от внутренних и внешних угроз. Внешними угрозами при этом являются те угрозы, источники которых располагаются за пределами данного субъекта Федерации.

Аналогично определяется безопасность на муниципальном (местном) уровне.

Муниципальный уровень включает проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.

Крупные города, являющиеся субъектами Федерации, формально могут быть отнесены как к региональным, так и к муниципальным образованиям.

Проблемы безопасности мегаполисов - экономической безопасности, борьбы с преступностью, продовольственного обеспечения, предупреждения чрезвычайных ситуаций, эколого-медицинских, атомных источников энергии - имеют несколько иное содержание и пути решения, чем в малых городах или сельских районах.

В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфраструктуры; относительная недоступность медицинской помощи, других услуг, низкий уровень коммуникаций, удаленность от учреждений культуры и т.д.

Это свидетельствует, что региональная безопасность затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности региона, в соответствии с которыми она может классифицироваться по видам как и национальная безопасность в целом.

В связи с наличием как внутренних, так и внешних угроз региональная безопасность должна обеспечиваться силами и средствами данного субъекта Федерации в тесном взаимодействии и при поддержке соответствующих сил и средств федеральной центра и других субъектов Федерации, где располагаются источники угроз. В общем виде система обеспечения региональной безопасности в субъекте Федерации выглядит следующим образом.

Эффективность деятельности этой системы в значительной степени зависит от соответствующей правовой базы и механизма ее реализации. Однако существующая законодательная и нормативно-правовая база, а также организационные формы деятельности государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения региональной безопасности еще не отработаны.

Оценивая эти положения, следует указать на определенные неточности и противоречия, влияющие на проведение правовых и организационных мер в сфере обеспечения региональной безопасности.

Так, к федеральному ведению отнесены вопросы безопасности, но Правительство Российской Федерации должно принимать меры по обеспечению якобы только государственной безопасности. Обеспечение государственной безопасности — исключительное право Российской Федерации, но кадры всех правоохранительных органов могут находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Неоднозначность положений Конституции Российской Федерации в отнесении пунктами «б» и «л» ст. 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, кадров правоохранительных органов обусловила распространение этого положения и на другие органы безопасности.

Столь небрежное отношение к построению системы конституционных норм, касающихся обеспечения национальной безопасности, создает трудности в их надлежащей детализации в федеральных законах и законах субъектов Федерации, непосредственно регулирующих управление в этой сфере.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о фактическом отсутствии единого общероссийского правового пространства в сфере обеспечения безопасности. Необходима инициатива центра по разработке и введению в действие правовым федеральным актом единой, в определенной степени стандартизированной модели региональной безопасности.

Однако разделение по предметам ведения и объектам безопасности достаточно условно. Дело в том, что личность, общество и государство как объекты безопасности составляют единое целое. Защищенность государства обеспечивает защиту личности и общества, защищенность личности обеспечивает прогрессивное развитие общества и стабильность государства.

Именно поэтому федеральные законы, регулирующие вопросы безопасности, должны быть системообразующими, устанавливать оптимальный баланс интересов личности, общества и государства и, соответственно, определять компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать этой системе, быть ее частью.

Отмеченный разнобой в содержании существующей законодательной и нормативно-правовой базы в большинстве субъектов Федерации обусловил подобное разнообразие и в формировании региональных систем обеспечения безопасности. Каждый регион формирует свою оригинальную систему обеспечения безопасности. В ряде субъектов Российской Федерации созданы Советы Безопасности, в ряде — Комитеты безопасности, в ряде субъектов нет ни того, ни другого. Общим для всех субъектов Российской Федерации, пожалуй, является наличие правоохранительных органов и служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген-ного характера.

 

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Общественная безопасность является важной составной частью национальной безопасности и включает в себя безопасность личности (права, свободы, здоровье, жизнь); природную безопасность; техногенную безопасность; экологическую безопасность и др.

Правовое регулирование деятельности органов управления в области их деятельности по обеспечению общественной безопасности включает в себя совокупность правовых актов как федерального уровня так и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Содействие в области обеспечения общественной безопасности несомненно в настоящее время является одним из приоритетных направлений в деятельности органов управления как на федеральном так и на местном уровнях.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.

Обсуждение проблемы национальных интересов актуально в критериях кризисного переходного состояния российского сообщества, когда главнейшими считаются цели самосохранения, сохранности развития, реализации цивилизационной идентичности. Российская Федерация оказалась в центре перемен, стала наикрупнейшей зоной непостоянности.

Понимание национальных интересов, выступая интегрирующим фактором для российского сообщества, задает направленность политики страны в принятии определенных внутри- и внешнеполитических решений.

Национально-государственные интересы ориентируются рядом причин: географическое положение державы; богатство ресурсами; народонаселение и его государственная, расовая структура; степень становления; присутствие наружных и внутренних опасностей; внутреннее устройство. Их содержательный контекст с потребностью базируется на историческое прошлое, сформировавшуюся на протяжении веков культуру, традиции, систему ценностей, духовный склад народонаселения. Тщательно рассматриваются более важные нюансы государственных интересов: политический, экономический, социальный.

Изучение национально-государственных интересов и державной безопасности сообщества указывает, что проблема государственной безопасности рассматривается не лишь на уровне исключения угроз и возможности адекватного на них реагирования. Реализации безопасности подразумевает институциональную устойчивость и структурную сбалансированность сообщества, полноценную социокультурную трансляцию в циклах общественного воспроизводства, формирование гуманитарно-нацеленных технологий социального взаимодействия, профессионализм и обязанность управляющих развитием сообщества субъектов. Внутренние угрозы публичной безопасности наиболее опасны для социальной системы собственными стратегическими результатами, так как они ведут к воспроизводству и умножению разрушений социокультурной, нормативной среды, скрепляющей сообщество в единое целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: