Юрий ЛИННИК
ПОЭЗИЯ: DASEIN И ЧУДО
(Эссе на темы Евгения Ламихова)
ОГЛАВЛЕНИЕ
О НЕОБХОДИМОСТИ ВИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ 2
ХАЙДЕГГЕРОВСКОЕ 7
ХРУЩОБА 17
ВРЕМЯ В ПОЭЗИИ 24
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ И НЕСВОБОДА 27
ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ 29
О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭЗИИ 34
ПЕТРОЗАВОДСК
ПОЛИМУСЕЙОН
О НЕОБХОДИМОСТИ ВИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ
Русская поэзия: это понятие сборное?
Оно отражает совокупность хоть и однопорядковых, но всё же разнородных явлений?
Тогда перед нами некий конгломерат.
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Это Александр Сергеевич говорит о своём «Евгении Онегине». Но его слова можно распространить на весь свод русской поэзии.
Да, пестро.
Да, мозаично.
Но ведь ясно, что перед нами целостные системы, а не хаотические множества.
Вот главное в удивительной книге Евгения Ламихова: русская поэзия здесь рассматривается как единый сверхорганизм – как холистическое образование.
Важнейшим признаком жизни является соприсущая ей цикличность.
Это качество мы обнаруживаем и в русской поэзии.
Век Золотой – и Век Серебряный: эволюционные стадии налицо.
Евгений Ламихов глубоко и оригинально развивает идею периодизма в интересующей нас области.
Мощные эвристические импульсы он получил от Александра Чижевского.
Корифей русского космизма был ещё и великолепным поэтом.
Универсум для Александра Чижевского – предмет не только астрономии, но и поэтики: он сделал явными сокровенные изоморфизмы этих наук.
Будто в унисон ему говорит Свами Вивекананда:
Я не знаю более грандиозной концепции Бога, чем следующая: Он – первый поэт, высший поэт. Вселенная – его поэма, с рифмами и ритмом, написанная в бесконечном блаженстве [1].
Александр Чижевский открыл 11-летний цикл солнечной активности.
Назовём этот отрезок хрономодулем.
Оперируя им, Евгений Ламихов получил интересные значения – приводя их ниже, настоятельно подчеркнём: толика условности тут неизбежна – жёсткие границы невозможны – правила лишь выигрывают благодаря наличию флуктуативных исключений их них.
Итак:
11 лет – полупериод малого биоцикла человеческой жизни
22 (11 х 2) года – полный малый биоцикл
33 (11 х 3) года – по словам Евгения Ламихова, жизненный путь от «детей» до «отцов»
66 (11 х 6) – большой биологический цикл: «полный человеческий век» [3: 8–28].
Открытая Николаем Данилевским – и углублённая Освальдом Шпенглером – аналогия между стадиальностью на двух уровнях – в ходе истории и в развитии организма – вдохновила Евгения Ламихова на нетривиальный поиск.
Поэзия витальна..
Её «возрасты» суть «века»
Длительность «века» – около 33 лет.
Предлагается такая периодизация:
1901 – 1934 гг.: Серебряный Век
1934 – 1967 гг.: Железный Век
1967 – 2000 гг.: Бронзовый век
Оговорки – потом.
Вначале чётче означим интервалы – проиллюстрируем реперные даты.
Сделаем это скупо – по одному событию на дату.
Разумееется, выбор наш – произвольный, субъективный.
Серебряный Век располагается между «Листопадом» Ивана Бунина – и смертью Андрея Белого.
Железный Век обрамлен первым арестом Осипа Мандельштама – и кончиной Ильи Эренбурга.
Бронзовый век начинает отсчёт с публикации Иосифа Бродского в ленинградском «Дне поэзии».
Эти рамки зыблются.
Они скорее канва или пунктир, чем железный каркас.
Если поэзия – сверхорганизм, то она должна обладать специфической наследственностью.
У неё есть подобие генов.
Многие уходят в рецессив – но всегда могут быть востребованы.
В творческих биографиях поэтов иногда просматривается что-то похожее на закон рекапитуляции – они торопко пробегают вдоль вех, которые расставили их предшественники: как бы внове переживают пройденное.
Вспомним формулу Эрнста Геккеля (1866): «Онтогенез есть быстрое и краткое повторение филогенеза».
Поэзия даёт массу примеров к этому положению.
Неотения – своеобычное возвращение в детство, когда сбрасывается всё балластное – является важнейшим алгоритмом эволюции.
Он и в поэзии действует!
Культ архаики – тоже неотения.
Максим Амелин – неотенический поэт.
К какому Веку его отнести?
Вроде как нырнул в начало Золотого, но при этом удержал достижения всех последующих.
Вот и наивная поэзия только кажется простушкой.
Как видим, границы Веков колеблются – подчас перепутываются – угождают в турбулентные зоны.
Но сама идея периодизации доказала свою плодотворность.
Представление о Золотом Веке стало формироваться ещё в «Трудах и днях» Гесиода.
Лукреций Кар круто повернул от мифологии к науке, когда разделил дописьменную историю на четыре Века: Каменный – Медный – Бронзовый – Железный.
Николай Карамзин пишет в стихотворении «Поэзия» (1787) – Евгений Ламихов цитирует его в своей книге с большим пиететом:
Овидий воспевал начало всех вещей,
Златый блаженный век, серебряный и медный,
Железный, наконец, несчастный, страшный век,
Когда гиганты, род надменный и безумный,
Собрав громады гор, хотели вознестись
К престолу божества; но тот, кто громом правит,
Погреб их в сих горах.
Как Железный Век античного мифа тут похож на Железный Век русской поэзии!
Вот инварианты: гигантомания – тщетность усилий – крах.
В каком Веке мы пребываем сейчас?
Большое видится на расстояньи.
Ограничимся постановкой вопроса.
Синтетическое устремление постмодерна не миновало нашу поэзию.
В ней всё очевидней ощущается инерция предыдущих веков.
Актуализируется прочно забытое – но одновременно творится небывалое.
Бронза – сплав меди и олова.
Бронзовый Век где-то являлся сплавом.
Если угодно – эклектикой: она бывает здоровой, сильной.
Накопление неоднородности: эта тенденция усиливается.
Современной музе явно нравятся мультисплавы.
Поэзия эволюционирует.
Направленность этого процесса имеет разные выражения – об одном из них очень точно сказал Валентин Катаев: «ещё на какое-то деление передвинуть шкалу изобразительного мастерства» [2].
Уместно вспомнить несколько скомпрометированное понятие прогресса.
Здесь намечается противоречие, ибо движение в сторону от Золотого Века – скорее регрессивное.
Ах, так ли?
Относительность наших оценок сейчас обнаружится со всей очевидностью.
Катаевская шкала – как лестница: поднимаемся всё выше и выше.
Вот-вот упрёмся в седьмое небо!
Представление о веках – чисто метафорическое.
Наименования подсказывала металлургия.
А ну-ка заглянем в таблицу Дмитрия Менделеева.
Вот интересующая нас последовательность: золото – серебро – медь – олово – железо.