ТЕМА №5. Статистические критерии различий. Непараметрические критерии для связных выборок

Понятие о критериях различия. Параметрические и непараметрические критерии.

Критерии различия – большой набор статистических способов. Эти критерии позволяют оценить степень статистической достоверности различий между разнообразными показателями, измеренными согласно плану проведения психологического исследования.

Существует достаточно большое количество критериев различия. Каждый из них имеет свою специфику, различаясь между собой по различным основаниям:

1) Тип измерительной шкалы.

2) Максимальный объём выборки, количество выборок.

3) Качество выборки: связная (зависимая) или несвязная (независимая).

4) Мощность критерия. Это способность критерия выявлять различия или отклонять нулевую гипотезу, если она неверна. Есть менее мощные критерии и более мощные (выявляют различия, которые не смогли установить менее мощные). Как правило, менее мощные более просты в употреблении.

5) Параметрические и непараметрические критерии. Параметрический – если он основан на конкретном типе распределения генеральной совокупности (как правило, нормальном) или использует параметры этой совокупности (средние, дисперсии и т.д.). Непараметрический – не базируется на предположении о типе распределения генеральной совокупности. Непараметрические критерии более универсальны.

 

Рекомендации к выбору критерия различий

* Определить связность (несвязность) выборки.

* Определить однородность (неоднородность) выборки.

* Оценить объём выборки, выбрать критерий по данному признаку.

* Начать работу с наименее трудоёмкого критерия.

* Если использованный критерий не выявил различий, применить более мощный, но одновременно более трудоёмкий критерий.

* Если в распоряжении психолога имеется несколько критериев, то следует выбирать тот, который наиболее полно использует информацию, содержащуюся в экспериментальных данных.

* При малом объёме выборки следует увеличивать величину уровня значимости (не менее 1%), т.к. небольшая выборка и низкий уровень значимости приводят к увеличению вероятности принятия ошибочных решений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: