Тема 1.1 Введение в аддиктологию

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ЧАСТЬ 1

АДДИКТОЛОГИЯ

 

 

направление(я) 37.04.01 Психология

направленность(и) профиль(и) Общая психология и психология личности

 

Новосибирск 2016

Методическое руководство по организации самостоятельной работы разработано

Терешиной Анастасией Леонидовной – старшим преподавателем кафедры Психологии, педагогики и правоведения

 

Методическое руководство по организации самостоятельной работы прошло экспертизу УМУ

 

[И.О. Фамилия]

 

Утверждено на заседании кафедры Психологии, педагогики и правоведения

(протокол от 2 сентября 2016 г. № 1).

 

 

Заведующий кафедрой

к. псих.н. Т.А. Филь

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

Практические занятия по дисциплине «Аддиктология» проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом и планом практических занятий, отраженных в рабочей программе.

На занятиях проводится опрос по самостоятельно изученному материалу темы, отражающий уровень освоения темы, глубину полученных и понятых знаний и сведений.

Раздел I. Психология аддиктивного поведения. Химические аддикции.

Тема 1.1 Введение в аддиктологию

Понятие об аддикции. Аддиктивное поведение и его место в структуре девиантного поведения. Современные проблемы и основные задачи аддиктологии. Взаимосвязь с другими науками. Значение аддиктологии в подготовке студентов к профессиональной деятельности. Основные классификации аддиктивного поведения. Основные подходы к изучению аддиктивного поведения в современной психологии. Личностные особенности и другие факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивного процесса. Деструктивная сущность аддиктивного поведения. Этапы развития аддикций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение аддиктологии как научной дисциплины.

2. Как изменялось представление о предмете аддиктологии по мере ее становления?

3. Как вы полагаете, исчерпаем ли перечень объектов аддиктивной реализации? Обоснуйте свой ответ.

4. Дайте определение понятию «зависимость» (в контексте аддиктивной реализации).

5. Обратитесь к этапам формирования аддиктивного процесса по Ц. П. Короленко и Т. А. Донских. Как вы полагаете, на каком из этапов возможен возврат к неаддиктивному функционированию личности? Обоснуйте свой ответ.

 

Тема 1.2 Предикторы аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение как проявление дезадаптации. Факторы риска аддиктивного поведения: конституционально-органические, социально-средовые, психологические. Взаимосвязь психического дизонтогенеза, девиантного и аддиктивного поведения. Значение детского периода для развития аддиктивного процесса. Аддиктивные реализации как суррогат межличностного контакта.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Составьте общую схему факторов, предрасполагающих к развитию аддиктивного поведения.

2. Почему риску зависимого поведения больше подвержены мужчины и лица подросткового возраста?

3. Как вы полагаете, каковы механизмы взаимосвязи ухудшения социально-экономической ситуации в стране и роста аддиктивного поведения?

4. Как вы полагаете, почему, по мнению многих исследователей, семья с одной матерью/отцом попадает в группу потенциального риска аддиктивного поведения ребенка?

5. Как вы полагаете, может ли семейная традиция стремления к образованию служить защитой от риска аддиктивного поведения ребенка? Обоснуйте свой ответ.

 

Тема 1.3 Алкоголизм

Употребление алкоголя как наиболее распространенный тип аддикции. Стадии развития алкоголизма. Формы алкогольной зависимости. Диагностические признаки алкоголизма. Алкоголизм у взрослых. Особенности подросткового алкоголизма. Отдаленные последствия алкоголизма, его влияние на личность, социальное функционирование и психические функции. Основные подходы к коррекции. Формы помощи (и взаимопомощи) страдающим алкоголизмом.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Составьте общую схему стадий развития алкоголизма.

2. Перечислите диагностические признаки алкоголизма (по МКБ–10).

3. Дайте определение измененной реактивности.

4. Дайте определение состоянию абстиненции.

5. Перечислите основные мишени психотерапевтической работы в индивидуальной и групповой работе с алкогольными аддиктами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: