Если заглянуть в прошлое своего обидчика – каким было его детство, как он рос, что чувствовал и как дошел до такого, – то увидишь: он тебе не враг, не противник

Вот почему Господь и говорит нам: «Не бойтесь!» Люди могут причинить нам зло извне, но душе нашей никто ничего сделать не может. И если тебя обидели и ты начинаешь ненавидеть этого человека, то дело не в том, что он причинил тебе зло.

 

Задай вопрос Богу:

– Господи, а Ты тоже, как и я, ненавидишь этого человека?

И Господь ответит:

– Нет. Я всё простил ему еще на Голгофе. Я прощаю и люблю всех.

– Но как Ты можешь любить его?

– Я вижу то, что пока не видно тебе. Вижу, что он много перестрадал и что он относится к тебе так не потому, что плохой, а потому, что ему страшно и он защищается.

– Да какое там боится! Ты знаешь, что он мне сделал? Из-за него я потерял работу! А он всё мстит мне за что-то, говорит про меня гадости…

А Господь отвечает:

– Если бы ты видел, как ему страшно, как тревожно у него на душе, как мучит его совесть – ты бы не стал ненавидеть его, а наоборот, полюбил бы и пожалел. Ему нужна любовь, поддержка, а не месть.

 

Господь никогда не мстит, а всегда отвечает любовью, и это-то и обезоруживает людей. И когда ты узнаешь чуть больше о том, кого ненавидишь, то поймешь, что и этот человек заслуживает прощения и доброго отношения. Мы просто не видим истинной картины. Да, человек может много раз совершать злые дела, но злых людей не бывает. Не бывает! Стоит только подобрать нужный «ключик», и злость оборачивается добротой.

Нужно лишь нажать правильные клавиши в душе человека, и ты услышишь эту волшебную мелодию доброты.

Нажимаешь не на ту клавишу – и в ответ истерика, крики, злобные ругательства, но при этом в любой душе существует прекрасный мир, который мы пока так и не научились открывать для себя.

 

Один молодой человек как-то сказал мне удивительную вещь:

– Я очень люблю одну девушку. Она так мне дорога, я восхищаюсь ею! И очень хочу, чтобы она была моей.

– И что ты думаешь делать?

– Ничего! Она никогда об этом не узнает.

– Почему?

– Потому что она любит другого. И так как я люблю ее, то не хочу говорить с ней о своих чувствах, не хочу вмешиваться в ее жизнь. Когда я закончил университет, то хотел сблизиться с ней – ничего греховного или аморального, наоборот, собирался создать с ней семью – но понял, что у нее другие планы, и оставил ее в покое. Я люблю ее и потому не хочу ничего ей говорить, держусь от нее подальше.

Любить – означает желать добра тому, кого любишь. И в данном случае человек поступил так для того, чтобы не тревожить сердце любимой. Это – уважение к выбору другого человека. Любовь заставляет отойти в сторону, превратить свое чувство в слезы, которые со временем станут бриллиантами; в боль, из которой после потечет живая вода. И тогда сердце наполнится Божественной благодатью. При этом со стороны будет казаться, что человек никак не проявляет свою любовь. Он действительно не показывает ее – она живет глубоко в сердце, и душу наполняет искреннее, правдивое чувство. Конечно, это будет вознаграждено.

 

Для большинства из нас любовь слишком тесно связана с личными потребностями.

 

= = =

 

«Если тебя обидели, бросили, предали…»

http://www.pravmir.ru/obideli-predali-brosili/

 

Один молодой человек, недавно вернувшийся из Нью-Йорка, рассказывал мне:

– Отче, как я счастлив, что побывал в Нью-Йорке! Я был на Манхэттене – это невероятно! Какие масштабы! Как все это впечатляет!

Он был счастлив, потому что увидел столько всего в Нью-Йорке. А кто-то посетил Диснейленд, кто-то побывал во Флориде, или еще где-то, – и все эти путешествия стали поводом для радости. Людей наполняли положительные эмоции – благодаря другим людям, красивым зданиям, покупкам, вкусной еде, всему тому, что в принципе не стоит осуждать.

…Я просто хочу сказать, что ту радость, которую испытывает обычный человек, посетив Манхэттен с его магазинами и веселой ночной жизнью, подвижник ощущает без всего этого. И его чувство даже более насыщенно, потому что длится гораздо дольше. Ведь после замечательного путешествия мы садимся в самолет и говорим себе: «Все. Пора домой». И испытываем уныние, потому что приятные эмоции покидают нас. А подвижник умеет найти в своей душе такую щелочку, из которой снова и снова появляется радость, счастье.

 

= = =

 

«Проверка на смирение: обиды и нападки»

http://www.pravmir.ru/proverka-na-smirenie-obidyi-i-napadki/

 

Как-то в одной обители (не в Афинах) я встретил монаха, который до своего прихода в монастырь был агрономом. Он старательно подметал монастырский двор, не поднимая при этом ни пылинки.

Но игумен, проходя мимо, прямо при мне (а я был тогда ребенком) сказал ему – на мой взгляд, совершенно несправедливо:

– Как тебе не стыдно! Ты запылил весь монастырь! Подметай внимательнее!

Я уже собрался вступиться за монаха и сказать игумену: «Отче, что вы говорите? Он не поднимает пыли!» Но в это время монах поклонился, поцеловал у игумена руку и сказал:

– Простите, отче! Я буду стараться подметать аккуратнее.

Итак, он поклонился, поцеловал руку (а ему было около сорока лет, совсем не детский возраст) и сказал: «Простите!», хотя и без того подметал как нельзя лучше. Такой поступок являет истинное смирение, смирение на деле. Человеку сказали обидные слова, и он смиренно принял обиду.

 

Авва Дорофей вспоминал: «И я как-то, в одном монастыре, видел смиренного человека, который никому не возражал. Все его ругали, а он хранил молчание. Я подумал тогда: «Он будет великим святым!» Но когда я узнал, в чем причина этого молчания, то разочаровался. Почему? Я спросил его: «Отче, как можешь ты не гневаться и переносить все с таким смирением?» Знаете, что мне ответил этот человек? «Вот еще! Буду я обращать на них внимание! Пусть говорят, что хотят!» И я подумал: «Жаль. Значит, в тебе живет не смирение, а презрение».

 

Архимандрит Ефрем Филофейский рассказывал, что пока он жил со своим духовником, старцем Иосифом Исихастом, тот за все десять лет и десяти раз не назвал его по имени. Как же обращался духовник к своему ученику?

Об этом написано в самом начале книги: «Он говорил мне: «Эй, поди сюда, лентяй! Эй, сюда, негодник! Эй, иди сюда, бездельник!» И я никогда не чувствовал неприязни по отношению к нему, не обвинял его и не раздражался, а любил его как святого, и моя душа получила от всего этого огромную пользу, очистившись от эгоизма и слабости».

 

Однажды на Афон приехал очень красивый юноша. Он хотел стать монахом, но при этом много внимания уделял своей внешности. И что же сделал наш духовник? Он взял сажу со дна кастрюли, в которой мы готовили пищу на костре, и сказал ему: «Ну-ка, подойди сюда, красавчик! Больно ты симпатичный!» И вымазал лицо юноши сажей, со словами: «Не умывайся, пока я не скажу тебе! Будешь ходить так!» И юноша смирился. А мне духовник рассказал, что когда он сам в юности пришел на Афон, у него были прекрасные длинные волосы, и он очень о них заботился. А его старец сразу же, как только он пришел, взял ножницы и отрезал эту красоту. Будущий монах покорился, но его самолюбие сильно пострадало при этом, и в храме он прятался, чтобы его никто не видел. Но старец сказал ему: «Не стой там! Иди сюда!» И поставил его у подсвечника так, чтобы каждый, кто входил в храм, видел его. Это было настоящее мучение, но оно принесло огромную пользу. Так люди смиряются и исправляются.

 

= = =

 

«Простить = не сердиться?»

http://www.pravmir.ru/protopresviter-aleksandr-shmeman-proshhenie-ot-ne-serzhus-do-lyublyu-1-audio/

 

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15).

 

«Прощение» — такое простое как будто слово. Все здесь, казалось бы, так ясно: простить — значит больше не сердиться, не желать отомстить, «ничего не иметь», как мы часто говорим, против другого. Но стоит опять немного подумать, и окажется, что можно всего этого достичь — не сердиться, не желать отомстить, не жить обидой и т. д. — и все же не простить, как призывает к этому Христос. В чем же тут дело? В чем истинная сущность прощения?

Заметим для начала, что все внутренние состояния, которые я только что перечислил и в которых мы обычно видим прощение, определяются нами в отрицательных выражениях, через не — не сердиться, не хранить обиды в сердце и пр. Но в том-то и дело, что даже тысяча отрицаний не даст хотя бы одного утверждения. Или, иными словами, отсутствие одного еще не означает присутствия другого. Отсутствие ненависти не есть любовь, как и отсутствие гнева не есть примирение. Разве не знаем мы на страшном и горьком опыте собственной жизни, что равнодушие, например, может быть страшнее вражды и ненависти?

Но как часто именно равнодушие, именно внутреннее отчуждение выдается нами за прощение! Как много в нашем языке слов и выражений, кажущихся безобидными, но являющих, если вдуматься, страшную сущность такого псевдопрощения. «С него взятки гладки, — говорим мы про кого-нибудь. — На нем можно поставить крест, на него можно махнуть рукой, на него даже сердиться не стоит» — и т. д., и т. д. Или еще так: «Я вас прощаю, но никакого дела с вами иметь не желаю. Я вычеркнул вас из своей жизни».

И даже можно сказать больше: пока есть гнев — есть еще надежда. Даже ослепленный гневом, я все еще принимаю человека всерьез, он все еще существует для меня, и потому сам гнев может быть претворен в примирение, воссоединение и обновление. Но где начинается равнодушие, там воцаряется смерть.

Прощение — всегда от Бога, ибо Бог прощает нас не оттого, что «с нас взятки гладки», не оттого, что Он махнул на нас рукой, а оттого, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8) и ничто не может любовь эту разрушить, она же, напротив, может победить, воссоздать, обновить и воскресить собою все. И только когда узнали мы эту обращенную на нас, на меня, на каждого всепрощающую любовь Божию, рождается и в нашем сердце чудо всех чудес — прощение.

 

= = =

 

«Как простить Богу тяжелое детство?»

http://www.pravmir.ru/kak-prostit-bogu-tyazheloe-detstvo/

 

Когда мне было года три, я переживала опыт невероятной влюбленности в маму. Я не знала о том, что есть понятие «святость», но задним числом теперь понимаю, что для меня мама была совершенно святым существом. Да, моя мама: веселая, немного мальчишеская, с вечной папиросой, в джинсах и с короткой стрижкой – была для меня абсолютно безгрешной. Слава Богу за то, что я это помню, ведь мы, взрослые, не понимаем, что мы значим для своих детей! Мы этот дар своей «безгрешности» так глупо истощаем, своими руками отталкивая тех, кто больше всех в нас нуждается!

 

У меня есть такая теория, что каждый пьет свою горькую чашу, все в жизни страдают примерно одинаково много. Только по-разному и каждый в свой срок. Только в конце жизни будет ясно, выпила ли я свою горькую чашу в детстве и юности или еще нет.

 

= = =

 

Прощение «по уставу»

http://www.pravmir.ru/o-smysle-china-proshheniya/

 

Честно признаюсь: я не люблю чин Прощения. Но не потому, что мне не близка служба Прощеного Воскресенья или евангельское чтение, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ… Просто не хочется что-то изображать «по уставу», в положенное время.

 

Претит, когда после общих поклонов некоторые ни в чём не виноватые прихожане норовят ещё в сторонке тебя перехватить и там «глаза в глаза» «испросить прощения». Странно это как-то. Хоть бы раз помириться именно с тем, с кем в серьёзной ссоре, а не раскланиваться галантерейно… А уж смски с «прости» от людей, с которыми редко даже пересекаешься в жизни, не то, чтобы ссоришься – вообще верх недоразумения, если не сказать – пошлости.

 

= = =

 

«Человек не должен мстить обидчикам»

http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-chelovek-ne-dolzhen-mstit-obidchikam/

 

«Мы никогда не должны тратить силы на то, чтобы выстроить некий план борьбы, с тем, чтобы наказать обидчика. Нужно предоставить его Богу, и если мы действительно были обижены несправедливо, то наказание придет не от нас, а от Бога Всемогущего»

 

«Апостол Павел говорит: “Насколько возможно с вашей стороны, имейте мир со всеми людьми”. Эта оговорка — “насколько возможно” — предполагает сохранение принципиальной жизненной позиции, но одновременно стремление к миру со всеми людьми»

 

= = =

 

«5 шагов к прощению – если не можешь себя заставить простить»

http://www.pravmir.ru/kratchayshiy-put-k-proshheniyu-drugih-pozvolit-bogu-sebya-lyubit-1/

 

Если женщина вас любит прощает всё, даже преступление; если же нет – то не замечает и самих добродетелей.

Оноре де Бальзак

 

Невозможно просто взять свою волю в кулак и резко всех простить.

Лучше просто спокойно признать и по возможности принять тот факт, что сейчас я еще имею на кого-то обиду, сейчас я пока еще вот это не простил – пока что это так. И это нормально, потому что многие раны заживают долго и болят годами, не все болезни лечатся как ОРВИ или грипп, не всё происходит быстро, и – главное – не всё в наших силах.

Я не хочу сказать, что надо на всё «забить» и плыть по течению (мол, само заживет и отвалится), но хочу подчеркнуть, что важно для начала честно констатировать то, что есть – без истерики и поедания себя нездоровым чувством вины.

Часто мы встречаемся с мифом о всемогуществе человека, что главное захотеть – и всё у тебя получится. И в Церкви мы тоже нередко с этим встречаемся. Я должен больше никогда не грешить, я должен всех любить, я должен всех простить и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: