Агрессия и насилие как деструктивные формы воздействия на конфликты
Конфликтологическая парадигма - взгляд с точки зрения конфлктологии.
И. Галтунг выделяет культурное насилие, которое способствует тому, что структурное насилие оправдывается и рассматривается обществом как справедливое. При этом насилие воспринимается гражданами как вполне приемлемый способ разрешения конфликта. Культурное насилие базируется на дихотомии (да или нет) «свои»-«чужие». Современное общество делает ставку на силовых методах решения конфликта, основанное на достижении преследуемых целей за счет подавления воли противостоящей стороны, и идет внушение страха, ощущение безнадежности сопротивления между различными политическими силами и социальными группами. И последствия силовых методов: закрепление враждебности, агрессии, негативных стереотипов, искажение восприятия друг друга и, главное, оправдание силовых методов. Все это из книги «Культурное насилие» И. Галтунга, но дальше он же продолжает:
При определенных конфликтных ситуациях применение насилия является эффективным методом, чтобы остановить появившееся агрессивное поведение:
· к детям
· к женщинам
· к пожилым
Современное исследование показало, что агрессия отчасти биологически обусловлена, т.е. и у людей, и у животных обнаружены части головного мозга, отвечающие за проявление агрессии. По Фрейду либидо (продолжение рода, сексуальное влечение) и тонатос (сама агрессия) – два главных инстинкта, определяющих поведение человека. При активизации наших отделов нервной системы враждебность возрастает, а их дезактивация ведет к уменьшению агрессии.
Агрессия рассматривается как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. Причем выделяют враждебную (побуждается злостью, является самоцелью) и инструментальную (средство для достижения определенной цели) агрессивность. Главная цель враждебной агрессии – нанести вред, а инструментальная может служить оправданием применения насилия для достижения позитивной цели. Причем есть ложная инструментальная агрессия (например, революция), а есть действительная инструментальная агрессия (борьба с террористами).
Агрессия имеет враждебную основу и изначально принадлежит человеку.
Агрессия естественная реакция на фрустрацию (на то, что задевает, разрушает).
Агрессивное поведение является результатом воспитания и воздействия социальной среды.
К. Лоренц «Агрессия – так называемое зло». Бытовые издевки родителей над детьми: 1. что-либо специально ради игры или ради собственного развлечения злят ребенка. Например, хочешь эту игрушку? А я тебе не дам или сделай то-то, то-то. 2. Или родители противопоставляют двух детей друг другу. Следовательно, воспитываем агрессию.
Психологические аспекты агрессии
Агрессия является инстинктом изначально присущим человеку, служит сохранению жизни и вида. Но часто приводит к губительным последствиям. К. Лоренц пишет о проповеди смирения, т.е. о внутреннем сопротивлении агрессии.
Есть психоаналитический подход, который рассматривает насилие и как свойство личности и психики, и как следствие неадекватной психологической адаптации к социальным условиям.
Эрих Фромм выделили несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры (религиозные фанатики), компенсаторный тип (жажда крови – садисты). Причем у садиста (по Фромму) главная цель подчинение воли другого человека, полное господство, а не причинение боли, которое является только инструментом.
К. Хорни говорит, что человек, подверженный движению против людей склонен к проявлению агрессии, насилия, но агрессия является одним из видов психологической защиты индивида. Она называет это психологически-функционирующим человеком – агрессия как маска.
Социологические аспекты агрессии
Г. Спенсер говорил о том, что труд и война создали государство. В мире всегда будет существовать борьба за господство и выживание. Люди всегда будут обладать враждебной ненавистью к друг другу, народам, государствам, удовлетворение своих потребностей возможно только через принуждение других.
У Э. Дюркгейма корень агрессивного поведения к социальной изоляции и одиночестве. Пример, люди-Маугли.
Роберт Мертон: причиной агрессии и насилия является разрыв, несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами достижения этих целей. Говорит о том, что проводником норм и ценностей может быть семья.
Георг Тарт «Теория подражания». Насилие – вирус. Люди подражают друг другу, проявление насилия в конфликтах является результатом подражания.
Типология насилия
Первый подход:
1. Физическое насилие (включая телесные повреждения).
2. Психическое насилие (угрозы, шантаж).
3. Сексуальное насилие.
4. Безразличное преднамеренно пренебрежительное отношение к потребностям и интересам человека. Имеет латентный характер, по сути явных агрессивных действий и угроз не несет.
Второй подход:
1. Социальное – предопределено самим обществом (от общества к индивиду).
2. Индивидуальное – реализация потребностей, борьба за свободу, выбор действий по отношению к обществу и друг к другу (от индивида к обществу, от индивида к индивиду).
Третий подход:
1. Структурное – закреплено в традициях общества, в нормах (например, революции).
2. Манифестное – открытая форма применения насильственных действий в психологической, физической и социализированной форме.
Четвертый подход (по сферам): производственное, бытовое, политическое и т.д.)
Пытый подход (количественные характеристики): индивидуальное, групповое и межгрупповое.
Шестой подход (критерий социальности):
1. семейное насилие (муж-жена, родители-дети, между родственниками);
2. дети-взрослые (семья-школа, детские учреждения);
3. мужчина-женщина:
Много работ на эту тему. Ученые исходят из того, что изначально воспитание различное и ориентированное на достижение различных целей. Девочку готовят к ведению домашнего быта, а мужчину к достижению рабочих целей, где закладывается обоюдная оценка друг друга. Бениш рассматривает мужскую социализацию как изначально сформулированную высокомерно над женщиной. Анализирует патриархат (например, мусульманские страны). Женщины изначально более восприимчивы к угрозам.
4. насилие среди подростков;
Более того, одна из самых тревожных форм – насилие среди подростков. К специфическим формам подросткового поведения отнесены (психолог Лебедева):
· реакция увлечения (хобби-реакция)
· реакция объединения в группы со сверстниками
· реакции, обусловленные формирующиеся сексуальными влечениям.
На формирование, представление и поведение ребенка особенно влияют следующие факторы:
· безнадзорность
· сверхопека
· эмоциональное отвержение, когда родители ориентированы на свои проблемы и отвергают ребенка
· жесткие взаимоотношение, излишне строгие наказания, в том числе за мелкие проступки и самое незначительное непослушание
· кумир семьи – ребенок постоянный объект внимания и восхищения. Есть две точки зрения (позитивное отношение и негативное).
5. моббинг-насилие на рабочем месте.
На возрастание количества насилия в семье, между мужчиной и женщиной, родственниками влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность.
Как и большинство социальных навыков человек усваивает модель агрессивного поведения, манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий. Поэтому считается, что насилие в семье, чаще всего, ведет к насилию в дальнейшей жизни. Есть еще такая зависимость: если ребенка били в семье, он и своих детей будет наказывать ремнем.
Агрессия наиболее часто проявляется тогда, когда субъекты находятся в возбужденном состоянии, и при этом агрессивные действия представляются им безнаказанными и обещают определенную выгоду. Поэтому необходимо обучать неагрессивным стратегиям разрешения конфликтов и пропагандировать их.
Конструктивные технологии регулирования и разрешения конфликтов
Основными компонентами программы позитивного воздействия на конфликт являются:
· Принятия процедур переговоров
· Обмен информацией
· Выработка вариантов возможного решения проблемы
1. В общих чертах и потом уже внимание частным вопросам.
2. В частности, по каждому вопросу.
3. Выработка объективных критериев для оценки возможных вариантов решения проблемы. Утверждение отобранных решения на основе консенсуса.
4. Рассмотрение утвержденных решений представителями всех сторон.
· Достижение соглашения: окончательное принятие решения.
Принципы эффективной программы и стратегия конструктивного воздействия на конфликт.
Музей насильственных телесных наказаний.
1. Использование власти (позитивных, негативных санкций, поощрения и наказания), непосредственно в отношении участников конфликта.
2. Изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния на их потребности и интересы административными методами (изменение характера выполняемой работы сотрудника, перевод в другой отдел, направление сотрудника на курсы повышения квалификации и т.д.)
3. Убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы о значимости спокойной работы всего коллектива.
4. Изменение состава участников конфликта и система их взаимодействия путем перемещения людей внутри организации, увольнение и побуждение к добровольному уходу.
5. Вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра путем поиска согласия и совместных переговоров.
6. Существует ряд условия, способствующих эффективному разрешению конфликтов руководителям в качества посредника: позиционная нейтральность, эмоциональная невовлеченность, умение конструктивно разрешать конфликты, мудрость.