Способы и средства практического влияния на состояние и направленность социальных конфликтов

Агрессия и насилие как деструктивные формы воздействия на конфликты

Конфликтологическая парадигма - взгляд с точки зрения конфлктологии.

И. Галтунг выделяет культурное насилие, которое способствует тому, что структурное насилие оправдывается и рассматривается обществом как справедливое. При этом насилие воспринимается гражданами как вполне приемлемый способ разрешения конфликта. Культурное насилие базируется на дихотомии (да или нет) «свои»-«чужие». Современное общество делает ставку на силовых методах решения конфликта, основанное на достижении преследуемых целей за счет подавления воли противостоящей стороны, и идет внушение страха, ощущение безнадежности сопротивления между различными политическими силами и социальными группами. И последствия силовых методов: закрепление враждебности, агрессии, негативных стереотипов, искажение восприятия друг друга и, главное, оправдание силовых методов. Все это из книги «Культурное насилие» И. Галтунга, но дальше он же продолжает:

При определенных конфликтных ситуациях применение насилия является эффективным методом, чтобы остановить появившееся агрессивное поведение:

· к детям

· к женщинам

· к пожилым

Современное исследование показало, что агрессия отчасти биологически обусловлена, т.е. и у людей, и у животных обнаружены части головного мозга, отвечающие за проявление агрессии. По Фрейду либидо (продолжение рода, сексуальное влечение) и тонатос (сама агрессия) – два главных инстинкта, определяющих поведение человека. При активизации наших отделов нервной системы враждебность возрастает, а их дезактивация ведет к уменьшению агрессии.

Агрессия рассматривается как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. Причем выделяют враждебную (побуждается злостью, является самоцелью) и инструментальную (средство для достижения определенной цели) агрессивность. Главная цель враждебной агрессии – нанести вред, а инструментальная может служить оправданием применения насилия для достижения позитивной цели. Причем есть ложная инструментальная агрессия (например, революция), а есть действительная инструментальная агрессия (борьба с террористами).

Агрессия имеет враждебную основу и изначально принадлежит человеку.

Агрессия естественная реакция на фрустрацию (на то, что задевает, разрушает).

Агрессивное поведение является результатом воспитания и воздействия социальной среды.

 

К. Лоренц «Агрессия – так называемое зло». Бытовые издевки родителей над детьми: 1. что-либо специально ради игры или ради собственного развлечения злят ребенка. Например, хочешь эту игрушку? А я тебе не дам или сделай то-то, то-то. 2. Или родители противопоставляют двух детей друг другу. Следовательно, воспитываем агрессию.

Психологические аспекты агрессии

Агрессия является инстинктом изначально присущим человеку, служит сохранению жизни и вида. Но часто приводит к губительным последствиям. К. Лоренц пишет о проповеди смирения, т.е. о внутреннем сопротивлении агрессии.

Есть психоаналитический подход, который рассматривает насилие и как свойство личности и психики, и как следствие неадекватной психологической адаптации к социальным условиям.

Эрих Фромм выделили несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры (религиозные фанатики), компенсаторный тип (жажда крови – садисты). Причем у садиста (по Фромму) главная цель подчинение воли другого человека, полное господство, а не причинение боли, которое является только инструментом.

К. Хорни говорит, что человек, подверженный движению против людей склонен к проявлению агрессии, насилия, но агрессия является одним из видов психологической защиты индивида. Она называет это психологически-функционирующим человеком – агрессия как маска.

 

Социологические аспекты агрессии

Г. Спенсер говорил о том, что труд и война создали государство. В мире всегда будет существовать борьба за господство и выживание. Люди всегда будут обладать враждебной ненавистью к друг другу, народам, государствам, удовлетворение своих потребностей возможно только через принуждение других.

У Э. Дюркгейма корень агрессивного поведения к социальной изоляции и одиночестве. Пример, люди-Маугли.

Роберт Мертон: причиной агрессии и насилия является разрыв, несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами достижения этих целей. Говорит о том, что проводником норм и ценностей может быть семья.

Георг Тарт «Теория подражания». Насилие – вирус. Люди подражают друг другу, проявление насилия в конфликтах является результатом подражания.

 

Типология насилия

Первый подход:

1. Физическое насилие (включая телесные повреждения).

2. Психическое насилие (угрозы, шантаж).

3. Сексуальное насилие.

4. Безразличное преднамеренно пренебрежительное отношение к потребностям и интересам человека. Имеет латентный характер, по сути явных агрессивных действий и угроз не несет.

Второй подход:

1. Социальное – предопределено самим обществом (от общества к индивиду).

2. Индивидуальное – реализация потребностей, борьба за свободу, выбор действий по отношению к обществу и друг к другу (от индивида к обществу, от индивида к индивиду).

Третий подход:

1. Структурное – закреплено в традициях общества, в нормах (например, революции).

2. Манифестное – открытая форма применения насильственных действий в психологической, физической и социализированной форме.

Четвертый подход (по сферам): производственное, бытовое, политическое и т.д.)

Пытый подход (количественные характеристики): индивидуальное, групповое и межгрупповое.

Шестой подход (критерий социальности):

1. семейное насилие (муж-жена, родители-дети, между родственниками);

2. дети-взрослые (семья-школа, детские учреждения);

3. мужчина-женщина:

Много работ на эту тему. Ученые исходят из того, что изначально воспитание различное и ориентированное на достижение различных целей. Девочку готовят к ведению домашнего быта, а мужчину к достижению рабочих целей, где закладывается обоюдная оценка друг друга. Бениш рассматривает мужскую социализацию как изначально сформулированную высокомерно над женщиной. Анализирует патриархат (например, мусульманские страны). Женщины изначально более восприимчивы к угрозам.

4. насилие среди подростков;

Более того, одна из самых тревожных форм – насилие среди подростков. К специфическим формам подросткового поведения отнесены (психолог Лебедева):

· реакция увлечения (хобби-реакция)

· реакция объединения в группы со сверстниками

· реакции, обусловленные формирующиеся сексуальными влечениям.

На формирование, представление и поведение ребенка особенно влияют следующие факторы:

· безнадзорность

· сверхопека

· эмоциональное отвержение, когда родители ориентированы на свои проблемы и отвергают ребенка

· жесткие взаимоотношение, излишне строгие наказания, в том числе за мелкие проступки и самое незначительное непослушание

· кумир семьи – ребенок постоянный объект внимания и восхищения. Есть две точки зрения (позитивное отношение и негативное).

5. моббинг-насилие на рабочем месте.

На возрастание количества насилия в семье, между мужчиной и женщиной, родственниками влияет экономическая нестабильность и социальная напряженность.

Как и большинство социальных навыков человек усваивает модель агрессивного поведения, манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий. Поэтому считается, что насилие в семье, чаще всего, ведет к насилию в дальнейшей жизни. Есть еще такая зависимость: если ребенка били в семье, он и своих детей будет наказывать ремнем.

Агрессия наиболее часто проявляется тогда, когда субъекты находятся в возбужденном состоянии, и при этом агрессивные действия представляются им безнаказанными и обещают определенную выгоду. Поэтому необходимо обучать неагрессивным стратегиям разрешения конфликтов и пропагандировать их.

 

Конструктивные технологии регулирования и разрешения конфликтов

Основными компонентами программы позитивного воздействия на конфликт являются:

· Принятия процедур переговоров

· Обмен информацией

· Выработка вариантов возможного решения проблемы

1. В общих чертах и потом уже внимание частным вопросам.

2. В частности, по каждому вопросу.

3. Выработка объективных критериев для оценки возможных вариантов решения проблемы. Утверждение отобранных решения на основе консенсуса.

4. Рассмотрение утвержденных решений представителями всех сторон.

· Достижение соглашения: окончательное принятие решения.

 

Принципы эффективной программы и стратегия конструктивного воздействия на конфликт.

Музей насильственных телесных наказаний.

 

1. Использование власти (позитивных, негативных санкций, поощрения и наказания), непосредственно в отношении участников конфликта.

2. Изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния на их потребности и интересы административными методами (изменение характера выполняемой работы сотрудника, перевод в другой отдел, направление сотрудника на курсы повышения квалификации и т.д.)

3. Убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы о значимости спокойной работы всего коллектива.

4. Изменение состава участников конфликта и система их взаимодействия путем перемещения людей внутри организации, увольнение и побуждение к добровольному уходу.

5. Вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра путем поиска согласия и совместных переговоров.

6. Существует ряд условия, способствующих эффективному разрешению конфликтов руководителям в качества посредника: позиционная нейтральность, эмоциональная невовлеченность, умение конструктивно разрешать конфликты, мудрость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: