Для обеспечения устойчивого развития страны

Предложения по повышению эффективности использования географических условий и геополитических факторов

для обеспечения устойчивого развития страны

 

В качестве основных ориентиров новой внешней политики Беларуси могут быть предложены:

1. Экологическая политика. Имиджеопределяющая часть новой внешней политики РБ.

1.1. Актуализация чернобыльского вопроса как международной проблемы.

1.1.1. Закрытие ЧАЭС и участие Беларуси в контроле за ситуацией в районе ЧАЭС – приоритетная задача внешней политики.

1.1.2. Превращение Беларуси в опору «зеленых» всего мира и прежде всего – Европы.

1.1.3. Противодействие развитию атомной энергетики в Европе и на постсоветском пространстве.

1.1.4. Содействие коммуникационным проектам ЕС на территории РБ по увеличению поставок в Европу российских газа и нефти.

1.1.5. Превращение медицинской программы по преодолению последствий аварии на ЧАЭС и программы реабилитации загрязненных территорий в международный проект, в результате которого будут получены прорывные технологии в области биотехнологий, химической промышленности, генной инженерии.

2.2. Западное направление. Содействие европейской интеграции.

2.2.1. Обращение к ЕС с просьбой о вступлении в его состав.

2.2.2. Выработка программы экономических реформ согласно требованиям ЕС при условии сохранения Беларусью крупного промышленного производства и преодоления последствий аварии на ЧАЭС.

2.2.3. Проведение необходимых политических реформ для начала процесса интеграции с ЕС при условии их адекватности белорусским внутренним приоритетам.

2.2.4. Активизация белорусской внешне - экономической деятельности, особенно на рынках стран Третьего мира и ЕС.

2.2.5. Содействие возникновению устойчивых альянсов между белорусскими крупными промышленными предприятиями и западными ТНК. После нормализации политических отношений с ЕС условия для белорусской экономической деятельности на внешних рынках должны облегчиться, а, значит, можно будет развернуть новый этап рыночных реформ.

2.2.6. Подключение к ряду крупных международных проектов в области высоких технологий. Прежде всего в области радиоэлектронной промышленности, информационных технологий, биотехнологий.

2.3. Восточное направление. Сохранение Союза с Российской Федерацией при условии согласия России на процесс одновременной интеграции Беларуси и ЕС.

2.3.1. Содействие дальнейшему превращению Беларуси в центр славянской культуры на фоне происходящего кризиса славянской и иных национальных европейских культур под воздействием американской масс-культуры. Содействовать формированию внутри объединенной Европы культурно – политического сообщества славянских государств в качестве еще одного полюса Европы дополнительного к зонам влияния Германии и Франции, подобного сообществу Скандинавских государств.

2.3.2. Содействие экономическим проектам ЕС на территории России, прежде всего освоению новых сырьевых месторождений, строительству новых газопроводов и модернизации системы нефтепроводов, проходящих через территорию РБ. Сохранение белорусской территории в качестве основного транспортного коридора для торговли России и Европы.

2.3.3. Содействие усиление сотрудничества России и Европейского Союза вплоть до установления отношений стратегического партнерства России и ЕС.

2.3.4. Перенятие Беларусью на себя основной тяжести по обеспечению безопасности России на европейском направлении при одновременном наращивании отношений стратегического партнерства России и Беларуси с НАТО и оборонительных усилий России в Азии.

2.3.5. Содействие созданию крупных корпораций с участием российских и белорусских предприятий при сохранении ведущей роли в ряде таких проектов за белорусскими предприятиями. Прежде всего в области сельскохозяйственного машиностроения, радиоэлектронной промышленности, в автомобилестроении.

2.3.6. Содействие развитию сырьесберегающих наукоемких технологий на постсоветском пространстве. Отстаивание интересов перерабатывающей промышленности в масштабе всего постсоветского пространства.

2.3.7. Продолжение политики, направленной на интеграцию постсоветского пространства в контексте крупных экономических проектов ЕС на Востоке. Содействие направлению значительных потоков казахстанской нефти и туркменского газа на их пути в Европу через Беларусь.

2.3.8. Содействие подключению к интеграционным процессам на постсоветском пространстве Украины и стран Балтии при безусловном сохранении курса этих стран на вступление в состав ЕС.

2.3.9. Усиление регионального и двустороннего сотрудничества со странами Средней Европы. Прежде всего содействие модернизации нефтегазопроводов в направлении Вентспилса, Ужгорода, Одессы, Германии, создании Балтийского энергетического кольца, информационных каналов, модернизации транспортных магистралей.

2.3.10. Содействие дальнейшему превращению Беларуси в наиболее последовательный центр славянской культуры и традиции на фоне происходящего кризиса славянской культуры в странах Азии, на Кавказе, в странах Балтии, в России.

Главным результатом новой белорусской внешней политики должно стать создание комфортных условий для быстрой технологической модернизации крупных промышленных предприятий и роста на этой основе уровня жизни населения РБ. На базе экономического роста можно рассчитывать на эффективное решение чернобыльских проблем. Была бы гарантирована национальная безопасность страны в условиях расширения блока НАТО на Восток. Созданы предпосылки для достижения внутренней идеологической консолидации общества на базе ценностей Большой Европы. Была бы сохранена управляемость белорусской государственной машины и высокая степень социальной защиты граждан.

Экономическая политика. Внутренние трансформации и реформы в Беларуси имеют второстепенное значение по сравнению с необходимыми внешнеполитическими и внешнеэкономическими действиями. Тем не менее, роль внутренних преобразований весьма велика. Без ряда реформ невозможно решение стоящих перед Беларусью ныне проблем.

Следует сохранить общую ориентацию белорусской экономики на развитие экспорта, жилищное строительство, на социально ориентированную экономику в целом. Однако ресурсы для реализации этой политики за счет однозначно российской ориентации в целом исчерпаны. Беларусь нуждается в дальнейшем наращивании усилий по выходу за пределы российского экономического пространства без потери имеющихся в России позиций.

Основные параметры новой белорусской экономической политики могут быть реализованы только в условиях новой внешней политики, ориентированной на европейскую интеграцию.

Маловероятна возможность выработки устойчивой реальной долгосрочной программы развития экономики РБ в новых условиях. Экономика, зависящая от успеха нескольких десятков заводов на внешних рынках, слишком зависима от ситуации на внешних рынках. Можно очертить лишь некоторые общие позиции новой экономической политики, но не следует рассчитывать на реальность любых провозглашенных подробных программ экономического развития.

В числе самых общих параметров новой экономической политики можно выделить:

1. Резкий рост прямых и косвенных расходов на преодолении последствий аварии на ЧАЭС (подробнее в разделе о преодолении последствий аварии на ЧАЭС).

2. Продолжение поддержки крупных промышленных предприятий. Рост экспорта и конкурентоспособности белорусской промышленной продукции на внешних рынках – главная задача белорусской экономической политики.

3. Отказ от принципа продовольственной независимости. В случае ликвидации идеологической конфронтации с Европой Беларусь могла бы отказаться от принципа продовольственной независимости и использовать высвободившиеся средства для стимулирования сельскохозяйственного производства в чистых от радиации регионах. Производство сельскохозяйственных продуктов на грязных территориях в этой случае должно было бы быть в целом резко прекращено.

4. Продолжение постепенной приватизации и развития малого и среднего бизнеса, особенно сферы услуг.

5. Стимулирование развития малых и средних кампаний, ориентированных на производство наукоёмкой продукции, особенно в кооперации с промышленными гигантами.

6. Реализацию разной экономической политики в разных регионах Беларуси. Должно быть закреплено новое экономическое районирование страны: основные промышленные центры должны постепенно смещаться на линию Брест – Минск – Витебск, северо-западная часть страны должна стать преимущественно производителем сельскохозяйственной продукции, пострадавшие от аварии на ЧАЭС регионы – постепенно сконцентрироваться на производстве экспортной продукции, несвязанной с использованием местных природных ресурсов и продукции местного сельского хозяйства.

7. Согласование основных параметров экономической политики с руководством Европейского Союза подобно тому, как это делают все страны – кандидаты на вступление в ЕС.

8. Активное подключение к крупным международным проектам и прежде всего более активное использование транспортных и энергетических коммуникаций, которые проходят через Беларусь или которые предполагается построить.

9. Превращение комплекса работ по преодолению аварии на ЧАЭС в источник фундаментальных технологических решений для белорусской промышленности.

10. Ускорение информационной революции.

Преодоление последствий аварии на ЧАЭС и иных экологических проблем. Экологические проблемы, с которыми столкнулась Беларусь беспрецедентны и могут быть классифицированы по следующим группам в порядке убывающей значимости:

1. Последствия Чернобыльской катастрофы. Около трети территории находится в зоне непосредственного радиоактивного поражения. Остальная часть Беларуси испытывает опосредованное давление радиации.

2. Сохраняется угроза разрушения защитных сооружений над 4-й энергоблоком Чернобыльской АЭС и повторного заражения радионуклидами территории Беларуси. Аналогичную угрозу несет в себе Игналинская АЭС, степень безопасности которой международными организациями оценивается как крайне низкая.

3. Тяжелые металлы, которые скапливаются в крупных городах и вдоль транспортных артерий, при сочетании с малыми дозами радиации создают качественно новую опасную для людей среду. Развитие трансъевропейских коммуникаций и дальнейшая массовая автомобилизация Беларуси влекут за собою нарастание всего комплекса проблем, связанных с тяжелыми металлами и, особенно – со свинцом. Принципиально важно, что автомобилизация Беларуси происходит прежде всего за счет устаревших и экологически опасных подержанных автомобилей.

4. Продолжается производство на многих опасных химических и иных вредных производствах. В ряде регионов экологическая ситуация остается близкой к критической – прежде всего в районе Новополоцка, Солигорска, Могилева, Гродно, Мозыря.

5. Происходит медленное разрушение мелиоративных систем на Полесье. Прежде всего в Гомельской области. В результате усиливается угроза заболачивания ранее освоенных территорий и разрушения социально – экономической инфраструктуры в южной части Беларуси.

6. Нарастает комплекс проблем, связанных с массовым использованием населением крупных городов Беларуси новейших технологических достижений – компьютеров, Internet, систем глобальной связи и телекоммуникаций, генетически измененных продуктов. Последствия этих процессов пока слабо изучены.

7. Продолжается урбанизация страны и рост городов, что усиливает нагрузку на природную среду. Беларуси приходится менять систему расселения населения в сторону отказа от равномерного развития всех регионов страны. В результате усиливается экологическая нагрузка на природу Большого Минска и некоторых иных городских агломераций.

Минимизация экологических угроз требует резкого изменения государственной экологической политики. Беларусь – это зона экологической катастрофы, потому чернобыльская проблематика и экология в широком смысле, должны выйти на первый план в социальной и экономической политике, а также – в области обеспечения национальной безопасности страны.

Вся идеология, внешняя политика, экономические преобразования, даже политическая система и особенно – культурная политика государства должны быть подчинены прежде всего проблеме преодоления возникших экологических проблем.

Внешняя политика. Беларусь не имеет внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления последствий аварии на ЧАЭС. Нет ресурсов и для преодоления остальных экологических угроз. Потому главной задачей внешней политики Беларуси должен стать поиск внешней помощи. Беларусь должна стать основной опорой в Европе и в России зеленого движения, страною, которая выступает главным инициатором крупных инициатив европейского и мирового масштаба в области охраны окружающей среды и медицины.

Беларусь должна активно интегрироваться в структуры Европейского Союза с тем, чтобы получить доступ к самым современным медицинским технологиям и самым крупным ресурсам разнообразной помощи, расположенным поблизости от нашей страны.

В числе главных задач белорусской внешней политики надо считать закрытие Чернобыльской АЭС, построение нового комплекса защитных сооружений над 4-м блоком ЧАЭС, развертывание международных программ по экономической переориентации загрязненных районов и лечении пораженного болезнями населения.

Беларусь должна поддержать борьбу влиятельных сил в развитых странах мирах за закрытие атомных электростанций и резкое стимулирование научно-технического прогресса на базе использования новых, энергосберегающих технологий, а также движение за переориентацию энергетики развитых стран на нефть и газ. Трансъевропейские нефтегазовые коммуникационные проекты открыто должны стать одним из важнейших приоритетов белорусской внешней политики. На этой основе можно рассчитывать на развитие дружеских отношений Беларуси с Россией, Украиной и с Европейским Союзом.

Минимизация последствий аварии на ЧАЭС собственными силами. Необходимо принудительно отселить население с территорий с уровнем радиации свыше 15 кюри на кв км (около 140 тысяч человек) и население регионов образования Америция-241 (прежде всего Брагинский район Гомельской области).

Остановить широкомасштабную реабилитацию загрязненных территорий как экономически нецелесообразную и экологически неоправданную. Реабилитация загрязненных земель должна вестись медленно и осторожно.

Должен быть создан новый каталог учета полученных населением доз радиации начиная с 1986 года, а также учтены дозовые накопления, полученные населением южных регионов Беларуси с начала 60-х годов, когда был зафиксирован мощный рост радиации в регионе. Новый каталог дозовых нагрузок должен быть создан на базе всеобщего измерения населения страны на креслах СИЧ и иных соответствующих приборах. На основании учета дозовых накоплений в организмах населения должна быть четко выявлена связь между заболеваемостью населения и характером радиоактивного поражения людей.

Должна быть развернута массовая пектинизация населения, а также производство на территории Беларуси пектиносодержащих препаратов, бытовых сепараторов, дозиметров и приборов замера радиации в продуктах. Пектины, сепараторы и дозиметры должны стать средствами индивидуального пользования, предоставленными государством жителям загрязненных территорий и ликвидаторам бесплатно. Применение пектиносодержащих препаратов и их аналогов должно стать обязательной бесплатной практикой в школах, детских садах, силовых структурах, местах общественного питания.

Государство должно усилить мероприятия по быстрейшему оттягиванию молодежи из загрязненных радиацией регионов в чистые регионы. Для этого резко стимулировать набор молодежи в сельской местности Гомельской, Могилевской, Брестской областей для службы в силовых структурах Беларуси на контрактной основе, обучения в ПТУ и техникумах, которые готовят квалифицированных рабочих для работы по специальностям, несвязанным с проживанием в грязных регионах. Вербовка рабочих фирмами и организациями вне грязных регионов и особенно вне Беларуси должна осуществляться прежде всего в грязных зонах. Любые меры субъектов рыночных отношений по оттягиванию населения из грязных зон должны стимулироваться налоговыми и прочими льготами.

Экономическая специализация радиоактивных регионов должна быть перестроена в сторону уменьшения связи населения с производством сельскохозяйственных продуктов. В грязных регионах необходимо дополнительно стимулировать развитие наукоемких экспортных производств в городах и концентрацию населения в крупных населенных пунктах.

Следует развернуть массированную культурную и идеологическую работу по пропаганде мер индивидуальной радиационной защиты населения. В грязных регионах в трудовых коллективах и особенно в системе обучения молодежи должны быть введены обязательные обширные курсы обучения населения методам радиационной безопасности. Данные мониторингов индивидуальных дозовых нагрузок населения и содержания радиации в разных видах продуктов в конкретных населенных пунктах и хозяйствах должны быть широкодоступны. Измерения содержания радиации в организмах людей должны стать массовыми и регулярными. Степень охраны рабочих и служащих, занятых на работах в зонах повышенной радиоактивностью должны быть осуществлены на базе методик, принятых на ядерных объектах. Социальное страхование этих категорий работников должно иметь адекватный характер.

Защита населения от радиации должна стать главной задачей всех силовых структур Беларуси от участкового инспектора до главы Совета национальной безопасности страны. Производство радиоактивных продуктов должно быть эффективно уголовно наказуемо. Родители, допустившие содержание в организмах своих детей радиации выше допустимых норм – должны подпадать под действие законодательства о защите детей. Руководители производственных подразделений, не обеспечившие защиты своих работников от радиации должны нести уголовную ответственность. Замалчивание реальных последствий влияния радиации на организм человека ответственными работниками всех уровней также должно учитываться как серьезное уголовное преступление. Должен быть еще более ужесточен контроль за порядком в выселенных населенных пунктах и ускорена программа захоронения отселенных деревень.

Должны быть созданы нормальные условия для деятельности в грязных зонах международных благотворительных организаций. Привлечение в зону общественных чернобыльских инициатив из-за рубежа должно быть приравнено к привлечению в регион иностранных инвестиций. Препятствие деятельности благотворительных структур должно рассматриваться как уголовное преступление. Однако государство должно установить эффективный контроль за благотворительной деятельностью и не допускать роста негативных тенденций, которые иногда бывают распространены в этой среде.

Перечисленные меры в целом не требуют значительных финансовых вливаний. При этом промедление с отселением людей или с переходом к новым принципам построения каталога накопленных доз влечет за собою быстрый рост косвенных, но очень значительных общественных расходов на лечение населения, социальное обеспечение нетрудоспособных и инвалидов, ежегодное массовое оздоровление детей в чистых регионах и т.д.

Экологическая политика. Экологические проблемы Беларуси требуют не только международного участия, но и влекут за собою крупные социально-экономические трансформации. Беларусь в целом должна резко стимулировать развитие наукоемких отраслей своей промышленности, сферы услуг, экспортной промышленности как таковой, уменьшить площади под производство сельскохозяйственной продукции, усилить разную экономическую специализацию различных регионов, обеспечить быстрый рост городов в чистых зонах как за счет деревенского населения, так и за счет населения городов в местностях с повышенным радиоактивным фоном. То есть Беларусь не может ориентироваться на автаркический принцип развития экономики. Беларусь также не может отказаться от наукоемких отраслей промышленности. Беларусь не может пойти на сворачивание массовых социальных программ при всей сложности этой проблемы. Более того, в случае удачной реализации экологической политики надо ожидать перехода к массовым программам лечения пораженного радиацией населения. Характер приобретенных болезней своеобразен и обширен. Лечение населения потребует очень значительных средств, которых не будет у уже заболевших людей. Лечение потребует применения самых современных методик, которые также дорогостоящи. Белорусское государство должно стимулировать овладение своими гражданами как можно большим количеством знаний в биологии, медицине, физике и иных «чернобыльских» областях науки, в привлечении на территорию Беларуси соответствующих технологий уже сейчас. Только так в будущем можно будет рассчитывать не просто приостановить негативное развитие постчернобыльских процессов, но и начать ликвидацию последствий аварии.

Политика в области науки, культуры и образования. Политика государства относительно развития науки нуждается в коренной ломке. Именно наука и научные исследования являются наиболее важным после ликвидации последствий аварии на ЧАЭС областью государственной политики. Без развитой системы научных исследований белорусская промышленность окончательно попадет в зависимость от расположенных вне Беларуси центров производства технологий. Функционирование крупного промышленного производства, минимизация последствий аварии на ЧАЭС, элементарный рост уровня жизни населения невозможны при сохранении нынешнего уровня финансирования научных разработок и нынешней системы организации научных учреждений. Доля бюджетного финансирования фундаментальных научных исследований должна быть поднята хотя бы до 3-4% ВНП.

При этом государство должно сконцентрировать свои усилия на финансировании разработок, которые так или иначе касаются преодоления последствий аварии на ЧАЭС. То есть в первую очередь должны финансироваться разработки в области медицины, биотехнологий и химии. Полученные белорусскими учеными результаты по преодолению последствий самой масштабной на планете техногенной катастрофы являются не только достоянием нации, но и должны стать базой для проведения широкого спектра прикладных исследований в рамках соответствующих производственных организаций. Чернобыльская наука должна обеспечить технологический рывок в развитии на территории РБ биотехнологических и химических производств, а также спектра относительно новых наук и производств – прежде всего связанных с экологией.

Особое значение для Беларуси имеет развитие информационных технологий и радиоэлектронной промышленности. Без финансирования на высоком уровне фундаментальных исследований в интересах белорусской радиоэлектронной промышленности Беларусь не сможет сохранить эту отрасль.

Принципиальное значение имеет также сохранение комплекса исследовательских структур, которые обслуживают белорусское машиностроение.

Остальные направления в области фундаментальных исследований должны финансироваться не из государственного бюджета.

Функционирование белорусской науки невозможно без коренной перестройки всей системы управления исследовательскими структурами.

Должен быть резко облегчен механизм создания новых субъектов хозяйствования, которые специализируются на проведении исследовательских работ и внедрении новых технологий. Рыночные реформы могут проходить относительно медленно в деревне, в крупной промышленности, но в научной сфере необходимо обеспечить максимально быстрый переход к рыночным отношениям. Должен быть разработан и законодательно закреплен особый статус компаний, занятых производством НИОКР, особенно тех компаний, которые производят НИОКР для белорусских предприятий. Кредитование и налогообложение этих компаний должно весомо стимулировать прилив капиталов именно в эту отрасль производства.

В рамках этого курса НАН РБ должна получить широкие права на ведение самостоятельной производственной деятельности. Возможно, Минский Академгородок может получить статус свободной экономической зоны научной направленности.

Для сохранения имеющихся крупных научных школ и направлений правительство РБ должно обеспечить высокий уровень выплат научным работникам за полученные ими научные степени.

Правительство страны должно инвестировать значительные средства в совершенствование научной инфраструктуры и прежде всего – в развитие современных средств связи и компьютеризацию всей системы исследовательских учреждений.

Белорусская система образования должна сохранить свою доступность для всех слоев населения и по-прежнему готовить весь комплекс необходимых Беларуси специалистов.

Сохранение Беларусью крупного промышленного производства требует повышения уровня и качества квалификации рабочей силы. Ныне в ВУЗы поступает около половины выпускников средних школ. Очевидно, по мере перехода Беларуси в постиндустриальную стадию развития доля молодежи, получающей высшее образование, будет увеличиваться. Потому государство должно способствовать общему росту количества студентов ВУЗов и расширения их количества.

Качество обучения в ВУЗах Беларуси редко отвечает необходимому сегодня уровню. Государство должно изыскать средства для дотирования системы образования всех уровней и особенно высшего образования.

Должны быть обеспечены условия стимулирующие развитие негосударственной системы высшего образования, при усилении контроля за качеством образования в негосударственных ВУЗах.

Следует установить высокую степень внутренней автономии для наиболее развитых университетов с тем, чтобы облегчить интеграцию белорусских университетов в мировое образовательное пространство.

Подлежит также изменению порядок предоставления высшего образования. Все абитуриенты должны получать от государства заем на оплату своего обучения. Разные группы студентов при этом должны иметь разные условия выплаты этого займа.

Должны быть облегчены условия для создания в Беларуси новых ВУЗов гуманитарного профиля церковными организациями и организациями культурных меньшинств, способных привлечь в систему белорусского высшего образования внешние инвестиции.

Государственная система образования должна быть сконцентрирована прежде всего на подготовке кадров для органов государственного управления, а также приоритетных отраслей производства, прежде всего – промышленности.

Государство должно стимулировать развитие белорусско-язычного образования, прежде всего в области гуманитарных дисциплин.

Средняя школа должна остаться общедоступной и в целом политехнической. При этом должна быть продолжена политика создания специализированных школ и лицеев для особо одаренных детей, особенно гуманитарного профиля. Необходимо стимулировать переход на белорусский язык обучения.

Должно быть разрешено создание платных средних учебных заведений при усилении методического контроля за ними со стороны государственных органов.

Должно быть разрешено широкое создание средних учебных заведений официально зарегистрированными церковными организациями и организациями культурных меньшинств.

Должна быть также сохранена и модернизирована согласно изменившимся условиям система среднего специализированного обучения.

Должно быть резко усилено преподавание всего спектра дисциплин и курсов, связанных с обучением детей выживанию в условиях радиационной опасности и экологических катастроф. Прежде всего – в зонах с высоким уровнем радиации. На базе курса экологических дисциплин необходимо перейти к широкомасштабной подготовке молодежи для работы в биологической и химической промышленности, а также в сфере медицины и охраны здоровья. В регионах юго-восточной Беларуси средняя школа может быть специализирована не на политехнических дисциплинах, а преимущественно на – естественных.

Государственная культурная политика должна обеспечивать существование в Беларуси гармоничного общества, внутренние противоречия в котором не угрожают политической стабильности общества, а противоречия между естественной белорусской культурной спецификой и культурами соседних народов и стран не сопровождаются возникновением угроз национальной безопасности РБ.

Государственная культурная политика должна обеспечить прежде всего быструю адаптацию общества к происходящим в Европе трансформациям. Духовная атмосфера в Беларуси не должна быть враждебна Европе.

Сохранение собственной культурной идентичности в полиэтничной Европе требует от государства особых усилий по развитию белоруссоязычной культуры на территории РБ. Языковое своеобразие Беларуси позволит относительно эффективно контролировать информационное поле, в котором будет находиться белорусоязычная часть населения РБ. Тем самым в руках общества будет находиться дополнительный рычаг для обеспечения собственной устойчивости в условиях глобализации мировых культурных и информационных потоков. При этом усиление белоруссоязычной компоненты в национальной культуре будет естественно укладываться в полиэтничное видение объединенной Европы, господствующее в странах ЕС.

Наличие значительного массива белорусскоязычной культуры обеспечит дополнительную устойчивость Беларуси и особенно белорусского информационного поля перед перманентной угрозой переноса на территорию Беларуси информационных войн, сотрясающих Российскую Федерацию.

Особенно важно сохранить белорусскоязычный культурный массив в регионах Западной Беларуси с пониженным уровнем урбанизации: примерно между городом Барановичи и границей Беларуси с Литвою и Латвией. Белорусскоязычный культурный фон естественен для этого региона и является одним фактором, который сдерживает рост полонизационных настроений. В этом регионе необходимо стимулировать особенно широкое использование белорусского языка во всех сферах общественной жизни.

Беларусь должна сохранить возможности свободной и широкой коммуникации с российской культурой. Потому сохранение русского языка в качестве одного из двух официальных языков в РБ – естественно и нормально. Хотя приоритетное символическое значение государственного языка должно быть закреплено за белорусским языком.

Основой белорусской культурной политики должно быть максимально комфортное и быстрое вхождение Беларуси в сообщество европейских народов, а не культивирования собственных исторически сложившихся отличий от культур соседних народов. На первом месте в культурной политике должны быть те ценности, которые объединяют народы континента. И в первую очередь – гуманизм и уважение к человеческой личности, любовь к Родине, семье, свобода совести, светский характер культуры, технократическое мышление.

В условиях Чернобыльской катастрофы особое значение имеет интерпретация в государственной культурной политике традиционных европейских и собственно белорусских ценностей через призму всей экологической проблематики. Белорусский вклад в европейскую и мировую культуру – это прежде всего вклад нации, которая переживает самую масштабную в истории человечества техногенную катастрофу. Замена традиционного для стран Средней Европы националистического компонента в культуре на экологический может позволить Беларуси быстро и органично войти в состав Большой Европы, нежели странам с высоким уровнем национализма или конфессионального патриотизма.

Белорусское государство. Особое значение имеет укрепление белорусской государственности. В случае поворота Беларуси лицом к Европейскому Союзу нет никаких оснований рассчитывать на быстрое включение РБ в состав ЕС. Беларусь должна начать движение в этом направлении, но не ожидать быстрой интеграции. Потому в отличие от иных среднеевропейских стран Беларусь должна укреплять собственное государство. Тем более, что характер задач, которые должно решить белорусское государство принципиально отличается от задач, стоящих перед иными среднеевропейскими странами. Белорусское государство должно обеспечить:

- преодоление последствий аварии на ЧАЭС;

- успех модернизации промышленных предприятий мирового значения, которые заняты в самых передовых отраслях мировой экономики;

- переход страны к новому экономическому районированию и завершение урбанизации Беларуси;

- политическую стабильность в поликультурном и поликонфессиональном обществе;

- успех очень масштабным интеграционным усилиям по созданию Большой Европы и адаптацию Европы к очень своеобразному и малознакомому Европе народу.

То есть белорусское государство не может быть слабым. А потому особое значение приобретает проблема эффективности государственной идеологии и формы организации белорусского государства. Беларусь должна сохраниться в качестве Президентской республики. Однако власть президента должна быть эффективно ограничена теми международными обязательствами, которые примет на себя Беларусь на пути движения к Большой Европе. Беларусь должна ликвидировать нынешнюю политическую двусмысленность. Для этого должны сделать свои шаги и белорусская власть, и белорусская оппозиция. Стоит ожидать, что изменение европейской ориентации Беларуси ликвидирует нынешнее относительное единство демократических партий в их противостоянии Президентской власти. И нынешняя внутренняя коллизия может быть направлена в русло системной борьбы. Надо также признать, что значение институтов парламентской демократии в Беларуси не может быть столь велико как в иных среднеевропейских государствах, перед которыми не стоит столь масштабных задач.

Перспективы Беларуси и альтернативы развития. Реальных альтернатив предложенному варианту развития Беларуси в целом нет. Ни одна влиятельная политическая сила страны не противоречит необходимости интеграции Беларуси не только с Россией, но и с Европейским Союзом. Ни одна серьезная политическая сила не отказывается от ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ни одна партия и тем более власть не декларировали курса на уничтожение крупной белорусской промышленности. Все споры между субъектами белорусской политики ведутся только об акцентах в реализации этих положений и в темпах и характере необходимых преобразований. Потому выделить реальные альтернативы указанному пути можно только по одному критерию – что будет, если указанные преобразования будут проводиться медленно или слишком быстро.

В случае медленного поворота Беларуси лицом к Европе следует ожидать нарастания давления на Беларусь со стороны Запада и России. Ибо в ближайшие годы вступят в строй те крупные коммуникационные проекты, которые закладывались 5-10 лет тому назад, Европейский Союз приблизится к границам РБ и активизирует свое присутствие в регионе, Россия станет более активно искать дружбы и стратегического партнерства именно с ЕС для обеспечения более устойчивой позиции относительно США. Можно ожидать реализации ряда очень привлекательных для Беларуси проектов в обход территории РБ: строительства комплекса нефтяных портов в районе Петербурга и на Баренцевом море, пуска новых газопроводов из России в Европу через Скандинавию, поворота большой Казахстанской нефти на пути в Европу на Украину. Это приведет к росту промышленного производства на предприятиях – конкурентах РБ в России и на Украине, которые начнут теснить Беларусь на рынке России. По мере неуспеха белорусских промышленников в Беларуси будет нарастать социально – политическая напряженность. Бедность станет труднопреодолимым особо обостряющим ситуацию в стране фактором. Маловероятно, чтобы белорусская политическая элита не нашла в себе сил и энергии предотвратить столь нежелательное развитие событий.

В случае попытки резкого поворота на Запад, отказа от союза с Россией, перехода к шоковой терапии по стандартному для Средней Европы 90-х годов образцу следует ожидать резкого обострения социально – политической ситуации в Беларуси и даже гражданского конфликта. Общество в Беларуси не готово к отказу от коллективистских идеологических принципов. Если же переход к апологетике силами государства антиколлективистской идеологии в любой ее интерпретации будет сопровождаться еще и быстрой остановкой крупных заводов, тогда гражданский конфликт в Беларуси неизбежен. Это маловероятный сценарий развития, так как гражданский конфликт в Беларуси затронет глубинные геополитические интересы и России и особенно Европейского Союза. Паралич белорусских транспортных артерий – слишком дорогая цена для Запада и Востока за идеологически выверенную шоковую терапию в небольшой среднеевропейской стране.

 

 

Разработать предложения по выделению внутриреспубликанских регионов с учетом природно-географических особенностей отдельных регионов страны


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................................... 5

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ................................................................................................................................... 6

1.1. Важнейшие направления рационализации расселения............................................................................. 6

1.2. Формирование региональных промышленных комплексов и перспективы их развития............ 15

1.3. Проблемы территориального размещения транспортных проектов и развития транспортных коммуникаций 19

1.4. Предпосылки развития и размещения энергетических проектов........................................................ 29

1.5. Состояние и перспективы размещения, специализации и агропромышленной интеграции в АПК 34

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КАТАСТРОФЫ НА ЧАЭС НА РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ.................................................................................................................................................................................. 44

2.1. Трансформация сложившейся системы расселения............................................................................... 44

2.2. Переориентация специализации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 56

2.3. Особенности и потенциальные возможности восстановления роли АПК в стабилизации экономического положения в стране с учетом региональной специализации............................................................................................................. 62

ГЛАВА 3. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫРАВНИВАНИЯ УРОВНЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СТРАНЫ.......................................................................................................... 68

3.1. Европейская экономическая интеграция, ее влияние на совершенствование территориальной и отраслевой структуры народного хозяйства Беларуси........................................................................................................................................ 68

3.2. Трансформационные процессы в странах СНГ, развитие интеграции и совершенствование региональной специализации экономики Беларуси............................................................................................................................................................. 79

3.3. Преодоление последствий дезинтеграции на постсоветском пространстве и меры по стабилизации и обеспечению устойчивого экономического роста на основе укрепления региональных экономических связей............... 86

3.4. Транзит и приграничная торговля как важнейшие предпосылки стабильного социально-экономического развития Беларуси и ее регионов. Создание свободных экономических зон................................................................................. 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................................... 99

РЕКОМЕНДАЦИИ................................................................................................................................................ 100


 

ВВЕДЕНИЕ

Динамичное развитие современного мира в полной мере сказывается и на белорусских реалиях. Насыщенная современными промышленными предприятиями, развивающая высокие технологии, стоящая на перекрестке основных европейских магистралей, наша страна является не только объектом инвестиций и политических воздействий, но и значимым субъектом мировой политики и экономики.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития в данном контексте предполагает научный учёт природно-географических особенностей регионов страны для того, чтобы планирование и реализация крупных проектов не стали причиной внутренних дисбалансов, а напротив обеспечивали равные условия жизни для граждан Беларуси на всей её территории.

В предлагаемой работе коллективом авторов рассматриваются особенности и направления совершенствования производительных сил страны, как основа реализации её долгосрочной стратегии. При этом уделяется особое внимание раскрытию взаимосвязи социально-демографических процессов, вызванных долгосрочными, в том числе геополитическими факторами, с процессами рационализации расселения и формирования региональных промышленных комплексов, транспортных сетей, в особенности систем трубопроводного транспорта и важнейших предприятий энергетики.

Особое место занимают проблемы размещения, специализации и агропромышленной интеграции в АПК, с учётом проведенных в 20-м столетии обширных работ по мелиорации земель, сказавшихся не только на климате и ландшафте, но и на демографической ситуации в стране и даже на культуре Полесья.

Специально рассмотрен в работе вопрос о последствиях для регионов Беларуси такого негативного глобального явления как катастрофа на ЧАЭС. Помимо сопоставимыми с нагрузкой военных лет бюджетными затратами страна несёт груз гуманитарных проблем, связанных с комплексной социальной помощью пострадавшим, трансформацией сложившейся системы расселения (как в регионах-реципиентах, так и в регионах-донорах), переориентацией специализации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, проблемами рекультивации и хозяйственного использования природных ресурсов.

Исторически сложившаяся и обусловленная естественными факторами специализация регионов ныне зависит не только от последствий реализации политических решений послевоенного времени и стратегии экономического развития Беларуси в рамках СССР.

Объединенная Европа, инициируемая США эволюция НАТО, глобализация технологий, реализация действующим руководством страны планов по созданию единого государства с Россией, становятся мощными внешними факторами, меняющими уровень экономического развития приграничных регионов и территорий, расположенных вдоль основных направлений коммуникаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: