Предмет психологии, ее методы

ПСИХОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

Краснодар


 

Содержание

Введение………………………………………………………………..….  
1 Предмет психологии, ее методы…………………………………….....  
  1.1Становление психологии как науки …….……………………...  
  1.2 Методы научно-психологических исследований……..……....  
2 Психология личности…………………………………………………..  
  2.1 Понятие о личности……………………………………………..  
  2.2 Структура личности……………………………………..............  
3 Индивидуально-типологические особенности личности………….....  
  3.1 Темперамент…………………………………………………......  
  3.2 Характер……………………………………………………….....  
  3.3 Способности……………………………………………………..  
4 Психология познавательных процессов……………………………....  
  4.1 Сенсорно-перцептивные процессы………………………….....  
  4.2 Мнемические процессы………………………………………....  
  4.3 Интеллектуальные процессы……………………………….......  
  4.4 Внимание…………………………………………………….......  
5 Психология деятельности……………………………………………....  
  5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки……………....  
  5.2 Общение……………………………………………………….....  
  5.3 Учебная деятельность…………………………………………...  
6 Эмоционально-волевая сфера личности……………………………....  
  6.1 Эмоции и чувства……………………………………………......  
  6.2 Воля……………………………………………………………....  
7 Планы практических занятий…………………………....  
8 Список рекомендуемой литературы…………………………………...  
9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения……………………………......  
  9.1 Внимание…………………………………………………….......  
  9.2 Изучение особенностей характера личности……………….....  
  9.3 Мышление и взаимосвязь познавательных процессов……......  
  9.4 Темперамент…………………………………………………......  
  9.5 Профессиональные интересы личности……………………......  
  9.6 Семья как психолого-педагогическая проблема…………........  
  9.7 Память. Определение индивидуальных особенностей и типа памяти………………………………………………………................  
  9.8 Эмоции и чувства……………………………………..................  
  9.9 Структура личности………………………………………..........  
  9.10 Самооценка и групповая оценка личности……………….......  
10 Вопросыпо курсу…………………………………………………...... Заключение …………………………………………………………....    

 


 

Введение

 

Психология и педагогика - область знания, изучающая закономерности формирования психики, функции психики в регулировании поведения человека, а также принципы педагогической социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов.

Цели дисциплины. Цель курса «Психология и педагогика» -- познакомить студентов с научной психологией и педагогикой; помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих действий, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательные усилия студентов: воспитать внимание, развить память, мышление, воображение; совершенствовать навыки общения и влияния на межличностном уровне, на уровне группы и в управленческой сфере.

Задачи дисциплины определяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего специалиста, изложенными в "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" (Москва, 2000 г.).

Будущий специалист отвечает следующим требованиям:

-способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

- способен приобретать новые знания, продолжать обучение, используя современные информационные образовательные технологии;

-понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

-способен поставить цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;

-готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

-методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

 

Будущий специалист должен:

-знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимания роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к другим;

-иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

-понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также образовательных механизмов в поведении человека;

-уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

-понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

-знать формы и средства, методы педагогической деятельности;

-владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных систем, ситуаций, определения и решения педагогических задач.

Курс "Психология и педагогика" органически связан с философией, культурологией, историей, социологией и другими предметами, с помощью которых осуществляется процесс гуманизации и гуманитаризации высшего образования.


ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ МЕТОДЫ

Психология (от греч. Psyche – душа, Logos – ученье, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется десятилетиями, но ее основная проблема занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой»[1].

Предмет и задачи психологии в разные времена и разными учеными мыслились по-разному. Для того, чтобы увидеть, как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития, необходимо обратиться к истории психологической науки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: