Определение термина. На языке закона леаном обозначаются свидетельские
показания мужа и жены, подтвержденные клятвою (причем эти показания
подкрепляются признанием проклятия Господа — со стороны мужа и гнева
Господа — со стороны жены) в том случае, когда первый обвиняет вторую в
прелюбодеянии.
Муж, обвиняющий свою жену в блуде, должен подтвердить истину своего заявления проклятием. Если муж оклевещет свою жену (то есть обвинит ее в
блуде) или будет отрицать происхождение ребенка, рожденного ею, говоря:
«Это не мое дитя», и она потребует от него, чтобы он представил основания к
этому обвинению, то муж обязан произнести проклятие, если только оба супруга равно правоспособны по отношению к даче свидетельских показаний (то есть оба — совершеннолетние, свобо- дорожденные, в здравом уме и мусульмане) и если женщина будет такова, что клевещущий на нее подлежит установленному за клевету наказанию (то есть находится в законном браке). Если же она не будет удовлетворять этим условиям (например, с нею совершено соитие в недействительном браке или если она родила ребенка, отец которого неизвестен), то муж не обязан произносить проклятия, хотя бы она и была
|
|
личностью, правоспособною к даче свидетельских показаний.
Условия, при которых произнесение проклятия обязательно. По толкованиям
наших ученых, леан представляется свидетельским показанием, подтвержденным клятвою, как уже было объяснено выше; в случае ложности его леан навлекает на мужа проклятие Господа, которое заменяет собою установленное за клевету наказание; на женщину же леан, в случае правдивости его, навлекает гнев Господа, который заменяет установленное за блуд наказание. Необходимо, чтобы оба супруга были равно правоспособны по отношению к даче свидетельских показаний, потому что основанием леана является именно такое показание; необходимо также, чтобы жена могла по юридическому положению своему законно привлечь обвинителя к установленной за клевету ответственности, так как по отношению к мужу леан заменяет собою наказание за клевету (почему и требуется, чтобы обвиняемая путем леана состояла в законном браке). Кроме того, леан является необходимым следствием отречения от ребенка, потому что муж, отрицая зачатие ребенка от себя, тем самым обвиняет жену в блуде (косвенно).
Леан не обязателен для рабов или неверных. Если раб или неверный, или лицо, уже понесшее установленное за клевету наказание, обвинит свою жену в блуде, то оно должно быть подвержено наказанию за клевету, потому что в этом случае произнесение проклятия невозможно251, а следовательно, должно иметь
место его первоначальное следствие, то есть наказание за клевету. Таково
постановление на этот случай, изложенное словами Господа: «Если мужчины
обвинят замужних женщин в блуде и не представят четырех свидетелей, то
бичуйте их восьмидесятью ударами»; проклятие же является заменою наказания
за клевету; поэтому, раз не может иметь места замена, то должно иметь место то, для чего назначена замена.