Структуру образовательной среды представляют:
- пространственно-предметный компонент (архитектурно- пространственная организация жизнедеятельности субъектов);
- содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания);
- коммуникативно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности управления).
В. А. Ясвин в образовательной среде выделяет следующие компоненты:
1. Пространственно-архитектурный (предметная среда, окружающая учителя и ученика).
2. Социальный (определяется особой формой детско-взрослой общности).
3. Психодидактический (содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организация обучения). Несколько иначе рассматривает структуру образовательной среды
Е. А. Климов. Им выделяются:
1. Социально-контактная часть среды (личный пр имер, культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения; учреждения, организации, группы их представителей, с которыми приходится взаимодействовать; «устройство» своей группы и других коллективов, с которыми контактирует человек, реальное место человека в структуре своей группы, включенность его в другие группы и группировки).
2. Информационная часть среды (правила внутреннего распорядка, устав учебного заведения, традиции, правила личной и общественной безопасности, средства наглядности, персонально адресованные воздействия).
3. Соматическая часть среды (собственное тело и его состояния).
4. Предметная часть среды (материальные, физико-химические, биологические, гигиенические условия).
Субъекты образовательной среды
· учителя,
· дети,
· родители,
· администрация школы
Развивающая образовательная среда и ее специфические особенности
Под развивающей образовательной средой понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса.
Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:
1. Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
2. Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет её развивающий психолого-педагогический потенциал.
Роль образовательной среды в жизни личности и общества