Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной. Первыми учителями ребенка можно назвать родителей. Об этом говорил еще Ж.Ж. Руссо: “Воспитание человека начинается вместе с его рождением; прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам”[4, 246].
Первый опыт дети заимствуют у родителей, у старших по возрасту людей, которые окружают их в семье. Семейное воспитание можно и нужно считать педагогической деятельностью. Но эта деятельность не является профессиональной. Даже в том случае, если родители имеют педагогическое образование и работают в образовательных системах, они не всегда придерживаются в семье определенных требований педагогической профессии. Хотя, конечно же, в этом случае родители-педагоги имеют определенные преимущества в осуществлении обучения и воспитания своих детей в семейном кругу перед теми, кто не соприкасался в своей жизни с педагогической наукой, педагогической культурой. Однако жизненные примеры подтверждают мысль о том, что и педагогические знания, и сознательно поставленные цели обучения и воспитания, сознательная деятельность по их достижению еще не дают гарантии успешного формирования личности ребенка. В семейном воспитании как примере непрофессиональной педагогической деятельности, видимо, важнее всех знаний и педагогических правил — стремление родителей знать и понимать своих детей, формирование доверительных отношений и духовная близость с ними.
|
|
Однако есть примеры осуществления профессиональной педагогической деятельности и в семье. Речь идет о домашних учителях, гувернерах, репетиторах.
Но профессионально педагог работает в основном в специальных учебных учреждениях.
Что же такое — педагогическая профессия, профессиональная деятельность учителя?
Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.
К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, социальный педагог, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель в профессиональных высших и средних учебных заведениях. Обычно эти профессии подразделяются на специальности, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда внутри профессии) вид деятельности. Так, в самой массовой педагогической профессии — учительской — выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, математики, иностранных языков и т.д.
|
|
Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. В последнее десятилетие возникли специальности социального педагога и педагога-психолога, появились двойные специальности (математика и физика, математика и информатика и т.д.), возродилась профессия гувернера, получила свой законный статус профессия репетитора (домашнего учителя).
В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Овладение интегрированными специальностями обеспечивает качественную профессиональную подготовку учителя, позволяет ему шире использовать возможности для реализации межпредметных связей, основательнее устанавливать контакты с воспитанниками.
Каковы же основные признаки профессиональной педагогической деятельности? Она носит преднамеренный, целенаправленный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:
— ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми для этой деятельности знаниями, умениями и навыками;
— для ее реализации существуют определенные формы (классно-урочная система);
— эта деятельность преследует определенные цели: сформировать систему знаний, умений и навыков, развить способности ребенка, его интересы, мышление, память, внимание и т.д.; выработать систему отношений к окружающей действительности, нравственно-этические ценности, взрастить его личность;
— цели определяют содержание обучения, воспитания, образования;
— учащийся тоже понимает “особый”, общественно-значимый, серьезный характер этой деятельности, который определяет его отношения с педагогом. Он включается в деловые, официальные, регламентированные отношения с учителем;
— результаты педагогической деятельности, особенно обучения как ее части, контролируются и оцениваются. Основной критерий оценки — качество знаний, умений и навыков. Достаточно сложно проконтролировать и оценить результаты воспитания, так как воспитательное воздействие оказывает все окружение школьника, к тому же результаты воспитательного воздействия не имеют четких критериев, они отсрочены во времени, могут проявляться как последействие;
— высокопрофессиональный педагог не может ограничиваться строго регламентированной профессиональной деятельностью, он использует самые разнообразные, но неизменно носящие педагогический характер влияния на ученика — доверительные разговоры, советы, поддержку, помощь и т.д. Иными словами, педагогическая деятельность не может носить только формальный характер.
Профессиональная деятельность педагога имеет свою ярко выраженную специфику, определенную ее социальным назначением и значением. Она производится не в материальной, а духовной сфере жизни общества. Если, например, токарь или строитель допустят брак в своей работе, общество потеряет какую-то часть материальных ценностей, эти потери восполнимы. Ошибки педагога исправить трудно, они негативно влияют на судьбы людей. Как ни пафосно звучат эти слова, но в школьных классах закладывается будущее нашего общества.
Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда от личности учителя (в этом отношении она схожа с профессией артиста). Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера — на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель является не только субъектом педагогической деятельности, но и ее средством. К.Д. Ушинский подчеркивал, что личность формируется личностью, характер формируется характером [12].
|
|
Педагогическая профессия носит творческий характер (и в этом плане ее можно сравнить с актерской профессией). Несмотря на то, что в педагог основывает свой труд на психолого-педагогической теории, в которой четко определены закономерности и принципы, нормы и правила педагогической деятельности, теоретические положения он должен применять творчески. Уроки, внеклассная работа требуют творческого подхода к их организации в соответствии с особенностями учеников и тех обстоятельств, в которых они находятся вместе с учителем. Педагогические ситуации не могут быть стандартными, они требуют творческого решения. Поэтому по творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессиями художника, скульптора, актера.
Характерной чертой работы учителя является высокий уровень занятости. Большая занятость педагога связана с необходимостью постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность. Педагогическая деятельность — это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление также предполагают большие затраты времени, духовных и физических сил.
Педагогическая работа является трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”... Что это — работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха.
Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется учителем. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися, которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.
|
|
Есть еще одна важная особенность педагогического труда. Он дает уникальную возможность избежать старчества (не стареть не может никто, но можно состариться духовно и в 20 — 30 лет, а можно сохранять бодрость тела и духа далеко за 70). Настоящий педагог живет интересами юных людей, общение с ними дает ему шанс чувствовать себя молодым. Это внутреннее ощущение во многом определяет, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, реализовавшиеся в профессии, и в зрелом (даже пожилом) возрасте отличаются крепким здоровьем, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и особой энергичностью.
Подводя итоги сказанному, обобщим, что к особенностям педагогического труда относятся:
— его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства;
— большая социальная значимость, высокая общественная ответственность;
— творческий характер деятельности учителя;
— трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом;
— направленность на других людей;
— постоянное общение с молодежью.