Направленность личности

ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ

· Что такое личность?

· Направленность личности

· Алло, мы ищем таланты!

· Все мы немного д’артаньяны

· Основные элементы характера

· Когда человек обращен во вне

· Свой среди чужих – чужой среди своих

· Человек на работе

 

Для того чтобы успешно управлять людьми, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каким бывает их поведение, чем она может быть обусловлено, каковы способы воздействия на него. Эти и некоторые другие вопросы раскрываются в данной главе.

 

Что такое личность?

§ Понятие личности

§ Качества личности

 

Когда мы восхищаемся каким – нибудь человеком, то часто говорим о нем как о выдающейся личности. При этом мы имеем в виду вовсе не высокий рост, изящную фигуру, красоту лица. Как свидетельствует история, многие выдающиеся люди, например Суворов, Ленин, Наполеон, обладали весьма невзрачным обликом.

Следовательно, личность человека образуют не внешние, физические свойства, а совокупность внутренних качеств – интеллектуальных, духовных, психологических. Они позволяют ему познавать и преобразовывать мир, активно действовать ради достижения поставленных целей.

Эти качества устойчивый, тесно связано между собой и взаимно влияют друг на друга, что позволяет надежно предсказывать будущее поведение человека, его реакцию на окружающих и происходящие события.

Личность формируется под влиянием природных факторов, на личность влияют также социальные факторы, о которых мы поговорим позже, - роль и положение человека в обществе, уровень его образования, опыт, круг общения и т.п.

Из каких же «кирпичиков» складывается личность?

Во –первых, это так называемые общие качества. К ним относятся ум, наблюдательность, внимание, трудоспособность, организованность, общительность и проч. Каждое из этих качеств, хотя и в разной степени, присуще всем людям и позволяет человеку выполнять наиболее простую работу и жить в обществе себе подобных.

Во-вторых, способности к тому или иному виду деятельности – руководству подчиненными, конструированию машин, обучению детей, выполнению математических расчетов и проч. Разным людям присущ разный набор такого рода качеств, поэтому одни становятся учеными, другие - политиками, а третьи- менеджерами.

В –третьих, подготовленность к нему. Она предполагает обладание совокупностью знаний, навыков, привычек, сформированных как в процессе общего обучения в школе, специальной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, так и практики на рабочем месте, накопленного жизненного опыта.

В – четвертых, направленность, т.е. ориентированность поступков человека, возникающая во многом под воздействием интересов, идеалов, убеждений.

В- пятых, определенный склад характера – совокупность наиболее важных психических свойств данного лица, которые придают поведению, отношению к окружающим и т.п. только ему присущие черты, к которым можно отнести:

- биологические особенности - темперамент, быстрота реакции, выносливость, сила. Они во многом предопределяют пригодность человека к той или иной деятельности;

- психологические особенности - диапазон деятельности (одни люди, как говорят, «поверхностны», но могут заниматься многими делами; другие «глубоко капают», но только в одной сфере); стиль работы (кто-то работает медленно, а кто-то, наоборот, быстро; кто-то аккуратен в делах, а кто-то несобран);

- психические состояния – стойкие явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (возбужденность, безразличие, подавленность и проч.);

- пол носителя личности. Так, женщины в большей мере ориентированы на решение текущих задач, идеализирует окружающую действительность, ведут себя, подчиняясь эмоциям и чувствам, точны, наблюдательны, главное внимание обращают на внешнюю сторону вещей или явлений, образно мыслят, действуют с помощью хитрости, ловкости. Мужчины сосредоточены на перспективных проблемах, реалистически относятся к миру, подчиняются рассудку, ведут себя сдержанно, стараются докопаться до сути, мыслят логически, действуют с помощью интеллекта, силы.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Личность – это совокупность внутренних качеств человека, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир в соответствии с поставленными целями. Личность обусловливают пол, биологические и психологические особенности, характер, темперамент, уровень образования, направленность интересов, способности.

Направленность личности

§ Направленность личности

§ Виды направленности

 

Под направленностью личности понимается ее свойство; обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяют три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, которые одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.

Направленность на взаимодействие, или на общение, означает, что человек в любой работе ищет прежде всего общения, сотрудничества с другими, а в чем именно она заключается, волнует его относительно мало. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения. Именно о таких людях говорится в известной поговорке: «На миру и смерть красна».

Направленность личности на задачу, иначе называемая деловой, предполагает, что для человек главное – достижение цели, причем неважно, собственной или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свой обязанности и готовы, как говорится, «расшибиться в лепешку», чтобы успешно завершить начатое дело.

Наконец, направленность на себя состоит в стремление людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.

Знание направленности людей, определяемой с помощью специальных тестов, значительно облегчает процесс управления. Например, с учетом направленности подбираются наиболее подходящее исполнители для той или иной работы, методы стимулирования результатов.

Так, людей, ориентированных на себя, необходимо заинтересовывать прежде всего деньгами; ориентированных на задачу – интересной работой; ориентированных на общения – возможностью участия в коллективном творчестве.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Направленность личности – это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.

Виды направленности: на задачу, на взаимодействие, на себя.

Алло, мы ищем таланты!

§ Задатки

§ Способности и их виды

§ Типы мышления

У многих детей любящие родителей, вдруг не обнаруживая те или иные способности – к музыке, рисованию, иностранным языкам, всячески пытаются их развивать, часто насильно. Принято считать, что способности как склонность к тому или иному виду деятельность даются человеку от природы. На самом деле это не совсем верно; от природы даются задатки, требующее своего развития.

Задатки бывают двух уровней. Низший уровень позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде. Иными словами, здесь имеет место своего рода «обезьянничание». Высший уровень задатков позволяет человеку творить, создавать нечто новое, необычайное.

Превратятся ли задатки в способности к выполнению того или иного конкретного вида деятельности, позволяющие добиться в нем успеха, во многом зависит от воспитания и образования.

Способности человека, формировавшиеся на основе задатков, могут быть общими, элементарными частными и сложными частными.

Общие способности (работать, думать, осушать, действовать) присущи в той или иной мире всем людям и составляют основу любой деятельности. Они во многом связаны с типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешенным.

Художественному мышлению свойственно образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию литературы и искусством.

Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.

Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений0 позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.

Элементарные частные способности (решительность, настойчивость0 критичность мышления и проч.) – это способности к деятельности вообще.

Сложные частные способности. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности, например к бухгалтерии) и специальные способности.

Специальные способности связаны с выполнением определенного типа работы и по своему характеру могут быть двух видов:

интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми;

конструктивные способности, связанные с созданием конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности- естественной, технической, знаковой, художественной и проч. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. В сфере управления такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам.

Можно говорить о трех уровнях развития частных способностей: одаренности, талантливости, гениальности. Одаренность позволяет людям особо успешно осуществлять деятельность в определенной области, что – то улучшать, совершенствовать. Талант дает возможность творить, создавать новое, необычное. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда результаты субъекта имеют общеисторическое значение.

Практика показывает, что люди с одинаковыми способностями, должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, естественность руководства и подчинения.

Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыком. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй иностранный язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях восприятие нового.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Способности – развитые в процессе образования и воспитания природные склонности к тому или иному виду деятельности.

Способности бывают общими, элементарными частными и сложными частными (к отдельным профессиям, сферам и характеру деятельности).

Уровнями развития частных способностей являются одаренность, талант, гениальность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: