Вопросы для самоконтроля и задания
1. Назовите основные части светового микроскопа.
2. Какие элементы входят в состав механической
и осветительной частей микроскопа, и каково их значение?
3. Назовите значение оптической части микроскопа и ее
составляющих. Дайте характеристику объективов.
4. Что такое разрешающая способность микроскопа, и каковы
способы ее увеличения?
5. Каков порядок работы с микроскопом?
6. Каковы правила оформления результатов наблюдений?
7. Назовите последовательность этапов приготовления
временных препаратов.
8. Какие реактивы используют при окраске растительных
образцов?
Рекомендуемая литература
1. Андреева И. И., Родман Л.С. Ботаника. – 3, 4-е изд. - М.: КолосС, 2003, 2005, 2007, 2010.
2. Андреева И. И., Родман Л.С., Чичев А.В. Практикум по анатомии и морфологии растений. - М.: КолосС, 2005.
3. Лотова Л. И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений. М.: КомКнига, 2007.
4. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники.- М.: Агропромиздат, 1989.- 416 с.
|
|
5. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1988. – 383 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра биологии растений, экологии и БЖД
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторной работе
Микроскопирование ботанических объектов
по ботанике
Макеевка 2017
Методические указания к лабораторной работе "Микроскопирование ботанических объектов" по ботанике.- /Сост. Шелихов П.В.- Макеевка: ДонАгрА, 2017.- 12 с.
Составитель: канд. биол. наук, доцент, заведующий кафедрой биологии растений, экологии и БЖД Шелихов Петр Владимирович
Методические указания утверждены на заседании методической комиссии агрономического факультета 01 сентября 2017 года, протокол № 1.
Реактивами, часто используемыми при окраске растительных препаратов, являются такие:
• йод, растворенный в йодиде калия (для окрашивания крахмальных зерен);
• фуксин (для окрашивания цитоплазмы);
• гематоксилин (для окрашивания ядер);
• хлор-цинк-йод (для окрашивания целлюлозных клеточных оболочек);
• флороглюцин и соляная кислота (для окрашивания одревесневших оболочек);
• глицерин (для просветления препарата) и др.
Оформление результатов наблюдений
На практических занятиях по морфологии и анатомии растений большое внимание должно быть уделено рисунку.
Необходимо завести соответствующую тетрадь, лучше альбом или отдельные чертежные листы формата А4.
Рисунки рекомендуется делать простым карандашом. При работе с окрашенными препаратами допускается работа с цветными карандашами. Надписи желательно делать ручкой.
|
|
Поперечные срезы радиально-симметричных органов (стебля, корня) в целях экономии времени рекомендуется изображать в виде сектора.
В верхней части тетрадного или альбомного листа ставится дата и тема занятия.
Рисунок должен быть небольшим, четким. На одном альбомном листе должно помещаться в среднем 3 рисунка.
Под каждым с левой стороны указывается номер (например, рис. 1) и дается его название. условные обозначения, отмеченные на рисунке, расшифровываются ниже названия.
пока изучаемый объект не попадет в фокус. Неясное изображение сфокусировать микровинтом.
9. Вращением поворотной ручки на штативе микроскопа установите оптимальное освещение поля зрения.
10. Для работы с большим увеличением (10х, 40х, 100х) необходимо: установить объект или его интересующую часть в центр поля зрения, так как при большом увеличении площадь поля зрения сильно сокращается; поворотом револьвера до щелчка осторожно сменить объектив; неясное изображение сфокусировать сначала макро-, а потом микро- винтами; резкость изображения отрегулировать с помощью диафрагмы.
11. По окончании работы микроскоп снова перевести на малое увеличение и только после этого снять препарат с предметного столика; выключить осветитель, надеть чехол на микроскоп.