Ответственность за нарушение налогового законодательства

Понятие и предмет налогового права. Понятие и виды налогов и сборов в Российской Федерации

Налоговое право

Глава 14

Налоговое право является достаточно новым явлением в современной финансово-правовой науке. Известно, что одним из проявлений государства является установление и взимание налогов – основных источников доходов государственного бюджета.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Названным законодательством регулируются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию тамо-' женных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Данным кодексом определены также основные начала законодательства о налогах и сборах, которые опосредованы положениями Конституции РФ. Так, конституционное положение ст. 58 о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, в несколько расширительной редакции воспроизведено в Налоговом кодексе РФ (ч. 1 ст. 3): в последнем речь идет о лице (физическом и юридическом).

Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из ^социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Налоговым кодексом установлен запрет на установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности (отметим ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в РФ признаются и защищаются равным образом различные формы собственности), гражданства физических лиц (отметим ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением ряда законодательно установленных случаев) или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара, согласно налоговому и таможенному законодательству РФ.

Основополагающим принципом можно признать положение о том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Следуя основам конституционного строя Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), Налоговый кодекс не допускает установление налогов и сборов, нарушающих единство экономического пространства России. Запрещается вводить такие налоги и сборы, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Принципиальным для российского федеративного государства следует признать положение о том, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно Налоговым кодексом; налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются, соответственно, законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местно- -Ц го самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и; сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке у он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах тол- 1 куются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Налоговый кодекс от 31 июля 1998 г. установил систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и | обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других | участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Отметим, что налог обеспечивается государственным принуждением, но не является при этом наказанием.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Совокупность всех платежей в виде налогов, пошлин и сборов представляет собой налоговую систему.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям: по субъектам (плательщикам) – налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль, единый социальный налог), налоги с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц), налоги с юридических и физических лиц (например, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств); по характеру использованияналоги общего значения (например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц); целевые налоги (например, земельный налог); по форме возложения налогового бременипрямые налоги (например, налог на доходы физических лиц, земельный налог) и косвенные налоги (акцизы); по территориальному уровню - федеральные (например, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы), налоги субъектов Российской Федерации (например, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организации), местные налоги и сборы (например, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. Как известно, с точки зрения права все поведение людей можно разделить на правомерное и противоправное. Последнее называется правонарушением.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса РФ, налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое названным кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях нарушения ими срока постановки на учет в налоговом органе, уклонения от постановки на учет в налоговом органе, нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставления налоговой декларации; грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплаты или неполная уплата сумм налога, невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, неправомерного несообщения сведений налоговому органу.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Налоговым кодексом РФ (ст. 108) определены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В их числе требования, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в установленном кодексом порядке; никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение налогоплательщика, налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает их от обязанности уплатить, перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

В Налоговом кодексе РФ закреплено важное требование, что лицо считается не виновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Данные позиции соответствуют смыслу ст. 49 Конституции РФ.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения; совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Такие санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в установленных статьями гл.16 Налогового кодекса размерах. Налоговые санкции могут изменяться в связи со смягчающими и отягчающими обстоятельствами. Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

В Российской Федерации действуют государственные органы, через которые реализуется функция налогового принуждения, в числе которых Федеральная налоговая служба и Федеральное казначейство. В сфере налогообложения, как правило, используются предупредительные, пресекателъные и восстановительные меры ответственности. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую). Например, ст.ст. 198-199 Уголовного кодекса РФ устанавливают ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организаций; ст. 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает наложение административного штрафа за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: