Основы правового статуса человека и гражданина

Основы конституционного строя в Российской Федерации

Тема 3. Основы конституционного права

Контрольные вопросы

1.Что такое право? Каково место права в системе социальных и технических норм?

2. Назовите основные признаки права.

3. Что такое правовой статус личности и какова его структура?

4. Что такое права человека и гражданина?

5. Назовите основную классификацию основных прав и свобод личности.

6. Назовите основные принципы правового государства.

7. Что такое гражданское общество, каковы его структура и признаки?

8. Что такое форма права и какие существуют формы права?

9. Что такое норма права?

10. Что такое нормативный акт?

11. Что следует понимать под отраслью права?

12. Назовите основные признаки законов.

13. Назовите основные виды подзаконных нормативных актов.

14. Каково действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц?

15. Назовите основные принципы правотворчества.

16. В чем суть законотворческого процесса?

17. Назовите основную цель юридической ответственности?

18. Назовите функции юридической ответственности?

19. Что такое правонарушение и как оно соотноситься с юридической ответственностью?

20. Какие виды юридической ответственности вы знаете?

Нормативные акты и литература

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов [Текст] / А.Б. Венгеров. – М.: ИКФ Омега-Л, 2002. – 423с.

2. Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.С. Пиголкин. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 506с.

3. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества [Текст] / Д.А. Керимов. - М., 1991. – 267с.

4. Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государ­ство и право. - 1994. - № 6.- С. 12-18.


Конституция — в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, кото­рые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, фор­му правления и территориального устройства, основы органи­зации центральных и местных органов власти, их компетен­цию и взаимоотношения.

Конституция — это закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам.

Действующая Конституция РФ, принятая всенародным голо­сованием 12 декабря 1993 г., законодательно закрепила те изменения в обществе и государстве, которые произошли в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России. Она является основным за­коном и содержит принципиальные положения относительно наиболее значимых сфер общественной жизни, требующих пра­вового регулирования. Структурно Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов, включающих 137 статей. Первый раздел содержит девять глав, нормы которых регулируют основы конституционного строя, основы правового положения человека и гражданина, федеративное устройство Российской Федерации, организацию и полномочия высших органов государственной власти, основы местного самоуправления, а также порядок вне­сения поправок и пересмотра Конституции РФ. Второй раздел включает переходные и заключительные положения.

Начинается Конституция РФ преамбулой, содержащей ис­ходные положения, на которых базируется Конституция РФ, а также указание целей, преследуемых принятием данного за­кона. Преамбула играет роль не только вступительной части к основному тексту закона, но является его неотъемлемой со­ставляющей. Ее нормативное содержание позволяет правиль­но понимать и толковать нормы Основного закона.

Конституционный строй — определенная форма или спо­соб организации общества и государства, закрепленные в кон­ституции, который обеспечивает подчинение государства пра­ву и характеризует государство как конституционное.

К основам конституционного строя относятся следующие положения: демократизм, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие, гарантирование местного само­управления, правовое государство, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, социальная рыночная эко­номика, социальное государство, федерализм, суверенитет Российской Федерации, республиканская форма правления.

Российская Федерация провозглашается как демократиче­ское федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Тем самым устанавливаются форма госу­дарственной власти в Российской Федерации, режим полити­ческой, экономической и иных свобод личности в обществе.

В соответствии с республиканской формой правления все граждане России, согласно Конституции РФ, имеют право уча­ствовать в формировании законодательной власти Российской Федерации — Федерального Собрания РФ, а также избрании главы государства — Президента Российской Федерации.

Являясь федерацией, Россия объединяет 89 субъектов и их число не является незыблемым. В настоящее время, например, отмечается процесс укрупнения субъектов, в частности, краев. Федеративное устройство позволяет сочетать интересы всего российского многонационального народа, а также интересы отдельных субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация является демократическим госу­дарством, то есть государством народовластия, где население в различных формах участвует в формировании органов госу­дарства и управлении государством.

Провозглашение России правовым государством означает приверженность демократическим основам построения обще­ства и государства, признание суверенитета народа как источ­ника власти и разделения властей. Правовое государство осуществляет деятельность на основе разделения государст­венной власти на самостоятельные законодательную, испол­нительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Отдельные ветви власти нельзя рассматривать как абсолютно изолиро­ванные институты, поскольку все они имеют единый источ­ник. Они существуют во взаимодействии и взаимовлиянии, как система сдержек и противовесов.

Сущностью правового государства является независимость суда, связанность государства, всех его институтов правовыми положениями. Строительство правового государства— слож­ный и многогранный процесс. Можно сказать, что идея право­вого государства нашла свое выражение на самом высоком за­конодательном уровне и сегодня идет процесс ее реализации.

Подтверждением тезиса о России как правовом государст­ве являются положения ст. 2 Конституции РФ, нормы которой провозглашают человека, его права и свободы высшей ценно­стью. Государство обязуется признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина. Никакой другой институт в Конституции РФ не определяется в столь превос­ходной степени.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суве­ренитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это поло­жение является первоосновой для построения демократиче­ской власти в Российской Федерации. Поскольку источником суверенитета является весь российский народ, то присвоение его каким-либо образом субъектами России, местными обра­зованиями, политическими или общественными структурами недопустимо.

Осуществляется суверенитет непосредственно народом, например, в ходе референдума и выборов, а также опосредо­ванно, через формирование органов государственной власти и местного самоуправления, которые действуют в интересах на­рода.

Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и означает полное верховенство власти, свободное ее осуществление и недопустимость вмешательства в государственные дела как внутри страны, так и на междуна­родной арене. Верховенство власти проявляется в верховенст­ве Конституции РФ и федеральных законов на всей террито­рии России. Законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные акты местного самоуправления должны им соответствовать и не противоречить.

Федерализм является отличительной чертой Российской Федерации и одной из основ конституционного строя России. Так, в соответствии со ст. 5 Конституции РФ Российская Фе­дерация состоит из республик, краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных округов -

равноправных 89 субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свой основной закон — кон­ституцию. Основным законом края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа выступает устав. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство.

Основу федеративного устройства Российской Федерации составляют: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, равенство субъектов.

Конституция РФ провозглашает единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения. Гра­жданство — это устойчивая правовая связь человека с госу­дарством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. На всей территории государства каждый гражда­нин Российской Федерации обладает всеми правами и свобо­дами и несет равные обязанности, предусмотренные Консти­туцией Российской Федерации. Государство обязуется всеми законными средствами защищать права и законные интересы граждан Российской Федерации, от кого бы эти нарушения ни исходили. Пунктом 3 ст. 6 Конституции РФ предусмотрен за­прет на лишение гражданства или права изменить его. Только в добровольном порядке гражданин может отказаться от гра­жданства или изменить его.

В Конституции РФ Российская Федерация провозглашается и как социальное государство, что предполагает его заботу о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека. В связи с этим к конституционным основам отнесены охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

К основам конституционного строя относятся положения о единстве экономического пространства, свободном переме­щении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности. Консти­туция РФ в равной степени гарантирует существование и защиту любых форм собственности, наиболее распространен­ными из которых являются государственная, частная, муни­ципальная.

В настоящее время принимаются решительные шаги, в том числе и на законодательном уровне, направленные на раз­витие рыночной экономики. В этих целях обеспечивается сво­бода экономической деятельности и перемещения товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, а также свобода конку­ренции.

Построение новой экономики невозможно без разрешения вопроса о земле. Земля и другие природные ресурсы исполь­зуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответст­вующей территории. Они могут находиться в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собственности.

Осуществление государственной власти в соответствии со ст. 11 Конституции РФ возлагается на следующих субъектов: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации, а в субъектах — образуемые ими органы государ­ственной власти.

В настоящее время продолжается процесс разграничения предметов ведения и полномочий между органами государст­венной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, основы ко­торого заложены в Конституции РФ.

Кроме государственной власти, в Российской Федерации признается и гарантируется существование местной власти на уровне района, города, то есть местное самоуправление. В со­ответствии с предоставленными местному самоуправлению полномочиями оно самостоятельно и осуществляет власть че­рез органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

В Российской Федерации отсутствует монополия идеоло­гических взглядов отдельной группы людей, партии или об­щественных объединений. Статья 13 Конституции РФ закреп­ляет идеологическое многообразие и запрет на установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обяза­тельной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность, равенство общественных объединений. В то же время в Конституции РФ введен запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное измене­ние основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни.

Идеологическое многообразие представляет собой право граждан и других субъектов свободно развивать свои взгляды и научные теории идеологического характера, распространять, обеспечивать их практическую реализацию и защиту.

В Российской Федерации никакая религия не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14 Конституции РФ). Российская Федерация является светским государством, а поэтому религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В то же вре­мя интересам личности отвечают положения о свободе веро­исповедания.

Важнейшей конституционной основой выступает принцип законности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Рос­сийской Федерации. Законы и иные правовые акты, прини­маемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию Российской Федерации и законы.

Принимаемые в России законы подлежат официальному опубликованию, в противном случае они не подлежат приме­нению. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не мо­гут применяться, если они не опубликованы официально для

всеобщего сведения.

Российская Федерация активно интегрируется в мировое сообщество, поэтому она воспринимает и выполняет нормы международного права. Общепризнанные его принципы и нормы являются составной частью российской правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федера­ции установлены иные правила, чем предусмотренные зако­ном, то применяются правила международного договора.

Глава 2 Конституции РФ регулирует правовое положение человека и гражданина. Расположение указанной главы вслед за положениями об основах конституционного строя подчер­кивает приоритет прав и свобод человека и гражданина.

С принятием Конституции РФ уровень и характер право­вого регулирования прав гражданина и человека, в том числе в соотношении с интересами государства, претерпели существенные изменения. В регулировании прав и свобод человека и гражданина отсутствует классовый подход; впервые признана юридической категория «права человека»; произошел отказ от приоритета интересов государства над интересами личности; предусматриваются взаимные права, обязанности и ответст­венность государства и личности; основные права и свободы признаются неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения; действует приоритет норм международного права в области прав человека.

Права и свободы человека и гражданина, являясь непо­средственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и испол­нительной власти, местного самоуправления и обеспечивают­ся правосудием.

Права человека и гражданина составляют основу правово­го статуса личности, который включает в себя также обязан­ности человека и гражданина, а также ответственность и га­рантии осуществления прав и исполнения обязанностей.

Все права и свободы человека и гражданина можно разде­лить на три группы: личные, политические и социально-экономические.

К личным правам и свободам в Конституции РФ относятся право на жизнь (ст. 20); право на охрану государством досто­инства личности (ст. 21); права на неприкосновенность лично­сти, частной жизни, тайну переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25); право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (п. 2 ст. 26); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (п. 1 ст. 27); право свободно выез­жать за пределы Российской Федерации и право граждан Рос­сийской Федерации беспрепятственно возвращаться в Россий­скую Федерацию (п. 2 ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять инфор­мацию любым законным способом (ст. 29).

К политическим пра­вам относятся: право на объединение, включая право созда­вать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить соб­рания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (п. 1 ст. 32); право избирать, быть избранными в органы госу­дарственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32); равный доступ к государственной службе (п. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (п. 4 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправ­ления (ст. 33).

К социально-экономическим правам и свободам человека и гражданина согласно Конституции РФ относятся: право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34); право ча­стной собственности (п. 1 ст. 35); право наследования (п. 4 ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требова­ниям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (п. 1, 3 ст. 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4. ст. 37); право на отдых (п. 5 ст. 37); равное право и обя­занность родителей заботиться о детях и их воспитании (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в слу­чае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окру­жающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право на образование (ст. 43); свобода литературного, художест­венного, научного, технического и других видов творчества (п. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользо­вание учреждениями культуры, на доступ к культурным цен­ностям (п. 2 ст. 44); право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (п. 1 ст. 46); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имею­щиеся внутригосударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46); право на получение квалифицированной юриди­ческой помощи (п. 1 ст. 48); право на возмещение государст­вом вреда, причиненного незаконными действиями или бездействиями органов государственной власти или должно­стных лиц (ст. 53).

В Конституции РФ на гражданина возлагаются и опреде­ленные обязанности. Установление обязанностей необходимо для нормального функционирования государства и обеспече­ния прав других лиц. Под обязанностями принято понимать закрепленные в Конституции РФ и охраняемые правовой от­ветственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его уча­стия в обеспечении интересов общества, государства и других лиц. К ним относятся: обязанность исполнять Конституцию РФ и законы; обязанность заботиться о детях; обязанность за­щищать Отечество; обязанность сохранять природу и окру­жающую среду, бережно относиться к природным богатствам; обязанность уплаты налогов и сборов в соответствии с дейст­вующим законодательством (ст. 15, 57-59 Конституции РФ).

Как отмечалось, ряд прав и обязанностей принадлежат только тем лицам, которые имеют гражданство Российской Федерации. Например, на граждан России возлагается обязан­ность по защите Отечества; судьей может быть только граж­данин России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: