ТЕМА 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международное (публичное) право — самостоятельная (отличная от национальных правовых систем) система юридических норм, создаваемая государствами путем согласования их воль и регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в целях обеспечения международного мира и сотрудничества.
Международное право представляет собой особую правовую систему, существующую наряду с системами национального права государств. Будучи надстроечной категорией, международное право на каждом этапе развития международных отношений отражает их особенности, и в тоже время активно воздействует не только на экономические, но и политические военные и другие международные отношения, поощряя развитие одних и сдерживая другие.
Главная особенность международного права состоит в том, что оно регулирует только межвластные отношения между государствами. Национальные правовые системы между различными властными структурами государства, а также между этими структурами и физическими и юридическими лицами.
|
|
Международное право имеет согласительную природу, поскольку в межгосударственной системе нет органа, наделенного законодательной функцией, нормы международного права создаются самими субъектами международного права (прежде всего государствами) в результате добровольного соглашения, путем согласования их воль.
Нормативные предписания в национальных системах права отвечают социальной сущности соответствующих государств. Нормы общего международного права, обязательные для всех государств, имеют общедемократический характер. Они могут отличаться по своей социальной сущности от локальных норм международного права, содержание которых зависит от социальной природы государств, создавших эти нормы.
В отличие от внутригосударственного права, субъектами которого являются физические, юридические лица и органы государства, субъекты международного права — это в основном суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, межгосударственные организации и некоторые государственно-подобные образования (например, Ватикан), и только частично физические и юридические лица.
Международное право имеет свой предмет регулирования, который лежит в основном за пределами компетенции государства. Это взаимоотношения всех субъектов международного права.
В отличие от международного (публичного) права, международное частное право не входит в межгосударственную систему, так как его нормы направлены на регулирование гражданско-правовых, семейных и трудовых отношений с иностранным или международным элементом. Международное право тесно связано с международным частным правом. Эта взаимосвязь особенно проявляется в области международных экономических отношений.
|
|
Функционирование международного права и, прежде всего, его применение (имплементация) существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права. Главная роль в функционировании международного права отводится государствам (а также международным организациям).
Главной функцией международного права является регулирование межгосударственных отношений. В международных отношениях международное право выполняет:
- координирующую функцию (отражение общеприемлемых для государств стандартов поведения в нормах международного права);
- регулирующую функцию (установление государствами правил поведения в определенных областях взаимодействия);
- обеспечительную функцию (принятие норм, направленных на соблюдение государствами международных обязательств);
- охранительную функцию (призвана защищать законные права и интересы государства).
Особенность международного права предопределяется существенными отличиями от внутригосударственного права. Международное право, являясь особой системой права, отличается от внутригосударственного права как по социальной сущности, так и по способу образования норм, субъектам, объекту регулирования, способам функционирования и др.
Наиболее важны для соотношения международного права и внутригосударственного права различия по объектам и субъектам (основания для этого не являются общепризнанными в доктрине).
Национальные системы права влияют на формирование норм международного права. Национальные законодательства испытывают все возрастающее влияние международного права.
Взаимодействие систем международного и национального права происходит и в сфере применения (имплементации) норм одной системы в рамках другой (в основном, норм международного права в сфере национального права).
Имплементация международного права осуществляется государством как через признание прямого действия норм международного права, так и посредством включения положений о взятых на себя международных обязательствах в существующее законодательство.
В соответствии с международным правом, государства не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания отказа от соблюдения принятых на себя международных обязательств.
В законодательствах ряда государств содержится положение, согласно которому при расхождении между положениями закона и международными обязательствами преимущественно используются международные обязательства.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В случае установления международным договором РФ «иных правил», чем предусмотренные законом, то «применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15).
Норма международного права — это правило поведения, обращенное обычно к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Юридическая обязательность норм международного права — главная особенность, отличающая их от других государственных норм межгосударственной системы.
Создание норм в международном праве началось с формирования международно-правовых обычаев.
Международно-правовой обычай — это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. В отличие от договорной нормы он не представляет собой юридического документа с четко выраженной формулировкой соответствующего правила и складывается в силу повторяющихся международных действий государств.
|
|
Обычная норма складывается постепенно в результате повторяющихся действий всех или подавляющего большинства субъектов. Обычай может иметь универсальный или же локальный (региональный) характер.
Образование норм обычного международного права процесс длительный. Однако сроки формирования новых обычаев за последнее время сокращаются в результате активной деятельности международных организаций.
Международно-правовой обычай продолжает занимать в международной практике важное место, хотя международное право все больше становится договорным правом.
Основной способ создания международно-правовых норм в настоящее время — заключение договоров.
Процесс создания норм международного права протекает по двум стадиям: а) согласования воль государств относительно содержания правила поведения и б) согласования воль государств относительно признания его юридически обязательным. Содержание воли государства включает общее отношение государства к международному праву, его прогрессивному развитию, соблюдению принципов и норм и их понимание, за внедрение каких принципов и норм в международное право государство выступает, т.е. это позиция государства по всем вопросам международного права, выраженная в его реальном поведении и действиях.
Создание норм международного права не требует идеального совпадения воль государств — участников нормотворческого процесса. Достаточно того, чтобы воли были согласованы относительно правила поведения и признания его обязательным.
Важными особенностями процесса создания норм международного права являются согласованность и взаимообусловленность воль государств. Согласованность воль указывает на их направленность на признание определенного правила в качестве правовой нормы, а взаимообусловленность — на взаимосвязанность воль государств.
|
|
Это принцип взаимности, на основе которого устанавливаются взаимные права и обязанности государств при создании норм международного права. Паритет — является основным принципом признания действительности нормы международного права.
Процесс создания международно-правовых норм, в том числе и обычных норм, регулируется международным правом.
Согласно теории согласования воль государств, процесс создания обычных международно-правовых норм значительно отличается от процесса создания договорных норм, однако суть его такая же — согласование воль государств в целях создания обязательных для них норм международного права.
Договорный процесс создания норм международного права имеет преимущество по сравнению с процессом создания обычных норм, который протекает медленно и не всегда результативно.
Договорный процесс происходит намного быстрее, предоставляет возможность обсуждения создаваемой нормы, конкретного формулирования позиций участников процесса. Обычные международно-правовые нормы могут отменяться и изменяться договорным путем, что почти совсем не происходит с договорными нормами, порядок, изменение и отмена которых зафиксированы, как правило, в международных договорах.
Образование международно-правовых норм в настоящее время происходит также путем принятия международными организациями юридически обязательных для государств нормативных резолюций.
Резолюции международных организаций также являются результатом согласования воль государств, происходящее на основе уставов международных организаций.
Нормы международного права по своей юридической силе делятся на диспозитивные и императивные.
Диспозитивные нормы — это такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному согласию.
Императивные нормы (jus cogens) — нормы, отклонение от которых недопустимо даже по взаимному согласию; договоры, противоречащие таким нормам, юридически ничтожны.
Императивные нормы составляют основу международного права и всего международного правопорядка. Они обладают наивысшей юридической силой, другие нормы международного права должны соответствовать нормам jus cogens. Различие между диспозитивными и императивными нормами не состоит в том, что одни из них более, другие менее обязательны для государств. Все международно-правовые нормы обязательны.
Однако, диспозитивная норма международного права может быть заменена по взаимному согласию заинтересованных государств иной нормой, и это не будет правонарушением, если она не наносит ущерба правам и законным интересам других государств. Замена императивной нормы международного права таким путем противоправна, а договор между двумя государствами о такой замене — недействителен.
Расширение круга императивных норм международного права является результатом интернационализации общественной жизни, повышения значения глобальных проблем. Увеличение числа международных проблем, регулирование которых на региональной или локальной двусторонней основе может привести к ущербу интересов других государств, является результатом происходящих в мире изменений.
До настоящего времени не существует какого-либо соглашения или международного документа, в котором был бы зафиксирован перечень императивных норм международного права. В первую очередь к императивным можно отнести основные принципы современного международного права, хотя степень их императивности (когентности) в доктрине международного права представляется неодинаковой.