Понятие и виды правовых режимов иностранных инвестиций.
Правовой режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, определяющих статус иностранных инвестиций и инвесторов на территории определённого государства. Правовой режим иностранных инвестиций может быть национальным либо преференциальным.
В мировой практике распространены три вида правовых режимов иностранных инвестиций:
- национальный режим;
- преференциальный режим;
- дискриминационный режим.
Национальный режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, предоставляющих иностранным и национальным инвесторам (инвестициям) на территории определённого государства равный объём прав и правовых гарантий.
Преференциальный режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, предоставляющих иностранным инвесторам (инвестициям) на территории определённого государства больший объём прав и правовых гарантий, чем национальным инвесторам (инвестициям).
Дискриминационный режим иностранных инвестиций – совокупность правовых положений, предоставляющих иностранным инвесторам (инвестициям) на территории определённого государства меньший объём прав и правовых гарантий, чем национальным инвесторам (инвестициям).
|
|
Дискриминационным режимом не являются запреты и ограничения на иностранные инвестиции, установленные в интересах национальной, в том числе и экономической безопасности.
Преференциальный режим в зависимости от количества прав, предоставляемых иностранному инвестору, способствует привлечению инвестиций, но ставит в худшие условия национального инвестора, так как дополнительные льготы и гарантии дают иностранному инвестору заведомое преимущество в конкуренции на рынке. Беларусь избрала преференциальный режим иностранных инвестиций, но с умеренным количеством дополнительных льгот и гарантий. В настоящий момент имеет место постепенный переход от преференциального к национальному режиму. В 2004 и 2006 гг. из Инвестиционного кодекса Республики Беларусь был исключен ряд правовых норм, устанавливающих льготы и гарантии, распространявшиеся исключительно на иностранных инвесторов и их инвестиции.
Наряду с дополнительными льготами и гарантиями Инвестиционный кодекс содержит ряд запретов и ограничений на вложение иностранных инвестиций.
Иностранные инвестиции не допускаются в следующих сферах:
- в сфере обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;
- в сфере изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
|
|
Наряду с запретами осуществления иностранных инвестиций законодательством установлены ограничения на иностранные инвестиции.
Данные ограничения действуют в двух сферах экономической деятельности: банковской сфере и сфере страхования. Основной целью данных ограничений является обеспечение преобладания национальных инвесторов в управлении банками и страховыми организациями. Необходимость достижения такой цели обусловлена интересами экономической безопасности государства.
Указанные ограничения иностранных инвестиций в банковском и страховом секторах выражаются в установлении предельно допустимых квот иностранных инвестиций в совокупном банковском капитале и совокупном уставном фонде страховых организаций.
Квота участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь устанавливается Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных фондах банков с иностранными инвестициями, и уставного фонда дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.
Квота участия иностранного капитала в страховом секторе рассчитывается как отношение суммарной стоимости акций (долей), принадлежащих иностранным инвесторам в уставных фондах страховых организаций, а также стоимости акций (долей) дочерних по отношению к иностранным инвесторам страховых организаций, к совокупному уставному фонду страховых организаций, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.
Данные квоты устанавливаются: Национальным банком по согласованию с Президентом – для банковской сферы и Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь – для сферы страховых услуг. Факт превышения указанных квот влечет наступление следующих правовых последствий:
а) не допускается государственная регистрация банков и страховых организаций с участием иностранных инвесторов;
б) прекращается право на отчуждение акций (долей) в уставных фондах банков и страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и (или) дочерних по отношению к ним страховых организаций;
в) прекращается право на увеличение уставных фондов банков и страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов и (или) дочерних по отношению к ним страховых организаций;
г) у страховых организаций, в уставных фондах которых доля иностранных инвестиций превышает 49%, прекращается право на создание (участие в уставных фондах) других страховых организаций, равно создание филиалов и представительств.
Для реализации указанных ограничений установлен разрешительный порядок совершения сделок по отчуждению акций (долей) в уставных фондах банков и страховых организаций в пользу иностранных инвесторов и совершения действий по увеличению уставных фондов указанных субъектов за счет средств иностранных инвесторов. Разрешения на совершение указанных сделок применительно к банкам выдаётся Национальным банком Республики Беларусь, а применительно к страховым организациям – Министерством финансов Республики Беларусь. Сущность данного механизма состоит в том, что Национальный банк или Министерство финансов обязаны отказать в выдаче таких разрешений, если квота иностранных инвестиций соответственно в банковской или страховой сферах будет превышена.
Страховая организация, дочерняя (зависимая) по отношению к иностранному инвестору, имеет право на осуществление в Республике Беларусь страховой деятельности, если иностранный инвестор не менее 10 лет является страховой организацией, осуществляющей деятельность согласно праву соответствующего государства.
|
|
Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности является договор, который заключается на началах добровольности и равноправия сторон.
6. Инвестиционный договора
Инвестиционный договор заключается в целях оказания государственной поддержки инвесторам, осуществляющим реализацию инвестиционных проектов по созданию и развитию производств, основанных на новых и высоких технологиях, повышению конкурентоспособности отечественной продукции и объемов экспорта, решению проблем социального значения и другим важным для экономики РБ вопросам.
Под инвестиционным договором понимается договор между РБ (в лице Правительства РБ или уполномоченного им республиканского органа государственного управления) и национальными или (и) иностранными инвесторами, определяющий порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционных проектов этих инвесторов.
Сторонами инвестиционного договора:
с одной стороны – РБ в лице Правительства РБ (или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, государственной организации, подчиненной Правительству РБ);
с другой стороны – национальные или (и) иностранные инвесторы.
Иностранными инвесторами в РБ признаются:
- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
- международные организации;
- иностранные юридические лица;
- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- иностранные граждане;
- физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами РБ.
Республика Беларусь и её административно-территориальные единицы признаются национальными инвесторами. Иностранные государства и их АТЕ признаются иностранными инвесторами. Юридические лица относятся к национальным или иностранным инвесторам в зависимости от государства, в соответствии, с законодательством которого они создавались, и на территории которого они имеют официальный юридический адрес.
|
|
Юридические лица относятся к национальным или иностранным инвесторам на основании двух принципов:
а) принципа гражданства;
б) принципа резиденства;
Иностранный гражданин признается иностранным инвестором независимо от того, имеет ли он постоянное место жительства в Республике Беларусь либо за её пределами (т.е. действует принцип гражданства). Граждане РБ и лица без гражданства признаются национальными инвесторами, если они постоянно проживают на территории РБ, в противном случае они признаются иностранными инвесторами (т.е. действует принцип резиденства).
Объектом инвестиционного договора:
1) недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс (юридическое лицо);
2) приобретение имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде, ценных бумаг, прав, оборудования, других основных средств, концессия);
3) интеллектуальная собственность (объекты права промышленной собственности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели), (средства индивидуализации товаров: товарные знаки, знаки обслуживания), (объект авторского права);
Правительство РБ заключает инвестиционный договор от имени РБ в случае, если этот договор предусматривает обязательства со стороны РБ по:
1) предоставлению гарантий Правительства РБ;
2) предоставлению имущества, являющегося собственность РБ;
3) реорганизации юридических лиц, имущество которых находится в собственности РБ;
4) использованию, изъятию и предоставлению земельных участков;
5) развитию общегосударственной инфраструктуры;
6) созданию и использованию энергетических ресурсов;
7) регулированию цен и тарифов на используемую либо производимую инвестором продукцию (работы, услуги), лицензированию, сертификации, а также антимонопольной политики;
8) обеспечению охраны прав на интеллектуальную собственность и занятости трудоспособного населения республики;
9) другим вопросам, входящим в компетенцию Правительства РБ.
Основанием заключения инвестиционного договора является предоставление инвестиционного проекта. При этом стоимость инвестиционного проекта должна составлять сумму, эквивалентную 5 млн. долларов США.
Инвестиционный договор заключается в письменной форме на русском или белорусском языке согласно Декрета № 10 от 6.08.2009 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», в инвестиционном договоре должны быть определены:
1) объект, объем и сроки вложения инвестиций,
2) срок действия инвестиционного договора;
3) права и обязанности инвестора и Республики Беларусь – сторон инвестиционного договора;
4) ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов, а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором его обязательств;
5) порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора;
6) порядок внесения изменений в инвестиционный договор;
7) иные условия по соглашению сторон инвестиционного договора;
Согласно Декрета № 10 от 6.08.2009, инвестиционный договор заключается на основании решения:
1) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству РБ,
2) областного (Минского городского) исполнительного комитета в случае реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах компетенции государственного органа или исполнительного комитета;
3) Совета Министров Республики Беларусь в случаях, когда инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору льгот и преференций, кроме установленных законодательными актами, и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, на дату его подписания;
При заключении инвестиционного договора по вышеуказанным пунктам не требуется бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта
4) Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в случаях предоставления инвестору льгот и преференций, не установленных законодательными актами, и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации.
При заключении инвестиционного договора по данному основанию необходимо бизнес-план и государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта.
Проекты инвестиционных договоров подлежат:
Ø обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров,
Ø Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Заключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется Советом Министров Республики Беларусь;
Инвестор, претендующий на заключение инвестиционного договора, или уполномоченное им лицо представляет в Министерство экономики следующие материалы:
1) заявление с предложением о заключении инвестиционного договора;
2) проект инвестиционного договора;
3) бизнес-план инвестиционного проекта,
4) легализованную выписку (выписка должна быть проведена в течение года до подачи заявления) из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса данного инвестора в соответствии с законодательством страны происхождения
5) копию свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц РБ);
6) копию паспорта инвестора с переводом на русский (белорусский) язык и документ, нотариально удостоверяющий подпись переводчика (для физических лиц- нерезидентов) и копию паспорта (для физических лиц-резидентов);
7) заключение аудитора о финансовом состоянии инвестора (для всех юридических лиц);
8) документ, выданный банком или иным кредитно-финансовым учреждением, о состоятельности инвестора (для всех физических лиц).
Одновременно Министерство экономики направляет проект инвестиционного договора:
1) в Министерство финансов – для подготовки заключения о целесообразности оказания государственной поддержки инвестору (если проект инвестиционного договора предполагает изменение доходной или расходной части республиканского бюджета);
2) в Министерство юстиции – для подготовки заключения о соответствии положений проекта инвестиционного договора законодательству Республики Беларусь;
3) в Министерство иностранных дел – для подготовки заключения о соответствии положений проекта инвестиционного договора международным обязательствам РБ и общей стратегии развития внешнеэкономического сотрудничества (при заключении инвестиционного договора с иностранным инвестором);
4) на согласование в другие республиканские органы государственного управления, если это относится к их компетенции.
Срок рассмотрения проекта инвестиционного договора не должен превышать 30 дней со дня поступления его в Министерство экономики. При рассмотрении проекта инвестиционного договора в процессе предварительных переговоров и консультаций Министерство экономики и инвестор могут вносить согласованные изменения и дополнения в данный проект.
При положительных заключениях вышеперечисленных республиканских органов государственного управления, на представленные к рассмотрению материалы (или по согласованию с ним другой республиканский орган государственного управления, государственная организация, подчиненная Правительству РБ) разрабатывает и вносит в Совет Министров РБ проект решения Правительства РБ об одобрении инвестиционного проекта и о предоставлении соответствующих полномочий на подписание инвестиционного договора.
В случае отсутствия оснований для заключения инвестиционного договора Министерство экономики в письменном виде информирует об этом инвестора и Совет Министров РБ.
Совет Министров РБ рассматривает представленные Министерством экономики материалы и по согласованию с Президентом РБ6
o заключает инвестиционный договор
o одобряет и уполномочивает соответствующий республиканский орган государственного управления на заключение данного инвестиционного договора от имени РБ.
В случае, если для заключения инвестиционного договора необходимо решение Президента РБ (по вопросам предоставления дополнительных гарантий РБ, касающихся налогового и таможенного режимов на срок действия инвестиционного договора, продажи земельных участков или иного имущества, находящегося в собственности РБ, другим вопросам в соответствии с законодательными актами РБ), то такой инвестиционный договор заключается после принятия Президентом РБ соответствующего решения либо предоставления им Правительству РБ в установленном законодательством порядке необходимых полномочий.
Инвестиционный договор заключается в трех экземплярах (два – для каждой из сторон инвестиционного договора, третий – для Министерства экономики).
Инвестиционный договор в течении 10 дней со дня его заключения представляется инвестором в Министерство экономики в целях регистрации в государственном реестре инвестиционных договоров с РБ.
Реестр является перечнем с использованием автоматизированной системы учета информационно-справочных данных о заключенных инвестиционных договорах. Ведение реестра осуществляется одновременно на бумажных носителях в виде регистрационной книги и на машинных носителях. Одновременно ведется регистрационное дело.
В случае несоответствия записей на бумажном и машинном носителях за основу принимаются записи на бумажных носителях. Ведение реестра осуществляется Министерством экономики.