Коробки скоростей со сложенной структурой

Оптимальный вариант множительной структуры

Нанесём точки n1 – n6, изображающие ряд чисел оборотов вала III. Вал I имеет одну скорость, следовательно на линии I будет одна точка 4. Расположим её симметрично относительноn1 – n6.

3) Первая группа передач состоит из 3-х передач х0 = 1, расстояние между соседними точками на линии II должно быть равно одному интервалу. Наносим симметрично точки 1, 2, 3 и соединим их с точкой 4. лучи 4 – 3, 4 – 2, 4 – 1 изображают передачи z5/z6; z3/z4; z1/z2.

4) Вторая группа передач состоит из 2-х передач, т. к. характеристика х1 = 3. Точку 1 соединим с 2-мя равноудалёнными от неё точками n1 и n4, стоящими одна от другой на расстоянии 3-х интервалов. Один пучок параллельных линий изображает передачу z7/z8, другой z9/z10.

Построим структурную сетку для других кинематических вариантов.

z = 6 = 21 · 32 z = 6 = 32 · 21

I II III I II III

n6

n6

n5 n5

n4 4 n4

4 n3 n3

n2 n2

n1 n1

х0 = 1 х1 = 2 х1 = 2 х0 = 1

Р1 = 2 Р2 = 3 Р1 = 3 Р2 = 2

Что же нам дают структурные сетки?

1) Количество ступеней скорости на валах привода.

2) Количество групповых передач в приводе и порядок их конструктивного

расположения.

3) Число передач в каждой группе.

4) Характеристики групп,т.е. их место в порядке кинематического включения.

5) Диапазон регулирования групповых передач.

6) Диапазон регулирования на промежуточных валах.

Недостаток: структурная сетка не даёт фактических значений чисел оборотов и передаточных отношений передач в группах. Для определения этих величин строят графики чисел оборотов.

Для его построения должны быть известны:

1) знаменатель ряда чисел оборотов φ

2) фактические частоты вращения от n1 = nmin до n2 = nmax

3) частоты вращения приводного электродвигателя nдв

4) полная кинематическая схема привода.

Порядок построения графика чисел оборотов:

1) На равных расстояниях проводят столько вертикальных линий, сколько валов в проектируемой коробке.

2) На равных расстояниях проводят горизонтальные линии и присваивают им снизу вверх порядковые числа оборотов, начиная с n1 = nmin.

3) Намечают цепь передач для уменьшения чисел оборотов с nдв до n1. Дальнейшее построение ведут в соответствии с принятым вариантом структурной сетки. Линяя, соединяющая на графике две точки валов, обозначают передачу с передаточным отношением i = φ s, где S – число интервалов lg φ, перекрываемых лучом.

Если луч отклоняется вниз, то передача понижающая и S < 0, если вверх – повышающая и S > 0. Для горизонтального луча S = 0, т. е. i = φ s = 1.

z = 6 = 31 · 23 I' I II III nэл/дв z11/z12 n6 z1/z2 · Д 1/ Д 2 z7/z8 n5 z5/z6 n4 z3/z4 n3 z9/z10 n2 n1 х0 = 1 х1 = 3 Р1 = 3 Р2 = 2 i1 = z1/z2 · Д 1/ Д 2 – передаточное отношение передачи связывающий вал электродвигателя с первым валом коробки скоростей. i2 = z3/z4 = φ -2 = 1/φ 2 i3 = z5/z6 = φ -1 = 1/φ i4 = z7/z8 = φ 0 = 1 i5 = z9/z10 = φ -2 = 1/φ 2 i6 = z11/z12 = φ 1 z = 6 = 21 · 32 I' I II III nэл/дв z11/z12 n6 Д 1/ Д 2 z5/z6 n5 n4 z3/z4 n3 z7/z8 n2 n1 х0 = 1 х1 = 3 Р1 = 2 Р2 = 3 i2 = z3/z4 = φ -1 = 1/ φ i3 = z5/z6 = φ 0 = 1 i4 = z7/z8 = φ -3 = 1/ φ 3 i5 = z9/z10 = φ -1 = 1/ φ i6 = z11/z12 = φ 1

C целью избежать чрезмерно больших диаметров колёс в коробках скоростей практикой установлены следующие передаточные отношения:

Для прямозубых колёс – imin > 1/4; imax < 2

Для косозубых колёс – imin > 1/4; imax < 2,5

Для механизмов подач – imin > 1/5; imax < 2,8

Нетрудно подсчитать, что i не выходящие за пределы imin = 1/4, возможны в том случае, если линии изображающие передачи снижаются на графике чисел оборотов не более чем на шесть интервалов для φ = 1,26; четыре для φ = 1,41 и три для для φ = 1,58.

Допустимые числа интервалов оборотов (для коробки скоростей).

Передачи Число интервалов при для φ
1,06 1,12 1,26 1,41 1,58 1,78  
Понижающие              
Повышающие              

Из всех возможных конструктивных и кинематических вариантов лучшим считается тот, который обеспечивает наибольшую простоту, наименьшее количество передач и групп передач, малые радиальные и осевые размеры.

1) Наименьшее количество передач возможно при условии если каждое слагаемое из правой части уравнения z = Р1 · Р2 · … Рm будет минимальным (простые числа 2, 3). Поэтому число передач в группах принимают равным 2 и 3, реже 4.

Уменьшая число передач в группах до min увеличиваем число групп передач, а следовательно и число валов. Уменьшая число групп увеличиваем число передач в группах.

2) Из всех возможных вариантов структуры выбирают тот, который обеспечивает наименьшие размеры и массу колёс.

Масса зубчатых колёс, смонтированных на одном валу, будет min при минимальной разнице в их размерах. Этим требованием наилучшим образом отвечает основная группа, т. к. передаточное отношение передач здесь незначительно отличается друг от друга.

Поэтому целесообразна структура, у которой основная группа содержит наибольшее количество передач. Для уменьшения веса привода желательно, чтобы число передач в группах уменьшался от электродвигателя к шпинделю, например z = 3 · 2 · 2.

3) Желательно чтобы характеристики групп увеличивались от электродвигателя к шпинделю, т. е. если z = Рх0 · Рх1 · Рх2, то х0 < x1 < x2.

В этом случае при одинаковых наименьших числах оборотов получаются меньшими, что снижаются динамические нагрузки, вибрации в передачах, износ деталей и потери на трение, возрастает КПД при высоких числах оборота шпинделя что даёт возможность понизить требования к качеству изготовления деталей передач.

4) Для уменьшения крутящих моментов и веса деталей и всего привода необходимо сообщать, по возможности, более высокие числа оборотов промежуточным валам, что достигается применением больших i между первыми валами привода и меньших в последних передачах перед шпинделем.

Во многих случаях, особенно при повышении диапазона регулирования скоростей, создать простой привод на базе обычной множительной структуры невозможно. Поэтому в практике станкостроения применяют, так называемые, сложенные структуры.

Сложенной называется структура многоскоростного привода, состоящая из двух или более кинематических цепей, каждая из которых является обычной множительной структурой. Одна из этих цепей (более короткая) предназначена для получения высших скоростей привода, другие – для низких скоростей.

Такие множительные структуры чаще всего состоят из двух, реже из трёх, кинематических цепей.

Наиболее распространение получили следующие схемы соединения двух структур.

Z0
1) Z1

Zд
Z2 I

Z0
М1

2) I

 
 


Z0
Zд2
Zд1
3) М1

I

Схема из 3-х структур: z0; zд1; zд2

Общее число скоростей привода для структуры из 2-х цепей: z = z' + z'', z' и z'' – число ступеней первой и второй кинематических цепей.

Общую часть структуры z0, используемую для получения всех скоростей, называют основной, а zд – дополнительной.

Для объединения составляющих структур в одну – сложенную, в схему привода вводят специальные соединительные передачи.

Верхнюю область регулирования скоростей вращения шпинделя получают при помощи основной структуры z0 и передают вращение на шпиндель I через зубчатую передачу z1 – z2 (рис. 1) или через муфту М1 (рис. 2,3).

Нижнюю область регулирования обеспечивают последовательным соединением основной z0 и дополнительной zд структур.

Пример коробки скоростей со сложенной структурой.

Ра Рв

           
   
   
 
 
 


       
 
 
   
 
 


Рc Рd.

z = 31 · 23 · (1 + 1 · 1) = 12

Здесь сложены две кинематические цепи, структуры которых:

z' = Ра · Рв и z'' = Ра · Рв · Рc · Рd.

Группы колёс Ра и Рв являются общими для общих цепей и => образуют основную структуру: z0 = Ра · Рв – они вращают полый вал III. Далее движение шпинделю V от 1-ой цепи передаётся с помощью муфты z14, а от 2-ой цепи – через звено возврата (перебор) с колёсами z11 – z12 и z13 – z14.

Общее число скоростей привода z = z' + z'' = Ра · Рв · (1 + Рc · Рd). Для нашего случая Ра = 3; Рв = 2; Рс = Рd =1. Поэтому z = 31 · 23 · (1 + 1 · 1) = 12.

Построим график чисел оборотов для данного случая:

I II III IV V

z9/z10

z5/z6 муфта n12

n11

z3/z4 n10

z1/z2 n9

n8

z7/z8 n7

n6

n5

z11/z12 n4

 
 


n3

n2

n1

z13/z14

Достоинства сложенных структур:

1) Они могут обеспечить большое число ступеней скорости при широком диапазоне регулирования.

2) Высокие скорости передаются короткими кинематическими цепями, что уменьшает потери мощности и повышает КПД.

3) Сложенные структуры дают возможность получить любое число ступеней скорости, даже не кратное 2-м или 3-м

Пример: z = 2 (1 + 3 · 2) = 14

z = 3 (1 + 3 · 2) = 21

z = 3 · 2 (1 + 2 · 2) = 30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: