В педагогическом процессе

Определяющая роль деятельности и общения

Педагогический процесс, а именно - воспитание, обучение и образование в решающей мере зависят от характера деятельности и общения, в которые включаются ученики.

Человек формируется в деятельности, которая является ведущей его потребностью. Особенность человеческой деятельности состоит в том, что она не может выполняться механически, а всегда имеет сознательный, творческий характер и осуществляется коллективно.

Каждый вид деятельности характеризуется тремя уровнями:

1) биологическая потребность в движении - этот уровень характеризует общую активность;

2) избирательная активность в общении, в игре, в труде, в познании, когда человек проявляет инициативу и самостоятельность;

3) творческая деятельность, при которой самостоятельность действий в труде, познании и общении приобретает исследовательский характер.

Рассмотрим следующие виды деятельности:

- общение, - игр, - познания, - труд.

Общение

Общение - самый первый вид деятельности новорожденного. Младенец, поражающий наблюдателя крайней беспомощностью в сфере самостоятельного удовлетворения нужд, оказывается удивительно хорошо вооруженным в сфере взаимоотношений со взрослыми. Очень рано ребенок начинает подражать движениям взрослого. Огромное значение для ребенка имеет коммуникативная функция речи.

Дети, лишенные в детстве общения с родителями, со взрослыми, отстают как в физическом, так и в умственном и нравственном развитии.

В ряде исследований показано, что общение в раннем детстве является важным средством познания сверстников и самого себя. Благодаря умению общаться дети занимают определенное место в коллективе сверстников. Конфликтные отношения - неизбежный результат активного стремления ребенка к общению и его неумения общаться. Условия общения могут оказаться решающими для развития личности младшего школьника. Неврозы в этом возрасте возникают обычно в 7, 9, 12 лет, в моменты бурного становления личности и ее отношений.

ПЕРВЫЙ КРИЗИС в общении связан с поступлением ребенка в школу. Ребенок вступает в общение с новой средой, у него появляется новая позиция, усложнение роли.

ВТОРОЙ КРИЗИС в общении возникает к концу учебы во 2-3 классе и объясняется нарушением взаимоотношений из-за проявления индивидуальности в уже сложившемся классном коллективе.

ТРЕТИЙ КРИЗИС в общении вызывается трудностями средних классов, усилением педагогических требований, ростом интеллектуальной нагрузки, формированием психосексуальной ориентации.

Потребность в общении еще больше возрастает у подростков. Вместе с тем коренным образом меняется характер и формы общения. Подросток активно определяет свою позицию на основании самооценки и уровня притязаний. Психологи исследовали влияние позиции подростка на характер его общения в коллективе сверстников и выделили 4 типа позиции:

1) положительного уравновешивания;

2) конфликтного самоутверждения;

3) пассивного приспособления;

4) индифферентная позиция.

Разные виды позиций оказывают различное влияние на поведение подростка и установление взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками.

Одним из средств общения является общественная работа. Она формирует самостоятельность, инициативность, деловитость.

Общение всегда вплетено в другие виды деятельности.

Игра

Ребенок начинает играть в преддошкольном возрасте. Он знакомится с разнообразными общественными и трудовыми функциями людей и старается им подражать - лечит кукол, готовит для них обед, водит машину. Игровая деятельность дошкольника проходит путь развития от элементарной подражательности к сложной ролевой творческой игре.

В ролевой игре есть определенный сюжет и содержание. Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом. Содержание игры отражает в начале предметную деятельность, а затем уже отношения между людьми.

У детей старшего дошкольного возраста - 6 - 7 лет наблюдается предварительное коллективное планирование игры, распределение ролей до начала игры и коллективный подбор игрушек. Под влиянием коллективных игр у детей воспитывается умение вести себя в коллективе, необходимое для включения в учебную, общественную и трудовую деятельность.

К.Д.Ушинский так писал о значении игры для развития личности ребенка: “Для ребенка игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже, чем следы действительной жизни, в которую он не мог бы войти по сложности ее явлений и интересов. в действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”

В игровой деятельности сознательная цель запомнить и припомнить выделяется для ребенка раньше и легче, чем в трудовой, обязательной деятельности. Само создание ребенком игровой ситуации и участие в ней оказывают постоянное влияние на развитие у него различных форм умственной деятельности.

Началу игры всегда предшествует мысленное преобразование реальной ситуации в воображаемую. Игра выходит за пределы ситуации и облегчает проникновение в сущность явлений.

В среднем школьном возрасте дети увлекаются военными и спортивными играми. Есть игровые элементы и в соревновании, взаимооценке и взаимопроверке учебной работы с подростками. Игры повышают жизненный тонус подростка, освобождают от чрезмерной нагрузки на нервную систему. Для старших школьников игра выступает как отдых, средство общения и самовоспитания. Для студентов игра не является основным видом деятельности, но может стать эффективным средством подготовки специалистов: деловые, экономические, управленческие, обучающие игры. Игра занимает большое место и в жизни взрослого человека: спортивные соревнования, коллекционирование, туризм и т.д.

В игровой деятельности человек на разных возрастных этапах выступает как субъект общения, труда и познания.

Но положительные качества личности воспитывает не всякая игра. Если в играх воспроизводятся отрицательные персонажи кинофильмов, театральных постановок, то подражание им в игре может в последствии оказать воздействие на поведение детей в быту. Игра может стать и причиной нарушения дисциплины. Увлеченные игрой дети часто теряют чувство меры, забывают об обязанностях и поручениях.

В организации детских игр педагоги, воспитатели и родители нередко допускают серьезные ошибки, снижающие роль и эффективность игры. Взрослые часто навязывают детям игру, лишая их свободы игровой деятельности. Они придумывают такие игровые ситуации, которые не вызывают у детей интереса к игре. Некоторые проявляют стремление проводить игру по своему плану, по своей инструкции, боятся инициативы и самостоятельности ребят. Играя по принуждению, ребята начинают нарушать правила, шуметь, отвлекаться - отсюда конфликты и недоразумения с руководителем.

Педагогам следует учитывать и последствия игры. Оживленные, длительные игры, проходящие в быстром темпе, требуют большого напряжения сил. В результате возможно непослушание, которое приводит к ссорам, непослушанию, дерзости.

Познание

Познание является особым видом деятельности. Познавательная деятельность людей разных возрастов направлена на изучение законов мира, изучение культуры, науки, сущности человеческих отношений и самого себя. Познавательная деятельность человека бывает двух видов: учение и научное познание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: