Воспитания и спорта 5 страница

Нередко ученик начинает рассказ о книге, газетной статье, новости, а тренер его останавливает. Оказывается, что он уже это читал или слышал об этом. Он не понимает, что, остановив воспитанника два-три раза, он отбивает у того охоту к общению. В следующий раз ему не расскажут о важной новости, не посоветуются по животрепещущей проблеме. Иногда тренеру не целесообразно афишировать свое знание проблемы. В этом случае, не отталкивая от себя ученика, тренер останется для него интересным и приятным собеседником.

Половые особенности тренеров. Тренеры-мужчины чаще используют личностно-групповое общение, а тренеры-женщины — межличностное общение. Первые чаще применяют неречевые средства общения, вторые - речевые. Воспитательные обращения также используются чаще женщинами.

4 Вопрос.

Эффективность общения во многом зависит и от самого тренера, от того, как он себя держит с учениками. Психологический такт — это качество, присущее тренеру-мастеру, тренеру-интеллигенту. К. Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, есть по существу не более чем такт психологический. Наличие у тренера психологического такта особенно важно при общении с юными спортсменами и спортсменками.

Психологический такт базируется на многих качествах, называемых в обиходе душевными: доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности. Тактичный тренер может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять трудности общения для того или иного ученика, определить его состояние и с учетом этого найти единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия, найти верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение.

Тактичный тренер будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося, относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся выполнить упражнение. Тактичный тренер не должен позволять себе «выворачивать наизнанку» душу ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учебе и жизни.

Соблюдение психологического такта требует постоянного контроля над своими мыслями, действиями. Неумение контролировать поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение, привести к конфликту.

Так, на родительском собрании в спортивной школе-интернате, тренер-педагог, не желая ставить родителей ученицы к неловкое положение, сказал: «Одна девочка попала в дурную компанию» и... тут же предложил ее папе остаться для разговора. Всем стало ясно, о ком идет речь. В результате некоторые родители запретили своим дочерям общаться с этой девочкой.

Отличают тактичность от нетактичности следующие психологические особенности личности педагога:

• естественность и простота обращения без фамильярности;

• доверие без попустительства;

• серьезность тона без натянутости;

• ирония и юмор без насмешливости;

• требовательность без мелочной придирчивости, грубости:

• доброжелательность без заласкивания;

• деловой гон без раздражительности;

• своевременность воспитательного воздействия без поспешности;

• принципиальность и настойчивость без упрямства;

• внимательность и чуткость к учащимся без подчеркивания этого;

• отдача распоряжений без упрашивания;

• обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях:

• выслушивание без выражения безразличия.

Педагогический такт особенно необходим в тех случаях, когда тренер приступает к руководству уже сложившейся командой, имеющей свои традиции, взгляды на тактику игры, отношения с тренером и т. д.

Одним из слагаемых коммуникативного мастерства тренера является культура речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях – уровни знаний и методическом мастерстве — достигает большего авторитета и больших успехов в учебно-воспитательной работе,

Культура речи - широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего - это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность правильно излагать свои мысли, придает речи стройный осмысленный характер, что облегчает восприятие и понимание объяснений, замечаний, команд тренера. Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность. И напротив, небрежное, бездумное отношение к языку часто приводит к досадным двусмысленностям, к речевым казусам.

Второй составляющей культуры речи тренера являются простота и ясное изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что ученики не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления тренера, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третья составляющая — выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Итак, компонентами культуры речи тренера являются:

1) грамотность построения фраз;

2) простота и ясность изложения;

3) выразительность:

• интонация и тональность; воздействуют не только на сознание, но и на чувства учеников, поскольку придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тотальность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации тренер должен использовать все богатства тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом. Тренер, владеющий при подаче команд интонацией и тональностыо, может с помощью слова регулировать степень физических усилий (например, команда, подаваемая с выражением напряжения, вызовет и соответствующую реакцию спортсменов).

Тон речи тренера должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам учитель был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков спортсменов. Крайне нежелателен назидательный тон — он обычно отталкивает спортсменов от тренера: чем старше спортсмен, тем в большей степени у него выражено стремление к самоутверждению, признанию.

• темп речи, паузы;

Темп речи также определяет ее выразительность. При слишком быстрой речи ученикам трудно сосредоточиться на том. что говорит тренер, успеть «переварить» всю информацию; очень медленная речь действует усыпляюще. При объяснении существенных деталей желательна неторопливая речь.

Паузы при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произнесенного слова и фразы (например, при слитном произнесении команды. направо!» спортсмены могут даже не понять ее; пауза же — «Напра-во!» — способствует сосредоточению, создает состояние готовности, в результате чего команда выполняется четко и одновременно). Паузы, увеличивающиеся вместе с нарастанием усталости, регулируют темп выполнения упражнений. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл сказанного, сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи тренера, является

• динамика звучания голоса варьирование его силы;

• словарное богатство;

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, метафор делает речь тренера сочной, эмоциональной, поднимает настроение учеников. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию спортсменов данного возраста.

• образность речи; играет существенную роль в доходчивости объяснений тренера.

• дикция;

Дикция, то есть ясное и отчетливое произношение, облегчает понимание речи. Небрежность в произношении окончаний слов (их «проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут снижать внимание спортсменов к тому, что говорит тренер.

Некоторые тренеры, так называемые «монотонщики», по данным Н. П. Фетискииа, обладают характерными особенностями речи, «усыпляющими» учеников. Они редко используют изменение (повышение или понижение) тона, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняется очень редко, они практически не используют логическое ударение. У половины из них отмечается теноровый тембр голоса при высокой частоте основного тона.

Четвертой составляющей культуры речи тренера является:

4) грамотное произношение слов из обыденной речи:

• правильное ударение в словах;

Некоторые тренеры допускают ошибки в ударении, например: «по два, по три» вместо «по два, по три», «километр» вместо «километр», «за голову» вместо «за голову», «поняли» вместо «поняли», «тренера» вместо «тренеры», «легкоатлеты» вместо «легкоатлеты» и т. д.

• исключение диалектных слов;

Они встречаются у тренеров при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь с гимнастической стенки» вместо «слезай», «ложи мяч» вместо «положи», «ложить маты» вместо «положить», «класть», «канат жгет ладони» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите «обождите» вместо «подождите», «бежи» вместо «беги», «лазать» вместо «лазить «подымать» вместо «поднимать».

Пятой составляющей культуры речи тренера является

5) правильное использование специальной терминологии:

• исключение режущих слух устойчивых выражений;

Специальная терминология занимает в словарном запасе тренера большое место, облегчает общение и взаимопонимание. Знание учениками терминологии способствует более быстрому овладению ими физическими упражнениями, увеличивает плотность занятия. Часто, однако, тренеры неумело применяют спортивную терминологию: употребляют режущие слух фразеологические обороты, вставляют лишние слова, жаргонные и модные словечки.

Примерами употребления режущих слух устойчивых выражений могут

служить: «выпрямить заднюю ногу», «выпрямить нижнюю руку», «выбросить ноги» и «нагнуть туловище» (вместо «наклонить») и т. п.

• исключение лишних слов в командах;

Примерами использования лишних слов являются: «по порядку номеров рассчитайсь» вместо «по порядку рассчитайсь, «в обход по залу шагом марш» вместо «в обход шагом марш» и т. д.

• исключение жаргонных и модных словечек;

Нужно решительно изгонять из своей речи жаргонные и модные словечки, такие как «классно», «мощно», «законно», «ощетинься» и т. п.

Недопустимы в речи тренера, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Шестой составляющей культуры речи тренера является

6) немногословие;

Некоторые тренеры, вместо того чтобы четко назвать упражнение, подробнейшим образом описывают положение головы, туловища, плеч, кистей рук, забывая, что вначале нужно акцентировать внимание учеников лишь на главных элементах. Многословие проявляется и тогда, когда тренер, указывая на ошибки ученика, подвергает подробному анализу все допущенные им отклонения от образца. Наконец, многословие выражается в частых повторениях.

Конечно, краткость не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов команды и распоряжения тренера становятся двусмысленными.

Культура речи тренера связана с

7) речедвигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять упражнение, не нарушая при этом ни качества исполнения упражнения, ни плавности и выразительности речи. Это умение особенно слабо развито у тренеров с небольшим стажем работы.

5 Вопрос.

Выделяется несколько стилей общения. Один из них основывается на привязке стиля общения к стилю руководства: авторитарному стилю руководства соответствует авторитарный (императивный) стиль общения, демократическому стилю руководства — демократический стиль общения. При этом речь не идет об их отождествлении, так как стиль руководства характеризуется не только стилем общения, но и способом принятия решения (единоличным или коллегиальным), ориентацией на инициативность подчиненных или же на жесткую регламентацию их активности и т. д. Поэтому стиль общения относится к стилю руководства как часть к целому.

Авторитарный и демократический стили общения различаются по форме выражения воздействий, частоте использования тех или иных форм воздействия на спортсменов и широте общения

Характеристика стилей общения

Характеристика общения Стиль общения
авторитарный демократический
Вид воздействия Инструктаж, команда, приказ, указание Предложение, совет, обсуждение
Форма выражения воздействия Категорическая, резкая, неодобрительная, раздраженная Спокойная, дружелюбная, одобрительная
Форма воздействия Требование, замечание, порица­ние, побуждение Убеждение, поддержка, успокаивание, беседа, объяснение
Широта общения с учащимися С избранным кругом Со всеми учащимися

Приведенные в таблице данные не следует толковать так, будто тренеры с авторитарным стилем общения используют только инструктаж, команды и т. п.,: тренеры демократического стиля - только предложения, советы и обсуждение. Все эти формы передачи информации могут использоваться тренерами с различным стилем общения, однако при этом частота их использования разная.

У тренеров автократического стиля в содержании обращений воспитательная информация, связанная с побуждением к самостоятельности инициативности, к совместным обсуждениям вопросов и т. д., почти отсутствует; организационная же, отражающая четкость, порядок работы, выражена на среднем уровне. Из форм обращений преобладают неодобрения и замечания, часто выражаемые в ироничном и резком тоне.

Для тренеров демократического стиля управления характерно преобладание воспитательной информации, использование одобрений, приветливого тона обращений. Неодобрение они выражают очень редко. Обращения адресуются в основном сильным спортсменам.

Либеральный стиль руководства характеризуется большим объемом организационной информации, меньшим объемом учебной информации, частыми замечаниями, приветливым тоном обращений.

Тренеры-автократы уделяют больше внимания общению с администрацией

и меньше - с родителями своих учеников. Тренеры демократического стиля уделяют равное внимание общению с руководством, родителями учеников, коллегами и учащимися, а тренеры-либералы мало общаются с учащимися.

На соревнованиях тренеры чаще, чем на тренировках, используют авторитарный стиль общения (требования, замечания, порицания, команды, указания)

Стили педагогического общения тренеров со спортсменами зависят и от психологических особенностей самих наставников. Для тренеров-экстровертов характерными приемами являются следующие: обращение к учащимся дружески на «ты»; теплый тон общения, использование шуток, юмор: выражение уверенности в успехе спортсмена. Эти тренеры часто одобряют действия учащихся, предупреждения и замечания делают в мягкой форме, в конфликтной ситуации ограничиваются мягкими упреками.

Для тренеров-интровертов более характерно обращение к спортсменам холодно, сдержанно, на «вы»; частое проявление раздраженного тона общения, гнева с использованием нелестных для учащихся эпитетов; более частое использование порицаний, чем поощрений, высказываемых в жесткой форме.

Из этого описания следует, что тренеры-интроверты более склонны к авторитарному стилю общения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каким может быть общение?

2. Какие виды общения вы знаете?

3. Каким образом классифицируется общение по направленности?

4. Назовите функции общения.

5. На какие группы делятся средства общения?

6. Какие профили общения в процессе взаимодействия спортсменов друг с другом вы знаете?

7. Дайте характеристику специфики общения на соревнованиях.

8. Назовите факторы обуславливающие эффективность общения тренера со спортсменами?

9. На каких качествах базируется психологический такт учителя физической культуры, тренера?

10. Назовите составляющие культуры речи.

11. Назовите компоненты культуры речи педагога.

12. Какие вы знаете стили общения?

Тема 6. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности

План

1. Понятие о процессе обучения и спортивного совершенствования

2. Психологические особенности физической подготовки

3. Особенности осознания физических качеств

4. Краткая психологическая характеристика основных физических качеств

5. Специализированные восприятия физических качеств и их взаимодействие с двигательными навыками

6. Психологические особенности технической подготовки и ее связь с развитием психических процессов и функций

7. Психологические особенности тактической подготовки и ее связь с развитием психических процессов и функций

Литература

3. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – М.: Академия, 2002. – 288 с.

4. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

5. Киселев Ю. Я. Психическая готовность спортсмена:учебное пособие / Ю. Я. Киселев. – М.: Советский спорт, 2009. – 276 с.

1 Вопрос.

Процесс подготовки спортсмена многогранен. Условно его можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный процесс. Обучая, мы тренируем, а тренируя – обучаем. Вместе с тем обучение и тренировка не являются тождественными по своим задачам, средствам и методам.

Под обучением в спорте принято понимать начальный этап овладения определенной системой знаний, формирования практических навыков и умений. Основное содержание обучения – освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.

Тренировка – это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, навыков и умений. Основное содержание тренировки - совершенствование технических приемов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.

Процесс обучения и тренировки имеет воспитывающий характер, он должен быть построен таким образом, чтобы содействовать воспитанию у занимающихся моральных и волевых качеств – целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, воли, чувства дружбы, коллективизма, формирование нужной мотивации, интересов, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. п.

В процессе обучения, тренировки и воспитания осуществляется совершенствование спортсмена.

Спортивное совершенствование – это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счет максимального развития психических качеств, физических способностей, и формирования положительных свойств личности спортсмена.

В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:

· повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления и т. д.);

· активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.) обучать умению быстро переключать внимание с одних объектов на другие, пользоваться способами повышения его устойчивости;

· развивать способность к стимулированию волевых усилий;

· формировать глубокие и устойчивые мотивы и интересы к спорту и учебно-тренировочному процессу;

· воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;

· формировать индивидуальный стиль спортивной деятельности, чтобы помочь спортсмену найти свой наиболее эффективный стиль деятельности, максимально соответствующий его индивидуальным особенностям;

· широко использовать средства контроля у чета текущих результатов.

Эти психологические требования к спортивному совершенствованию являются обязательными, что определяется особенностями спортивной деятельности человека.

2 Вопрос.

Психологическую структуру физической подготовки составля­ют специальные знания, физические качества, методы их воспитания. К специальным знаниям относятся: а) понятия о физических качествах и 6) представлении о физических качествах.

Понятия о физических качествах формируются в процессе изучения специальной литературы и усвоения сложив­шейся спортивной терминологии. В спорте сложились такие общие понятия, как «быстрота», «сила», «выносливость» и др. Их конкретизация обусловливается специфическими особенностями отдельных видов спорта. В результате конкретизации складываются такие понятия, как «скоростная выносливость», «темп движении», «взрывная сила» и т. п.

Представления о физических качествах — это воспроизведенный образ физического качества во всем многообразии его структурных элементов. В состав представлений о физических качествах входят: величина и степень дифференциации отдельных элементов их структуры, осознаваемые функции организма, связанные с напряжением и расслаблением мышц, частота и глубина дыхания и т. п. Представления о физических качествах динамичны и зависят от функциональных возможностей и уровня тренированности спортсмена.

Специализированное восприятие физических качеств —это сложный процесс отражения в сознании спортсмена сущности каждого физического качества в целостном его проявлении. Комплексное отражение сущности физического качества и условий совершаемых двигательных действий входит в состав специализированных восприятий спортсмена, которые выступают в виде «чувства силы толчка», «чувства силы сжатия», «чувства темпа движения» и т. п.

Формирование понятий и представлений о физических качествах, выработка специализированных восприятий и целенаправленное воспитание физических качеств составляют психологиче­скую сущность физической подготовки спортсмена.

3 Вопрос.

У спортсменов в процессе воспитания физических качеств развивается способность к их произвольной регуляции. Это происходит на основе превращения структурных элементов каждого физического качества в факт сознания. Процесс осознания физических качеств осуществляется по определенным закономерностям при соблюдении следующих требовании:

1. Для осознания в каждом качестве должны быть четко выделены объекты познания. Например, элементами быстроты могут быть резкие и плавные движения, темп и ритм движений; элементами силы - различные динамические и статические усилия; элементами ловкости - различные движения и действия, совершаемые с определенной точностью пространственных, временных и силовых параметров; выносливость может быть скоростной и скоростно-силовой.

2. Выяснение характера важнейших элементов физических качеств. В соответствии с характером проявлений физических качеств все многообразие физических упражнений можно разде­лить на 4 группы: 1) упражнения, имеющие скоростно-силовые признаки (спринт, тяжелая атлетика, прыжки, метания и т. п.); 2) упражнения на выносливость (плавание, гребля, стайерский бег и т. п.); 3) упражнения, требующие проявления ловкости (гимнастика, акробатика и т. п.); 4) упражнения с комплексным проявлением физических качеств (спортивные игры, единоборства и т. п.).

3. Сосредоточение внимания на отдельных элементах физического качества. Характер проявления элементов физических качеств (величина напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность развиваемых усилий, быстрота смены напряжений и расслаблений и т. п.) наиболее отчетливо осознается при сосредоточении внимания, благодаря чему обеспечивается большая четкость восприятия и мышления.

4. Поиск дополнительных ориентиров при овладении структурой конкретного физического качества для повышения точности воспроизведения его заданных проявлений. Дополнительные ориентиры могут выступать в виде разнообразных сигналов различных ощущений и восприятий.

5. Использование самоприказов для максимального проявления физических качеств. Например, в соревнованиях по тяжелой атлетике необходимо проявление силы, по бегу на короткие дистанции— быстроты, на длинные дистанции — выносливости и т. д. Использование самоприказов создает мощные внутренние стимулы, способствуя тем самым максимальному проявлению физиче­ских качеств и повышению физической работоспособности.

Физические качества сами по себе не существуют, они всегда определяются видом двигательной деятельности человека. Формирование и проявление физических качеств обусловливаются характерными особенностями отдельных сторон личности (направленностью, характером, темпераментом, способностями и др.).

Невозможно, например, максимальное проявление какого-либо физического качества без должного уровня развития у спортсмена волевых черт характера.

Следовательно, развитие физических качеств определяется воспитанием, характером деятельности и связано с особенностями формирования личности спортсмена.

4 Вопрос

Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:

1) минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель (латентное время двигательной реакции):

2) скорость отдельного движения (элемента техники);

3) частоту движений.

Эти элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга (можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно медлительным в движениях и наоборот). В чистом виде они встречаются довольно редко. Наиболь­шее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т. п.), а не элементарных форм проявления быстроты.

С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, это отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. Для мальчиков наиболее благоприятным периодом является возраст 14—16 лет, для девочек—11—14 лет. Детям этого возраста свойственна большая подвижность и лабильность нерв­ных процессов в коре головного мозга.

Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями (усилиями). Это одно из важнейших физических качеств для абсолютного большинства видов спорта. В зависимости от особенностей тех или иных действий, характера и величины проявления силы принято различать несколько разновидностей силовых качеств. Чаще всего сила про­является в движении, т. е. в динамическом режиме,— динамическая сила. Но не всегда усилия спортсмена сопровождаются движением, в этом случае говорят о статическом режиме работы — статическая сила.

Сила характеризуется предельными, распределенными и дозированными мышечными усилиями.

Предельные мышечные усилия имеют место там, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности. Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, так как они ограничиваются функциональными возможностями спортсмена.

Распределенные мышечные усилия — это усилия в 1/2, 1/4, 3/4 максимальной силы.

Дозированные мышечные усилия — это усилия, требующие строгой дифференцировки в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий спортсмена — броска и передачи мяча, удара в боксе и укола в фехтовании и т. п.

Развитие и совершенствование силы возможны при определенной активности проявления личностных качеств спортсмена: мотивации, установки, волевых качеств (целеустремленности, упорства, настойчивости, смелости, самообладания и др.).

Выносливость— это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.

Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость.

Чувство усталости - это субъективное переживание признаков утомления. Оно может наступать не только в результате утомления но и вследствие монотонности работы. Для развития выносливости у спортсменов необходимо формировать положительное отношение к появлению этого чувства и обучать пси­хологическим приемам его преодоления.

Ловкость - это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Объектом познания в проявлении ловкости выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных временных и силовых параметров.

Среди физических качеств ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами и проявляется только в комплексе с ними. Поэтому при оценке ловкости необходимо учитывать: 1) координационную сложность задания, 2) точность его выполнения и 3) время выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: