Помните, что ваш собеседник тоже не лыком шит и может «ослабить» вашу позицию своими вопросами. Умение обращаться с неудобными вопросами - это искусство особого рода, и пиарщиком оно должно быть усвоено в совершенстве. Есть прием, который позволяет изменять смысл вопроса.
Рефрейминг (от англ. «перемена рамы у картины») - изменение эмоционального отношения к какой-то проблеме за счет ее словесного оформления (суть проблемы при этом не меняется).
- Что-то ты, батенька, расти стал...
- Куда там, это ты стоптался.
Вот, собственно, и весь прием. Задержка поезда на станции нервирует пассажиров, но при этом является подарком тем, кто опоздал. Рефрейминг - это способ обращать неудачные ситуации в возможности.
Первый вариант рефрейминга изменяет смысл ситуации. Собеседник может спросить: «Как вы относитесь к своему поражению на переговорах?». Его вопрос, если вы могли заметить, строится по формуле «Произошло X, и вы чувствуете У». Например: «Когда он говорит мне это, меня просто разрывает от гнева». Или: «Каждый вечер я испытываю беспокойство». Или: «От таких разговоров у меня болит голова».
|
|
Если событие Х имеет для вас негативный смысл, то его можно поменять на положительный. «Вы считаете, что я проиграл? Но это моя победа. Я смог в столь сложных условиях добиться большего, чем было возможно».
Второй вариант - изменение контекста. В этом случае то или иное событие также становится положительным. Вы меняете контекст, оставляя содержание прежним. Практически любое поведение допустимо, все только зависит от ситуации. К примеру, можно корчить рожицы, играя с ребенком, однако то же действо в рамках рабочего совещания может вызвать недоумение.
«Да, переговоры можно признать неудачными. Но разве желание решить все миром может быть признано неудачным?» Возникает совсем другая речевая ситуация. Собеседник рискует выступить против намерения все решить миром.
Второй вариант уместнее применять, когда высказывание собеседника строится по формуле «Я слишком X». Например: «Я излишне доверяю людям». Или: «Я совершенно не поддаюсь внушению». Или: «Я такая сентиментальная». Остается только придумать ситуацию, когда такое утверждение кажется нелепым. К примеру. «Я излишне доверяю людям - любил говорить аллигатор, съедая очередного туриста», «Да, сентиментальность в тебе присутствует всегда, даже когда ты ешь пирог», «Я совершенно не поддаюсь внушению - твердое мнение лягушки, завидевшей удава».
В 1802 году французский ученый Жозеф Луи Гей-Люссак проводил в Париже научные опыты. Ему потребовались стеклянные трубки, которые в те времена производили только в Германии. Когда ученый пожелал их выписать себе, таможенники наложили на трубки столь высокую пошлину, что ученый не смог выкупить посылку. Немецкий коллега Александр Гумбольдт, узнав о ситуации, посоветовал отправителям запаять концы трубок и наклеить на них этикетки: «Осторожно! Немецкий воздух!». Таможенного тарифа на воздух не существовало, и трубки дошли до французского ученого без всяких пошлин.