Лекция V. Буддизм Тибета и Монголии.
П л а н
- История тибетского буддизма.
- Монастырская система Гелугпа.
- Духовная практика в школе Гелугпа.
Тибетская форма буддизма, называемая ламаизмом, испытала сильное влияние со стороны местной, тибетской, религии бон. В этой религии почитаются два верховных божества – мужское божество “Всеблагой” и его супруга “Славная царица трёх миров”. Это двуединое божество принимало человеческие жертвоприношения. По представлениям бон, мир состоит из трёх сфер: небесной области богов, земной области людей и нижней сферы водяных духов. Сквозь эти три мировые области прорастает мистическое мировое древо – путь, по которому сообщаются сферы. Общение между сферами осуществляется через посредство мистерий, совершаемых жрецами. Кроме того, в этой религии огромную роль играют всякого рода магические манипуляции. Бон был распространён, кроме Тибета, в Гималаях и Юго-Западном Китае. Его отголоски сохранились до наших дней.
В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения санскрита и буддийских текстов. Он же разработал тибетскую письменность. В IX в., при царях Тисрондецзане (755 – 791) и Ралпачане, в Тибет прибыли буддийские проповедники Шантиракшита (ок. 705 – 765) и Падмасамбхава. В это время появились первые тибетские буддийские монастыри, а священные тексты стали переводить с санскрита на тибетский язык. Шантаракшита был основателем школы йогачара-мадхьямика-сватантрика в Индии. Он провёл в Тибете 13 лет, при его участии были основаны несколько монастырей, в т.ч. Самъе. Шантаракшита был автором сочинения “Татвасанграха” (“Компендиум категорий”), в котором подверг критическому анализу 26 основных категорий главных философских школ Индии. Его помощником в Тибете был Падмасамбхава. Согласно преданию, этот проповедник при помощи магии обращал в буддизм бонских богов. Пдмасамбхаву считают основателем древнейшей буддийской школы Тибета – ньингмапа, а также монастыря Самъе. С его именем традиция связывает проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам, создание комментария на “Книгу мёртвых”.
|
|
В XI в. при царе Лангдарме буддизм в Тибете подвергся гонениям. Однако после смерти этого правителя буддизм здесь возрождается. В этот период действовал индийский писатель и проповедник Джобо Атиша. Атиша был махаянистом, допускавшим мистический тантризм как более “совершенный”, т.е. скорый, способ достижения спасения через мистическое соединение с буддами, бодхисаттвами и женскими ипостасями бодхисаттв. Это даёт способность побеждать закон причинности при помощи колдовства. Вместе с тем Атиша обращал особое внимание на этическое учение буддизма. Он создал школу кадампа, которая оказала большое влияние на тибетский буддизм, но впоследствии прекратила своё существование. Ламаисты называют Атишу вторым Буддой.
|
|
Светская власть оказывала всяческое содействие буддизму, вследствие чего его распространение было быстрым. В XI в. в Тибете появилась ещё одна махаянистская школа – сакьяпа (т.н. “школа красных шапок”). В XIII в. глава этой секты стал правителем Тибета по назначению монгольского императора Хубилая. Кроме того, глава секты сакьяпа был объявлен иерархом буддийской церкви в Тибете, Монголии и Китае. В том же XIII в. буддизм распространился и среди монголов и стал государственной религией монгольского императорского двора в Пекине. Впрочем, следует отметить, что буддизм начал проникать в Монголию ещё при Чингиз-хане. Монголы жили в непосредственном соседстве с уйгурами, среди которых были распространены христианство несторианского толка, манихейство, ислам и буддизм. Именно от уйгуров монголы восприняли буддийское учение. В XIV в. появились монгольские переводы буддийских текстов. В конце XIV в. школа сакьяпа потеряла своё господствующее положение.
Самым выдающимся деятелем тибетско-монгольского буддизма следует признать Цзонхаву – основателя школы гелугпа (т.н. “школа жёлтых шапок”). Эта школа очень быстро распространилась в Тибете, вытеснив или поглотив старые школы. В настоящее время, говоря о тибетско-монгольском буддизме, подразумевают именно секту гелугпа, которая лучше всего известна в Европе. Цзонхава и его ближайшие ученики оставили огромную литературу, касающуюся всех сторон буддизма. Изображения Цзонхавы помещаются в монастырях и просто в домах. В трудную минуту монгол восклицает: “Лама Цзунхув!”. В первых числах декабря ламаисты чтят день смерти Цзонхавы.
Лозунгом Цзонхавы была реставрация первоначального махаянизма. Он комментировал и расширял махаянистские тексты. Как и Атиша, Цзонхава был, с одной стороны, последователем философского буддизма, а с другой – тантристом. Он разработал строгую монашескую иерархию, большое внимание уделяя культу. По инициативе Цзонхавы в монастырях стали создаваться буддийские учебные заведения.
При ближайших преемниках Цзонхавы утвердился догмат о последовательных перевоплощениях “великих лам” “жёлтошапочников”. Третий “великий лама” (слово “лама” дословно означает “высший”) совершил путешествие в Монголию к тумэтскому Алтан-хану с целью пропаганды буддизма школы гелугпа. Алтан-хан пожаловал этому проповеднику титул “Далай-лама”. При пятом “великом ламе” Агван Лобсане (XVII в.) окончательно укрепился догмат о перевоплощениях Далай-ламы. Агван Лобсан объявил себя воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, который прежде воплощался в царе Сронцзангампо, а затем в Гендун-дубе, ученике Цзонхавы. Тогда же учитель Далай-ламы был объявлен перерождением будды Амитабхи – будды “Беспредельного Света”, - и ему был присвоен титул Панчен ринпоче. Панчен-лама живёт в монастыре Таши-Лхумпо, поэтому его иногда называют Таши-ламой.
Далай-лама XIII, предшественник нынешнего Далай-ламы, - Тхубдан Джамцхо (1876 – 1933). Этот человек был найден в возрасте 1 года как перерождение Далай-ламы XII. В 1894 г. он свергнул правившего вместо него регента и объявил себя политическим и духовным главой Тибета. Тибет в это время считался вассалом китайской династии Цин, так что отношения между Китаем и Тибетом испортились. В 1904 г. во время английского вторжения в Тибет Далай-лама XIII бежал в Монголию, где прожил два года. В 1910 г. он был смещён со своего поста особым эдиктом китайского императора. После Синьхайской революции в Китае Далай-лама XIII издал декларацию независимости Тибета. Этот правитель много контактировал с русскими буддологами и путешественниками – Ф.И. Щербатским, Агваном Доржиевым и П.К. Козловым. Он оказал материальное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде.
|
|
Нынешний Далай-лама XIV – Данцзин Джамцхо, или Агван Лобсан Тенцин-гьяцо – родился в 1935 г. После тибето-китайской войны 1959 г. он живёт в Индии в Дхармасале. Лауреат Нобелевской премии мира 1989 г. Кроме того, Далай-лама XIV читает в Кембридже лекции по философии буддизма.
Но вернёмся к истории. В XVI в. секта гелугпа проникла в Монголию. После падения монгольской династии в Китае монголы вернулись в свои степи и горы. Они оказались необычайно восприимчивы к новому учению, проповедуемому “желтошапочниками”.
Дело Цзонхавы было продолжено двумя его великими учениками Кедрупой и Гъелтсапой. Гъелтсап был посажен на трон в монастыре Гандэн и признан, таким образом, первым последователем линии преемственности. Он сохранял свое положение в течении 12 лет вплоть до своей смерти. В течении своей жизни он написал ряд важных трактатов и собрание его сочинений содержит 8 томов. После смерти Гъелтсапы его дело продолжил Кедруп, который был настоятелем Гандэна в течении 7 лет вплоть до своей смерти в возрасте 54 лет. Оба этих ламы считаются “духовными сынами” Цзонхавы и их образы обычно присутствуют на танках, изображающих Цзонхаву.
В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после Далай-лам. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.
|
|
Школа Гелуг приобрела значительное политическое влияние в 16-м столетии в результате того, что третий Далай-лама был обнаружен в Монголии. Сонам Гъятсо (1543 - 1588), который был признан лидерами школы Гелуг третьим Далай-ламой, был старшим сыном Алтан-хана, одного из самых могущественных монгольских военноначальников. Сильная связь между монгольскими ханами и школой Гелуг имела, таким образом, множество благоприятных политических аспектов.
После разгрома последнего правителя провинции Тсанг Гушри-ханом в 1642 г., последний назначил Нгаванга Лосанга Гъятсо (1617 - 1682), пятого Далай-ламу, духовным лидером Тибета. Это обеспечило будущее превосходство школы Гелуг. Пятый Далай-лама стал, таким образом, государственным деятелем и, одновременно, важной религиозной фигурой. Он закрепил правило согласно которому все будущие Далай-ламы признавались правителями Тибета. Это правило существовало вплоть до оккупации Тибета в 1959 г. китайской армией.
Помимо важного политического положения, в школе Гелуг во все времена существовали великие духовные лидеры и выдающиеся практики, продолжатели учения Цзонхавы. Среди них можно выделить Джамьянга Шайбу (1648 - 1721), написавшего выдающиеся трактаты по буддизму, а также его реинкарнацию Гёнчока Джикме Вангпо (1728 - 1791), известного как автора “Драгоценной Гирлянды Учений” и основополагающей работы об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях “Представление Уровней и Путей, Прекрасное Украшение Трех Средств”.
Другими важными фигурами школы Гелуг также являются: Джанг Гъйа (1717 - 1786), написавший важные комментарии к “Большому Руководству Тезисов” (Джамьянг Шайба), и Пабонгка (1878 - 1941), прославленный ученый и участник дебатов, защищавший традицию Гелуг от различных нападок.
Сегодня традиция, основанная Цзонхавой, продолжается в монастырях, построенных в Индии, а также в Дхарма центрах, расположенных в Европе и Северной Америке.
Тибет не развивал никаких связей с китайской династией Мин (1386-1644). С другой стороны, Далай-лама, установивший власть над Тибетом с помощью монгольского покровителя в 1642 году, развивал тесные религиозные связи с императорами маньчжурской династии, которые завоевали Китай и установили династию Цин (1644-1911). Далай-лама согласился стать духовным учителем маньчжурского императора в обмен на покровительство и защиту. Эти отношения “священник-патрон” (известные под тибетским названием “чой-йон”), которые Далай-лама также поддерживал с некоторыми монгольскими и тибетскими князьями, были только формальной связью, существовавшей между тибетцами и маньчжурами во время правления династии Цин. Сами по себе они не влияли на независимость Тибета.
На политическом уровне некоторые могущественные маньчжурские императоры преуспели в оказании влияния на Тибет. Так, в период с 1720 по 1792 год император Канси и другие четырежды посылали в Тибет имперские войска для защиты Далай-ламы и тибетского народа от вторжений монголов и гурков, а также от внутренних беспорядков. Эти экспедиции предоставляли императору возможность влияния на Тибет. Он посылал представителей в столицу Тибета Лхасу, некоторые из которых успешно пользовались на благо императора своим влиянием на правительство Тибета, в частности в отношении развития иностранных отношений. Во времена расцвета правления маньчжуров, который длился несколько десятилетий, отношения не были похожи на те, что могут существовать между супердержавой и колонией или протекторатом. Тибет не был введен в империю маньчжуров, а тем более в Китай, и в основном поддерживал отношения с соседними государствами самостоятельно.
Влияние маньчжуров не продолжалось долго. Его уже практически не было, когда британцы стремительно вторглись в Лхасу и заключили двусторонний договор с Тибетом - Лхасскую конвенцию - в 1904 году. Несмотря на эту потерю влияния, имперское правительство в Пекине продолжало претендовать на некоторую власть над Тибетом, в частности в его международных отношениях, на власть, которую британское правительство окрестило “властью сюзерена” в своих переговорах с Пекином и Санкт-Петербургом. Имперские войска попытались заново утвердить реальное влияние в 1910 году, вторгшись в страну и заново заняв Лхасу. После революции в Китае в 1911 году и падения манджурской династии войска сдались тибетской армии и были репатриированы Китайско-Тибетским мирным соглашением. Далай-лама заново установил независимость Тибета внутри, опубликовав воззвание, и внешне, установив связи с иностранными правителями и заключив договор с Монголией.
Поворотным пунктом в истории Тибета стал 1949 год, когда Народно-освободительная армия КНР впервые проникла на территорию Тибета. После поражения маленькой тибетской армии и захвата половины страны китайское правительство в мае 1951 года навязало тибетскому правительству так называмое “Соглашение из 17 пунктов о мирном освобождении Тибета”. Поскольку оно было подписано под принуждением, по международным законам соглашение не имело юридической силы. Присутствие сорокатысячной армии в Тибете, угроза немедленной оккупации Лхасы и перспектива полного уничтожения Тибетского государства не оставляла тибетцам выбора.
В то время как открытое сопротивление Китаю росло, особенно в Восточном Тибете, китайские репрессии, которые включали разрушение храмов и аресты монахов и других общественных лидеров, нарастали с ужасающей быстротой. К 1959 году народные восстания пережили свою кульминацию в виде массовых демонстраций в Лхасе. Тогда Китай подавил восстание, 87 тысяч тибетцев были убиты только в районе Лхасы, а Далай-лама бежал в Индию, где и находится его нынешняя резиденция вместе с Правительством Тибета в эмиграции.
В 1963 году Далай-лама провозгласил Конституцию демократического Тибета. Она была воплощена в жизнь в соответствии с ограниченными возможностями эмигрантского правительства.
Тем временем, религиозные преследования в Тибете, последовательные нарушения прав человека и массовое разрушение религиозных и исторических памятников оккупационными властями не смогли разрушить дух тибетского народа, протестующего против разрушения его национального самосознания. 1,2 миллиона тибетцев (около одной шестой населения Тибета) лишились жизни в результате китайской оккупации. Однако новое поколение тибетцев, кажется, настолько же решительно, как и старое, желает восстановить независимость страны.