СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Процессы формирования и развития организации включают:
1. Прогнозирование потребности в кадрах. |
2. Подбор и расстановка кадров. |
3. Стабилизация трудового коллектива, его социальной организации. |
4. Процессы изменения условий труда и жизни членов организации: |
• использование трудового потенциала; |
• удовлетворение первичных жизненных потребностей; |
• развитие социально-производственной инфраструктуры; |
• развитие социально-бытовой инфраструктуры; |
• удовлетворение духовных потребностей работников; |
• удовлетворение трудовых и гражданских прав; |
• участие работников в управлении делами трудовой организации. |
Динамика формирования и развития социальных качеств работников трудовой организации включает в себя следующее:
1. Изменения в системе потребностей и ценностных ориентации работников. |
2. Динамика состояния дисциплины и правопорядка в трудовой организации. |
3. Изменения в образовательной подготовке и культурном уровне развития работников. |
4. Изменения в уровне и направленности трудовой, социальной и других видах деятельности. |
5. Динамика формирования готовности работников к инновационной деятельности. |
Кроме этого, ряд социологов выделяют следующие процессы в трудовой организации:
|
|
1. Кооперация. 2. Конкуренция. 3. Приспособление. | 4. Конфликты. 5. Ассимиляция - слияние. 6. Амальгамизация - растворение. |
Необходимо учитывать, что все эти процессы происходят в трудовой организации во взаимосвязи и взаимообусловленности, нуждаются в изучении и управлении.
• производственная (основная); • совладельческая (на средства производства); • организационно-регулятивная (управленческая); • социальная: воспитательная и др. |
Важной функцией трудового коллектива, объединения является управленческая. Наиболее полно она реализуется через управление и самоуправление предприятием. Участие трудящихся в организации производства - это осуществление властных функций.
Управленческий цикл носит название административной организации
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами официальных обязанностей, штатным расписанием. |
Административная организация включает в себя ряд необходимых компонентов:
1) распределение функций: горизонтальную специализацию между целевыми группами (бригадами, участками, цехами, отделами и т.д.); структура и способы действия этих групп обычно оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами; |
2) субординацию должностей, т.е. вертикальное распределение прав, обязанностей и полномочий, объемы и меры ответственности в принятии решения на различных уровнях; |
3) систему коммуникаций, т.е. систему передачи информации, которая действует «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий), «снизу вверх» и по горизонтали. |
Эти функции объединяют руководство, т.е. организацию процесса управления, обеспечивающего принятие оптимального решения и его практическое осуществление, а также действенный контроль и проверку исполнения.
|
|
Управление представляет собой наиболее рациональный способ организации производственного труда.
УПРАВЛЕНИЕ - это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. |
В связи с этим одной из важнейших проблем социологии производственных организаций является проблема стиля руководства. Выделяют три основных стиля руководства:
• директивный (автократический), • коллегиальный (демократический), • пассивный (попустительский) |