Личность есть системное социальное качество человека.
2. Социальные качества человека:
1) целенаправленная деятельность;
2) социальные статусы и социальные роли;
3) ценности и нормы;
4) знания;
5) содержание и уровень профессионально подготовки;
6) мировоззрение, ценностные ориентации;
7) мера социальной активности и самостоятельности.
3. Социология изучает человека, как личность, в аспекте его связей с социумом, включенности в общественные институты.
4. Всеобщее в личности представлено родовыми социальными качествами;
особенное - мерой их персонификации индивидом;
единичное - характерными для конкретной личности свойствами, качествами, определяющими ее индивидуально-неповторимый облик, манеры, стиль.
5. Личность в социологии понимается как объект и субъект социальных связей, отношений.
6. Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся, включаясь в социальный мир. Личность не является статичной, неизменной, она изменяется и развивается.
ЛИЧНОСТЬ- это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности. |
Основные факторы, определяющие социальную сущность личности
• накопленные обществом знания, опыт, обычаи, традиции; • совокупность общественных отношений; • общественная мораль; • государственное право; • социальный статус и социальная роль личности в обществе. |
• социально-исторический; • социально-классовый; • профессиональный (рабочий, инженер, бизнесмен); • этно-национальный (русский, украинец, татарин); • гражданский (китаец, россиянин, американец); • расовый (негроид, европеоид, монголоид); • общесоциальный (городской, деревенский жители, молодежь, пенсионеры); • психоневрологический (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). |
На процесс формирования личности влияют биологические, физические и социальные факторы:
1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; | 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. |
Обобщенно можно сказать, что человек представляет собой многоуровневую систему, опирающуюся на частные понятия «родовой человек», индивид, индивидуальность и личность, которые фиксируют сущность человека и личности.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ как СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (общая для психологии и социологии) на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидных) и единичных (уникальных) качеств.
1) система общего ориентирования - направляет поведение человека во времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии); |
2) система мотивации - оказывает стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы); |
3) система целеполагания и волевого решения - обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения); |
4) технологическая система - обеспечивает реализацию его ориентации необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии); |
5) поведенческая система - раскрывает потенциал субъекта в поведении (реальные акты поведения); |
6) рефлексивная система - регулирует и контролирует как сам «запуск», так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение). |
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
( человек рассматривается как система нужд, а общество - как система запретов (табу)
• низший слой (Оно-Ид) - бессознательные импульсы, «родовые воспоминания» - сфера подсознательного (бессознательного) (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии) - биологическая составляющая. Здесь особо выделяются либидозная (интимные побуждения) и агрессивная составляющие. Подсознанием правит принцип удовольствия; |
• средний слой (Я - Эго) - сфера сознания (исполнительный орган личности, посредник между запросами организма и условиями среды). Главное его предназначение - сохранение и воспроизводство организма - психологическая составляющая. Здесь управляет принцип реальности, заставляющий человека слушаться рассудка. |
• верхний (Сверх-Я - Супер-Эго) - оценочный компонент, складывающийся под воздействием общества (нормы общества, воспринятые человеком), развивающая система личности, осуществляющая функции морального самоконтроля и репрезентирующая ценности и идеалы общества - социальная составляющая. “ Сверх-Я ” - это внутренний “надзиратель”, “критик”, источник нравственного самоограничения личности. Этот слой психики личности формируется в основном бессознательно в процессе воспитания, проявляясь в виде совести. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по П.Сорокину
Большую часть человеческой личности занимает Оно (бессознательное). Над ним возвышается Я (сфера сознания), которая разворачивается в горизонтальной плоскости всего многообразия социальных отношений, базирующихся на относительных ценностях. Наверху находится сверхсознание - сфера связи человека с Абсолютом, с Богом, в результате которой осуществляется укоренение человека в абсолютные ценности. |
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ по Карла Юнга
(личность состоит из нескольких дифференцированных систем)
•бессознательное, которое многослойно и состоит из двух слоев: - личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы («ядро» этого слоя - организованная группа чувств и инстинктов); - коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы* - врожденный и более глубокий слой; • эго (сознательный ум, центр сознания); • установки (интроверсия и экстраверсия); • самость (центр всей личности); • функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция). * архетипы - универсальные мыслительные формы или идеи, древние фундаментальные структуры, составляющие социальный генокод, сформированный множеством поколений. |
СТРУКТУРА СФОРМИРОВАВШИЙСЯ ЛИЧНОСТИ, по Дж. Миду, состоит из двух компонентов:
«Я - сам» - это объект самосознания, самопонимания. | «Я - меня» - рефлексия на оценки других и общество в целом |
Амер. Ч.Кули, считал, что личность есть продукт социальных взаимодействий - интеракций (концепция зеркального «Я»).
1) представления о том, как другие ВИДЯТ меня | 2) представления о том, как другие ОЦЕНИВАЮТ меня | 3) ощущение «Я» как ответ на представления и оценки меня |
Ряд ученых видят структуру личности как совокупность человеческих потребностей
Обобщая, в структуре личности выделяют три уровня:
1) биологический • внешние данные, здоровье, темперамент, влечения. |
2) психологический • ощущения, характер, эмоции и воля, память, интеллект. |
3) социальный или социокультурный • опыт, интересы, идеалы, убеждения, направленность, склонности, потребности, • социальный опыт, привычки, знания и умения, навыки. |
В качестве важнейших компонентов в структуре личности выделить:
• сознание,
• деятельность,
• культуру,
• социальные статусы и
• социальные роли.
СОЗНАНИЕ -функция мозга, сущность которой заключается в адекватном отражении внешнего мира в чувственных и умственных образах. |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ сознательной и целенаправленной активности человека, реализуемой посредством культуры в едином социальном пространстве. |
КУЛЬТУРА (в социологии) - это совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в материальных и духовных предметах (зданиях, сооружениях, картинах, книгах...) |
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС - это положение, занимаемое личностью (или группой) в обществе, характеризующееся определенными правами и обязанностями, нормами и правилами поведения. |
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ - это совокупность требований, писаных и неписаных правил, предъявляемых обществом к лицам, занимающим ту или иную социальную ячейку. |
В самом общем виде ОБРАЗ ЖИЗНИ - это способ деятельности людей, обусловленный совокупностью внешних и внутренних факторов их бытия. |
Элементы структуры образа жизни –
• уровень жизни, • качество жизни, • стиль жизни.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ– это условия существования человека |
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ – это соответствие между условиями и человеческими потребностями КЖ = условия жизни/потребности |
Показатели качества жизни
Ø характер и содержание труда,
Ø качество жилой и окружающей среды,
Ø ее экологическое состояние,
Ø степень комфортности производственной и внепроизводственной жизни,
Ø мера реализации, воплощения в способе деятельности личности имеющегося социального (индивидуального) идеала.
Понятие СТИЛЬ ЖИЗНИ используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Стиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения.