Провозглашение цели создания социального государства (статья 7 Конституции РФ) означает насущную потребность в новой модели объединения граждан, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих национальную конкурентоспособность, достойную жизнь и развитие человека. В данном аспекте социальное партнерство может быть эффективным только при образовании других сильных сторон трипартизма - труда и капитала, способных разделять равную социальную ответственность за социальный порядок и процветание общества. Современная противоречивая ситуация формирования корпоративной культуры в становящемся российском социальном государстве не ставит под сомнение необходимость создания полноценной системы трипартистского позитивного корпоративизма, а лишь свидетельствует о сложности ее формирования. Последний является важным ресурсом эффективного управления социально-экономическими и трудовыми процессами. Поэтому корпоративная культура обязана быть предметом пристального внимания в системе властно-управленческих структур, объединяющих в одно целое «открытое общество - социальное государство — корпорации-сообщества граждан, пользующихся правами и свободами». Вопрос заключается в том, какие условия среды, политического режима и социальные механизмы необходимо включить для формирования позитивного, демократического и трипартистского корпоративизма, укладывающегося в рыночные конкурентные отношения и логику гражданского общества?
|
|
Концептуальные различия в понимании «сильного государства»
Авторитарно-тоталитарная узурпация возможностей государства | Либерально – демократическое использование возможностей государства | |
Огосударствление общества вне рыночных отношений | Обобществление государства в условиях рыночных отношений | |
Централизация властно – управленческих структур и закрытое их функционирование | Децентрализация, разграничение властно – управленческих структур и открытое их функционирование | |
Приоритет государственных интересов и всесильного государства | Баланс государственных, корпоративных и частных интересов и контроль властно-управленческих структур снизу гражданским обществом | |
Бюрократизация аппарата государственной власти и управления | Инкорпорированность субъектов рыночных отношений в механизм принятия решений | |
Идеократия как мобилизующее основание «единого народа» | Соглашательская идеология как консолидирующее основание социального партнерства | |
Отсутствие гражданского общества и самоуправления (общественного и местного) | Наличие гражданского общества и самоуправления (общественного и местного) | |
Закрытое общество и отсутствие механизмов самоорганизации | Открытое общество и наличие механизмов самоорганизации | |
Негативный (тоталитарный) корпоративизм | Позитивный (демократический) корпоративизм | |
Активное и эффективное функционирование корпоративной культуры имеет специфические проявления в деятельности ключевых субъектов на базе консенсусных обменных процедур («переговоры - торги», «уступки - приобретения») и в рамках прав и обязанностей.
|
|