Экономическая информация, не подлежащая сокрытию от общественности
Анализ законодательных актов и практики организации связей с общественностью в промышленно развитых странах позволяет выделить определенные виды экономической информации, сокрытие которых руководством компании является противозаконным, поскольку противоречит интересам государства и общества в целом:
• о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны;
• о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции, защите прав потребителей, рекламной деятельности и др.);
• о чрезмерном загрязнении окружающей среды;
• о нерациональном природопользовании;
• о злоупотреблениях и недобросовестности руководителей и персонала компании;
• о причинах и фактах невыполнения заключенных договоров;
• о возможностях и реальных случаях уклонения от правильной уплаты налогов;
|
|
• о фактах проявления недобросовестной конкуренции;
• о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни работников компании, и др.
В ГК РФ (Часть I, ст. 139, п. 1) указано, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О перечне нормативных документов, которые не могут составлять коммерческую тайну» коммерческую тайну предприятия (организации) и отдельного предпринимателя не могут составлять:
• учредительные документы предприятия и его устав;
• документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;
• сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
• документы о платежеспособности;
• сведения о численности, составе работающих, их зарплате и условиях труда, а также информация о наличии свободных рабочих мест;
• документы об уплате налогов и других обязательных платежей;
• сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, о других нарушениях действующего законодательства и о размерах причиненного при этом ущерба;
• сведения об участии должностных лиц предприятия или организации в кооперативах, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других структурах, занимающихся предпринимательской деятельностью.
|
|
Названное постановление регулирует также правила предоставления информации различным категориям общественности приватизируемых предприятий и организаций. В частности, государственным и муниципальным предприятиям до начала и в процессе их приватизации запрещено относить к коммерческой тайне данные:
• о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;
• о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий и организаций, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий и др.;
• о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из действующего законодательства и заключенных им договоров;
• о договорах с кооперативами, другими государственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также с отдельными гражданами.
Все юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны предоставлять сведения, перечисленные в упомянутом постановлении, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц (имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством), а также по требованию трудового коллектива предприятия.
Защита государственной тайны и конфиденциальной информации в России действует Закон РФ «О государственной тайне». Знание его необходимо для работы в органах власти и взаимодействия с различными организациями.
Отдельные предприятия и организации в процессе повседневного функционирования используют некоторые виды информации, относимые российским законодательством к категории государственной тайны. Руководство и специалисты таких предприятий и организаций должны учитывать это при построении системы информационных взаимосвязей с различными сегментами общественности. Государство законодательно закрепляет некоторые правила допуска предприятий и организаций к информации, содержащей государственную тайну, а также финансирует мероприятия по ее защите.
Допуск осуществляется путем получения лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия выдается по результатам специальной экспертизы и государственной аттестации руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных учреждений, предприятий и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Средства на финансирование государственных программ в области зашиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете РФ отдельной строкой.
В отличие от военных и государственных секретов коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия или организации. Ее главное назначение — обеспечить фирме экономические преимущества в конкурентной борьбе.
По оценкам специалистов, потеря лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает значительные преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половину фирм, допустивших утечку конфиденциальных сведений.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее недоступности третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
|
|
Организация коммуникационных каналов требует ранжирования передаваемых сведений по степени конфиденциальности. При этом руководители и PR-специалисты компании должны учитывать два обстоятельства. Во-первых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию невыгодно с экономической точки зрения, поскольку информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. Во-вторых, нередки случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны скрываются сведения, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях закона. Сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны одновременно удовлетворять следующим основным критериям:
• их открытое использование связано с ущербом для организации;
• они не являются общественными или общедоступными на законных основаниях;
• организация принимает надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды;
• они нуждаются в защите, так как не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом;
• сокрытие не наносит ущерба государству, его гражданам, отдельным категориям общественности и обществу в целом.
Из общей совокупности сведений, составляющих коммерческую тайну организации и подлежащих защите, выделяют следующие виды информации: научно-техническую, производственную и финансовую.
В состав научно-технической информации, составляющей коммерческую тайну, входят:
• цели и характер проводимых исследовательских работ;
• содержание используемых патентов и лицензий;
• содержание применяемых рационализаторских предложений;
• планы внедрения новых технологии, видов продукции, услуг;
• результаты анализа конкурентоспособности продукции и услуг.
|
|
В состав производственной информации, относимой к коммерческой тайне, входят:
• способы производства и технология;
• методы и организация управления;:
• система организации труда;
• объемы выпуска и планы реализации продукции;
• уровень складских запасов;
• планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;
• предполагаемое время выхода продукта на рынок;
• планы рекламной деятельности;
• характер и условия заключенных контрактов;
• сведения о поставщиках, потребителях, посредниках и конкурентах, имеющиеся в распоряжении руководства компании.
В состав конфиденциальной финансовой информации входят:
• структура капиталов компании;
• механизм формирования цен на продукцию;
• размер прибыли и уровень себестоимости продукции;
• организация и размер оборота средств;
• состояние банковских и торговых операций;
• состояние расчетов с клиентами компании;
• фактическое состояние рынков сбыта компании;
• сведения об эффективности экспортно-импортных операций;
• уровень платежеспособности компании;
• сведения о финансовом положении поставщиков, потребителей, посредников и конкурентов, имеющиеся в распоряжении руководства компании.
Важная проблема — степень защиты информации. Размеры затрат на защиту информации, относимой к категории государственной тайны, определяются необходимостью обеспечить максимально высокую степень защиты, поскольку во многих случаях практически невозможно определить количественно стоимость защищаемой информации. Возможные потери от утечки коммерческой информации часто имеют конкретную стоимостную оценку. Поэтому и затраты на защиту такой информации должны быть соотносимы с суммой возможных потерь. При излишнем засекречивании конфиденциальной коммерческой информации рост расходов на эти цели неадекватен снижению вероятности утечки наиболее ценных сведений. Целесообразно тщательно охранять только ту часть информации как коммерческую тайну предприятия, которая обеспечивает возможность:
· расширения рынка реализации продукции;
· существенного улучшения качества выпускаемых изделий;
· заключения особо выгодных сделок с поставщиками, потребителями и другими партнерами по бизнесу.
· защита изобретательских, патентных, авторских и смежных прав Патентный закон Российской Федерации закрепляет следующие права патентообладателя:
· патентообладателю принадлежит исключительное право на использование охраняемой патентом промышленной собственности по своему усмотрению, если это не нарушает право других патентообладателей;
· патентообладатель может уступить патент другому лицу по договору, регистрируемому в Роспатенте;
· патент и право на его получение переходят по наследству;
· если патентообладатель не может использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, не нарушая при этом права другого патентообладателя, то он вправе требовать от него заключения лицензионного договора;
· патентообладатель может требовать от нарушающих патент прекращения использования соответствующего объекта промышленной собственности.
Споры, связанные с патентованием, рассматривают суды — арбитражные и третейские. Уголовную ответственность по действующему законодательству РФ влекут присвоение авторства, принуждение к соавторству, незаконное разглашение сведений об объекте промышленной собственности. За нарушение изобретательских и патентных прав применяется уголовная ответственность от штрафов до лишения свободы сроком до пяти лет. Уголовно наказуемым в Российской Федерации является также незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
Учет внешних факторов при построении системы защиты информации
Проблема конфиденциальности информации для юридических лиц тесно связана с PR-практикой. Ведь конкуренты могут создать кризисную ситуацию вокруг предприятия, воспользовавшись конфиденциальной информацией. Службам по охране коммерческой тайны рекомендуется следить за публикациями работников компании в открытой печати и при необходимости проводить предварительную экспертизу этих публикаций. Целесообразно также анализировать рекламные материалы, информацию, распространяемую или предназначенную для распространения на презентациях, выставках, конференциях, биржах и т.п.
В некоторых случаях рекомендуется использовать принцип дробления информации между отдельными работниками, что позволяет создать определенные трудности конкурентам в целенаправленном сборе такой информации и приводит к заметному снижению потерь предприятия.
Для предотвращения утечки информации и раскрытия коммерческой тайны через работников государственных органов управления и контроля (прежде всего работников статистической службы, антимонопольных органов, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и других инспекций) руководитель предприятия должен знать их реальные права и предоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения их служебных функций, а не любую, которую они потребуют.
Руководителям предприятий и организаций необходимо также знать и соблюдать порядок обжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц и работников правоохранительных органов, механизм возмещения материального и морального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.
Формирование новых информационных и хозяйственных связей предприятий (организаций) в процессе развития рыночных отношений приводит к возникновению проблемы взаимной защиты коммерческой тайны торговых партнеров. В практике работы зарубежных фирм предусмотрено заключение специальных договоров о взаимной защите информации, переданной друг другу в ходе делового сотрудничества. Для увязки интересов продавца, не желающего сообщать какую-либо информацию о товаре до подписания контракта на поставку, с интересами покупателя, не желающего приобретать товар, полная информация о котором пока отсутствует, практикуется применение так называемого опционного соглашения: покупатель за определенную плату и на условиях конфиденциальности приобретает дополнительную информацию о товаре, в состав которой могут входить сведения, содержащие коммерческую тайну.
Правовые основы защиты интеллектуальной собственности
Защита коммерческой тайны при установлении и поддержании информационных взаимосвязей с различными категориями общественности является частью общей проблемы защиты интеллектуальной собственности. Гражданским кодексом РФ (Часть I, ст. 138) определено: «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя».
Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право использования изобретения, является патент, действующий в течение 20 лет (с даты поступления заявки в Роспатент). Документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право использования полезной модели, является свидетельство, действующее в течение пяти лет (с даты поступления заявки в Роспатент). Документом, удостоверяющим приоритет, авторство и исключительное право использования промышленного образца, является патент, действующий в течение 10 лет (с даты поступления заявки в Роспатент).
Авторами объекта промышленной собственности могут быть как отдельное физическое лицо, так и несколько физических лиц. В последнем случае порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними. Патентообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Патент или свидетельство по действующему российскому законодательству выдается:
• автору (или группе авторов);
• любым лицам, указанным автором в заявке на выдачу патента или свидетельства, а также их правопреемникам;
• работодателю при создании автором объекта промышленной собственности в связи с выполнением им своих служебных обязанностей (если иное не предусмотрено договором с автором);
• Федеральному фонду изобретений России (в случае приобретения им прав патентодателя на договорной основе).
Правительство Российской Федерации имеет право в интересах национальной безопасности разрешить использование объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации.
Ответственность за незаконное получение и использование конфиденциальной информации
Несмотря на то, что 90% информации о конкурентах можно получить вполне легальными путями, факты нарушения законов в этой части случаются. Гражданский кодексРФ (Часть I, ст. 139, п. 2), Уголовный кодекс РФ предусматривают определенные наказания за разглашение, незаконное получение конфиденциальной информации, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 183) предусмотрено, что собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также незаконное разглашение или использование сведений без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются лишением свободы на срок до трех лет.
Современное российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и использование информации при установлении и поддержании связей с различными категориями общественности с помощью традиционных средств коммуникации (переписка, телефон, телеграф). Уголовно наказуемыми действиями являются также сокрытие официальной информации путем похищения или повреждения документов, штампов, печатей.