Потребности

Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому по­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

Потребности человека:

биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.)

социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.)

духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

По Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по­требностей. Маслоу отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе

и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Интересэто такая осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность.

Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенного рода деятельнос­ти.

Качественный уровень развития способностей вы­ражается понятиями таланта и гениальности. Талан­том называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельнос­ти, отличающийся новизной, высоким совершенст­вом и общественной значимостью. Гениальностьвысшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: