Гособоронзаказ и требования современности

Анализ гособоронзаказа в очередной раз показал обществу, что не все в нашем военном ведомстве ладно с обычной житейской логикой и отвечает национальным интересам. Сомнительно, что из четырех приоритетных направлений, поставленных президентом перед военными людьми на 2006 год, - формирование оптимального состава Вооруженных сил, модернизация войск, развитие военной науки и образования, решение социальных вопросов - хотя бы одно будет выполнено. Почему? Либо из-за некомпетентности (это мягкий вариант), либо по причине преднамеренного введения общества в заблуждение, если такие показатели государственного бюджета пролоббированы заинтересованными структурами.

Большие сомнения вызывают планы по выполнению второго направления – модернизации войск. За парадными расчетами о том, что в 2006 году для армии будут закуплены 6 межконтинентальных ракет, 6 космических аппаратов, 12 ракет-носителей, 31 танк Т-90 (один батальонный комплект), 125 бронетранспортеров (4 батальонных комплекта), 3770 автомобилей, 9 самолетов (в том числе Ту-160) и модернизированы 139 танков, 125 орудий, 104 самолета, 52 вертолета - скрыто второе дно, о котором умалчивают либо по незнанию, либо специально, вводя общество в заблуждение.

Речь идет о перевооружении батальонными комплектами, поданном как достижение нынешнего руководства Минобороны. На самом деле, это не так. В советские времена была рассчитана и проверена практикой методика переведения частей и подразделений различных родов войск и служб на новое вооружение. Ее аксиомой было – замену вооружения производить только полковыми комплектами. Не останавливаясь на авиации и флоте, рассмотрим на примере танкового или мотострелкового полка. Только за последние четыре года было закуплено для Сухопутных войск танков: в 2003 году - 80 Т90С; в 2004 году – 31 танк, в 2005 – 17 танков Т90; на 2006 запланировано – 31 танк Т-90. Основу танковых войск в России в настоящее время составляют танки Т-72 в количестве 6000 штук и Т-80 – около 5000.(1) На хранении 4000 Т-64, 8000 Т-62, 10 000 Т54/Т-55 (2) Всего 35 различных модификаций практически одной старой машины –Т-64. Дело в том, что в танковый полк на Т-80 невозможно добавить один батальон на Т-90. У них разные двигатели: у одного газотурбинный трехвальный, у другого 12-цилиндровый с турбонаддувом. Разные маршевые скорости (Т-80 -70 км/час, Т-90- 60км/час). Разные преодолеваемые глубины брода. Разное встроенное оборудование. Есть разница в обслуживании, а обучение стрельбе и вождению требует различных методик.

В таком полку вместо одной группы учебно-боевых танков должно быть две. Вдвое увеличивается количество запасных частей и агрегатов. Если по весу Т-90 (46,5 тонны) как-то совместим с Т-72 и Т-80, то с Т-62 (37,5 тонны) и Т-55 (36.5 тонны) они несовместимы на трассах танкодрома. Поэтому вождение танков различного веса по одной трассе опасно для жизни. Планирование боевого применения, обучения и эксплуатации полка, на вооружении которого стоят разнотипные танки, чрезвычайно затруднено. Мне три года пришлось командовать батальоном в ГСВГ после перевооружения на БМП (кстати, перевооружались полком). Когда мы попытались водить на трассах танкового полка, то трех человек отправили в госпиталь с травмами позвоночника, поскольку из-за разности в весе боевых машин они перелетали дальше ям, выбитых танками, и торсионные валы, которые должны гасить удары, не выдерживали. После этого полк построил собственный машинодром. Видимо, поэтому импортер российского вооружения Индия закупила в 2004 году одновременно танковый дивизионный комплект - 300 танков Т-90.

Заявления Сергея Иванова о закупке техники батальонными комплектами не выдерживает критики, такое перевооружение даст нулевой эффект и лишний раз показывает некомпетентность руководства Министерства обороны.

Если говорить о стоимостном выражении программы перевооружения, то Т-90 стоит около 30 миллионов. Затраты на модернизацию танка, как показывает мировая статистика, могут составить до 60% стоимости новой машины такого класса. И модернизированный танк примерно обойдется в 18 миллионов. Вот тут-то и лукавство нашего славного Министерства обороны. По большому счету, модернизация Т-72 в вариант Т-72М1 представляет собой бесполезную работу. Она ничего не дает по повышению огневой мощи и защите. Боезапас 125-мм танковой пушки практически устарел. Усиление верхней лобовой детали корпуса 16-мм броневым листом, а также использование песчаных стержней в качестве наполнителя в броневой конструкции башни практически не спасает Т-72М1 от современных противотанковых средств. Модернизация в 2006 году 139 танков нужна Министерству обороны только для имитации процесса активной деятельности с большими затратами для государства и выгодой для ремонтных заводов Министерства обороны, где почему-то (а вовсе не на танковых заводах ВПК) проводится модернизация. Самолетный и автомобильный парк тоже модернизируется на заводах, принадлежащих Министерству обороны.

Естественно, финансирование проходит мимо предприятий ВПК, оно непрозрачно и слабо контролируемо. По предварительным расчетам, на это заложено 2,5 млрд. Нынешняя Россия наступает на грабли модернизации, повторяя неудачный проект СССР. С 1981 по 1985 годы было модернизировано 2985 танков Т-55 до уровня Т-55АД и Т-62 - до уровня Т-64. Были затрачены колоссальные ресурсы на модернизацию устаревших машин, а в это же время США и ФРГ притупили к замене своих старых марок танками М1 “Генерал Абрамс” и “Леопард ”. Все затраты на модернизацию не привели к повышению боевых характеристик старой машины. Это же повторяется и сейчас Главным автобронетанковым управлением.

Распродавать есть что. По данным Министерства обороны, до 2005 года высвободилось: 150 атомных подводных лодок, 90 дизельных подводных лодок, 600 надводных кораблей, 2000 самолетов и вертолетов. 8000 танков, 1 000 000 автоматов, винтовок и пистолетов, 1500 радиолокационных станций. На военных базах ожидают утилизации 33000 вагонов боеприпасов и ракет.

А самое интересное, что даже Счетная палата совместно с заместителем Администрации Президента Игорем Шуваловым не может найти одного, единого органа и лично ответственного должностного лица за внешнеэкономическую деятельность в Вооруженных силах. Поэтому пока эта масса вооружения не будет модернизирована и распродана по бросовым ценам, российская армия будет получать каждый год по одному танковому батальону, и это будет подаваться как достижение Министерства обороны.

Причиной этому - явное затягивание принятия Государственной Думой ряда нормативных актов в соответствии с законом “О приватизации”, которые могли бы регламентировать запрещение силовым структурам исполнения несвойственных им функций продавцов федеральной собственности. Пока же указания Верховного главнокомандующего армейскому руководству останутся благими пожеланиями, а перевооружение батальонами и эскадрильями даст только пиар-эффект и иллюзию по созданию современной армии.

Военно-техническое сотрудничество России и стран СНГ.

С момента распада СССР сотрудничество в военной области стран – членов Содружество независимых государств не прекращалось. В какие то годы оно было более тесным, в какие то годы менее, но решение проблем связанных с наследием военной мощи бывшей советской империи и будущем сохранится как под влиянием фактора создания антитеррористической коалиции и борьбы с международным терроризмом, так и помимо него. Одной из главных причин сохранения тесного военно-технического сотрудничества между странами СНГ связанны с проблемами становления государственности и поддержания боевой готовности своих вооруженных сил.. Естественно, что соседи, какими являются страны СНГ стараются обеспечить себе дополнительные гарантии военной безопасности.В производстве военной техники в СССР участвовали около 7000 предприятий, около 1000[i] из них находились вне границ РСФСР. Современной России, таким образом, досталось около 80% производственных мощностей ВПК Союза. Но уровень специализации был настолько велик, что и сейчас около половины позиций, включенных в государственный оборонный заказ России, производится с участием предприятий СНГ. Оставшиеся горы оружия и военно-промышленный потенциал продолжают быть важным фактором и европейской и трансатлантической политики в области безопасности. К началу 2007 года, по словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаила Дмитриева Россия ведет переговоры по развитию ВТС более чем с 20 странами мира и поддерживает отношения в этой сфере более чем с 82 странами.

Особенностью сотрудничества России в военно-технической области является отношения крупной страны, которой является Россия с небольшими государствами (за исключением Украины, которая также является крупным игроком в региональной и мировой политике). В свою очередь малые государства, не ставя для себя амбициозные планы и не теряя лица, также используют значительные выгоды из этой ситуации. Это позволяет им концентрировать усилия на узких направлениях и использовать различную тактику и в переговорном процессе и в практической деятельности и выгодно обменивать свою «приверженность военно-техническому сотрудничеству с Россией» на конкретные экономические и политические уступки. Примером тому экономические уступки Белоруссии в поставках энергоносителей или политическая поддержка Узбекистана после Андижанских событий. Либо увеличение цены за поставку дешевых энергоносителей тем странам СНГ, кто недружественно настроен к Москве, как это произошло в 2006 году с Грузией, Украиной и Молдовой.

Полностью отказаться от кооперации невозможно по экономическим показателям. Примером тому использование станций предупреждения о ракетном нападении (СПНР) в интересах российской ПРО находящихся на территории Казахстана, Азербайджана, Белоруссии, Украины. Или использование космодрома Байконур, находящегося на территории Казахстана, или авторский надзор за техническим состоянием баллистических ракет шахтного базирования стратегических ядерных сил (СЯС) России украинскими специалистами из Днепропетровска. Но и у стран СНГ примерно такая - же заинтересованность, ведь большая часть конечной военной продукции производится в России. Поскольку альтернативы российской боевой технике на постсоветском пространстве нет, реально военно-техническое сотрудничество выливается в поставках запасных частей, подготовке специалистов, поставке отдельных образцов техники управления войсками на различной экономической основе – по бартеру, со скидками или бесплатно. Не логично совместно производить военную продукции и одновременно соперничать в военной области. Понимание этого фактора продемонстрировали в начале 21 века Белоруссия, Армения, Узбекистан, Украина, подписав ряд соглашений в кооперации по производству новейших вооружений. Однако это не исключает соперничества в торговле вооружением с третьими странами, что и реально происходит у России с Белоруссией, Украиной, Арменией.

У России в последние годы четко просматривается тенденция расширения контактов со странами входящими в ОДКБ и развитие двусторонних отношений с остальными странами на постсоветском пространстве. Здесь у России есть преимущества и перед США и перед ЕС и НАТО. Западные страны готовы выделять средства, но стабильным режимам, где деньге будут строго контролироваться и не будут разворованы. Многие постсоветские страны этого гарантировать не хотят, а возможно и не могут. Россия хороша зная ситуации в соседних странах, должна и находит решения по укреплению военного сотрудничества, которые отвечают ее интересам и интересам соседей. Однако кроме совместного ПВО и договоренностями об упрощении военных пенсий в странах СНГ, в совместной военной деятельности отметить нечего. Так в Белоруссию в 2006 году будут поставлены на перевооружение 115 зенитно- ракетной бригады зенитно – ракетные системы С -300ПС, которые заменят морально устаревшие С-125.

Россия, наряду с Китаем и США, в настоящее время останется одной из стран с развитым ОПК, которая самостоятельно производит и продает практически все системы вооружений, конкурируя в одиночестве. Однако в нескольких международных проектах российский ОПК участвует. Примером тому, участие совместно с Украиной в разработке военно-транспортного самолета Ан-70, совместно с Индией в производстве противокорабельных ракет «БраМос» и создание самолета пятого поколения; соглашение по кооперационной программе между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Роскосмосом по созданию многоразового космического корабля «Клипер», полномасштабный макет которого был представлен на салоне МАКС-2005; соглашение по запуску российских ракет-носителей «Союз» с космодрома Куру во Француской Гвиане; соглашение с Европейским аэрокосмическим концерном (EADS) и Роскосмосом по партнерству в аэрокосмической области.

Особое значение для военно-технического сотрудничества России имеют контракты со странами СНГ, в особенности с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, входящими в ОДКБ. Это позволили сохранить кооперационные связи между оборонно-промышленными комплексами государств, обеспечить вооружением и военной техникой национальные воинские формирования в составе коллективных сил быстрого развертывания на льготных условиях. К настоящему времени в составе коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) в Центрально – Азиатском регионе числятся девять батальонов от России, Казахстана и Киргизии, численность которых превышает 3.5 тысячи человек.

С остальными странами в основном развивается двустороннее сотрудничество.По инициативе «Рособоронэкспорта» созданы Координационный центр по ВТС с государственной компанией «Укрспецэкспорт», российско-белорусский центр сервисного обслуживания, модернизации и ремонта вооружения и военной техники ПВО «Оборонпромсервис». Конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с белорусским спецэкспортером ЗАО «Белтехэкспорт» позволило выйти с проектами модернизации вооружения и военной техники отечественного производства на рынки ряда стран, в том числе Индии и ОАЭ.

Белоруссией. Стратегически важным для обеспечения национальной безопасности России является сотрудничество с Белоруссией. «Безопасность Калининграда обеспечить будет просто невозможно ни в теории, ни на практике. Кстати, белорусский Президент неоднократно подчеркивал ту особую роль, которую РБ играет в решении так называемого «калининградского вопроса» с точки зрения обеспечения энергобезопасности, организации авиарейсов и железнодорожного сообщения с самым западным российским анклавом»[1]. Россия и Белоруссия последовательно укрепляют свое партнерство в военной сфере. Движение к созданию Союзного государства России и Белоруссии, предполагает, что в нем должно быть и единое оборонное пространство. Военное сотрудничество осуществляется на двусторонней основе, как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате Организации Договора о коллективной безопасности. Сотрудничество по вопросам сближения и унификации законодательств Белоруссии и России в военной сфере, совместная военно-научная деятельность, обеспечение функционирования региональной группировки войск, подготовка военных кадров, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, а также в вопросах выполнения международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями - это только часть эффективно реализуемых направлений совместной деятельности военных ведомств двух стран. В рамках обеспечения функционирования региональной группировки войск (РГВ) министерствами обороны Белоруссии и России проводится согласованная работа по созданию механизма обеспечения безопасности Союзного государства, нормативной правовой базы объединенных систем технического и тылового обеспечения, системы управления РГВ. В соответствии с совместной программой «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации на период 1998 - 2008 годы» в российских ВВУЗах прошли обучение военнослужащие Вооруженных Сил Республики Белоруссия. Военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией осуществляется на основе достигнутых соглашений и договоренностей, а также в рамках работы Белорусско-Российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В настоящее время в рамках комиссии подготавливается ряд соглашений, которые позволят создать нормативную правовую базу для более тесной интеграции в военно-технической области. Одним из главных итогов сотрудничества с Российской Федерацией является практическая реализация контракта на поставку ЗРС С-300ПС в Республику Белоруссия. Активно развивается сотрудничество министерств обороны Республики Белоруссия и Российской Федерации в вопросах выполнения обязательств в области контроля над вооружениями. В частности, регулярно проводятся заседания Совместной консультативной группы по вопросам контроля над вооружениями и Межправительственной Белорусско-Российской комиссии по открытому небу.

После вступления в Северо-атлантический альянс Литвы, Латвии и Эстонии, ведется патрулирование воздушного пространства этих самолетами НАТО, поэтому Российской Федерации и Белоруссии необходимо укреплять военное сотрудничество, усилить обороноспособность белорусско-российской региональной группировки войск на границе с новыми членами.

На территории Белоруссии размещены два военных объекта российских ВС - элементы системы ПРО.

РЛС «Волга» (Барановичи) входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Предназначена для обнаружения баллистических ракет и космических объектов на расстоянии до 5000 км. Станция отслеживает объекты в Европе, Северной Атлантике и Норвежском море. Межгосударственное соглашение об аренде было заключено в 1995 г. сроком на 25 лет. Поставлена на боевое дежурство 1 октября 2003 года. Оплата за РЛС «Волга» не взимается. В качестве компенсации Россия регулярно предоставляет Белоруссии информацию о ракетно-космической обстановке Войскам ПВО Белоруссии и возможность проводить боевые стрельбы на полигонах Российской Федерации. Кроме того, российская часть обеспечивает занятость белорусского населения, проживающего рядом с ней.

В результате постановки станции на боевое дежурство на 85% была закрыта брешь, образовавшаяся после закрытия РЛС в Скрунде (Латвия), возобновлен контроль районов патрулирования американских и британских подводных лодок с МБР в Северной Атлантике и Норвежском море. Восстановлено единое радиолокационное поле на западном и северо-западном направлениях, а также повышена эффективность СПРН, которая совместно системой контроля космического пространства и средствами противоракетной обороны обеспечивают Ракетно-космическую оборону.

43-й узел связи ВМФ (Вилейка) — обеспечивает связь на сверхдлинных частотах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов, а также проводит радиотехническую разведку и радиоэлектронную борьбу. Межправительственное соглашение об аренде было также подписано в 1995г. сроком на 25 лет, в нем оговаривается, что узел связи является «российским военным учреждением» и не имеет статуса военной базы. Белоруссия не получает денег за его использование.

Реально достигнутые результаты двустороннего военного сотрудничества свидетельствуют о стабильной и положительной его динамике, взаимной заинтересованности в его дальнейшем расширении и углублении.

Молдавия. В декабре 1991г. Россия и Молдавия заявили о взаимном признании в качестве независимых государств. 6 апреля 1992г. были установлены дипломатические отношения.

19 ноября 2001г. в Москве Президентами России и Молдавии был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдавия.

Ссылаясь на закрепленный в Конституции принцип нейтралитета, Молдавия воздерживается от военного сотрудничества в рамках СНГ. В 1997г. были подписаны межправительственные российско-молдавские соглашения о военном и военно-техническом сотрудничестве между нашими странами, а в 1998г. – Соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам. 21 июня 2000 г. молдавская сторона поставила свою подпись под Решением Совета глав государств о создании Антитеррористического центра государств-участников СНГ. Осуществляется сотрудничество по линии МВД и ФСБ. С конца 2003г. Кишинев, взяв курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, отказывается от политического взаимодействия с Россией и выступает на международной арене с антироссийских позиций, пытаясь в то же время сохранить выгодные для него условия в двустороннем экономическом сотрудничестве. В 2003г. российско-молдавские отношения резко ухудшились после отказа президента Молдавии В.Воронина за несколько часов до подписания от согласованного плана молдавско-приднестровского урегулирования, разработанного с участием РФ. В настоящее время в зоне конфликта контроль за безопасностью осуществляют совместные миротворческие силы в составе контингентов Молдовы, Приднестровья и России, а также военные наблюдатели России, Молдавии, Приднестровья и Украины. В зоне безопасности действует Объединенная Контрольная Комиссия по урегулированию конфликта. «На территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики остается один из крупнейших оружейных складов в Европе в районе населенного пункта Колбасно, принадлежавший бывшей 14-й советской армии. Для вывоза лишь хранящихся здесь боеприпасов понадобилось бы свыше 2500 вагонов. Кроме боеприпасов, здесь хранится свыше 100 танков, около 50 БМП, свыше 100 БТР, свыше 200 зенитно-ракетных комплексов, боевые машины ПТУРС, установки системы залпового огня «Град», артиллерийские орудия, минометы, разведывательные машины, почти 35 тысяч автомобилей, автомобильные шасси, около полутысячи единиц инженерной техники, 130 вагонов инженерного имущества и 1300 тонн инженерных боеприпасов, 30 тысяч автоматов, пулеметов и пистолетов. Россия обязалась вывести оружие с территории ПМР еще до 2001 года по решению Стамбульского совещания ОБСЕ (1999). Однако руководство ПМР считает, что все это имущество принадлежит ПМР, и вывезти его оно не позволит»[2].

Украина. Российская Федерация установила дипломатические отношения с Украиной 14 февраля 1992 года.

Основополагающими документами российско-украинских отношений являются: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 года. Договор об экономическом сотрудничестве на период до 2007 года (от 28 февраля 1998 года), а также три базовых соглашения по Черноморскому флоту Российской Федерации от 28 мая 1997 года.

«В сфере ВПК у двух стран тесные связи, поскольку еще со времен СССР "у нас огромное количество предприятий, производящих продукцию, которую невозможно произвести иначе, кроме как совместно с украинскими предприятиями не в состоянии»[3]. 12 февраля сего года Украина и Россия достигли договоренности содействовать более тесному взаимодействию ФГУП «Рособоронэкспорт» и ГП «Укрспецэкспорт» на рынках третьих стран. Стороны намерены способствовать созданию совместных предприятий по производству, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружений и военной техники. Продолжить создание российско-украинского Центра сервисного обслуживания, ремонта, модернизации и утилизации военной техники противовоздушной обороны и авиации (ЗАО "Спецсервис").

По мнению украинского президента В.Ющенко, у Москвы и Киева есть три главные проблемы: Черноморский флот, вопросы границ и развитие сотрудничества в энергетической сфере.

Военно-морская база Черноморского флота

«После распада СССР между Россией и Украиной возник спор об условиях раздела флота между двумя странами. В 1991-1992 годах власти Украины приняли ряд постановлений о подчинении флота Украине. Начался самозахват судов украинской стороной. В ответ в апреле 1992 года президент РФ Борис Ельцин издал указ о переходе Черноморского флота под юрисдикцию России "с подчинением его главнокомандующему Объединенными вооруженными силами Содружества Независимых Государств".

Летом 1992 года на встрече президентов двух стран было достигнуто соглашение о принципах формирования ВМФ России и ВМС Украины на базе Черноморского флота. Затем в июне 1995 года стороны подписали новый документ, согласно которому России передавалось 81,7%, Украине - 18,3% кораблей и судов. Однако конфликт продолжался, и в октябре 1996 года Госдума России даже приняла специальный закон о прекращении раздела флота.

Окончательно спор был решен 28 мая 1997 года, когда было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота. Этот документ определял статус и условия пребывания Черноморского флота России на территории Украины, параметры деления флота и принципы взаиморасчетов. После этого 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят Андреевский флаг.

Подписанные документы ограничивали численность Черноморского флота России, базирующегося на территории Украины, 388 кораблями и судами и 161 летательным аппаратом. Срок базирования флота на Украине ограничивался 2017 годом. В 2005 году украинские власти предложили пересмотреть соглашения по флоту и заявили, что не намерены продлевать срок его нахождения в Крыму дольше установленного. Украина также потребовала передать ей различные гидрографические объекты флота. Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в $98 млн в год и частично оплачивается поставками российского газа»[4]. 70 % всей инфрастуктуры российского ЧФ находится на территории Крыма. 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии и временно в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов. Обострение отношений между Украиной и Россией было вызвано приходом к власти нового украинского руководства, поставившего своей целью вступление в ЕС и НАТО.

Космические войска РФ в ближайшее время планируют отказаться от всех РЛС, расположенных за рубежом и создать собственную сеть станций контроля космического пространства на территории России. Государственная Дума РФ и Совет Федерации денонсировали российско-украинское межправительственное соглашение "О средствах систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и контроля космического пространства". Оно действовало с 28 февраля 1997 г. и было направлено на предупреждение о ракетном нападении на юго-западном и западном направлениях, что удовлетворяло взаимным интересам двух стран. По соглашению, российская сторона должна была возмещать расходы, связанные с эксплуатацией станций, а украинская – предоставлять соответствующую информацию с РЛС на командный пункт под Москвой. Ежегодная арендная плата за использование объектов составляет $1,5 млн. «Все РЛС - это энергоемкие сложные системы, которые могут вывести из строя любая диверсия. К тому же Россия не может быть до конца уверена в достоверности их показаний. "В Белоруссии, Казахстане работают наши граждане, а на Украине, например, за РЛС отвечает национальное космическое агентство Украины - какая же может быть достоверность", - пояснил командующий Космическими войсками РФ генерал-полковник Владимир Поповкин»[5]. В сложившихся условиях. денонсация соглашения отвечает интересам национальной безопасности Российской Федерации. РЛС «Волга» (Барановича), новейшая РЛС «Воронеж-ДМ» (Армавир) (как ожидается, будет введен в боевой состав в 2010г.), РЛС «Воронеж» (Лехтуси) - эти три объекта в полной мере компенсируют отказ от радаров на территории Украины.

В апреле этого года в Бухаресте прошел саммит НАТО, где обсуждался вопрос о присоединении Украины и Грузии к плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), пока окончательного решения не принято, НАТО вернется к этому вопросу на встрече министров иностранных дел стран-членов в декабре. Появление на границах России североатлантического альянса воспринимается в Москве, как прямая угроза безопасности страны. В случае вступления Украины в НАТО Россия получит основания пересмотреть территориальный статус Крыма. Территориальные споры между двумя странами регулируются договором о Дружбе и сотрудничестве. Статья шестая этого документа гласит, что территория одной страны не может быть использована для угрозы безопасности другой. Если Украина вольется в североатлантический альянс, у российской стороны появится повод для того, чтобы договор был расторгнут. Об этом российские парламентарии заявили в ходе слушаний в Государственной думе, которые были посвящены состоянию отношений Москвы и Киева, а также выполнению обязательств Договора о дружбе. Срок действия этого соглашения истекает ровно через год.

Россия выходит на Южный Кавказ с наиболее уязвимым регионом — Северным Кавказом, где существует межнациональная напряженность, тяжелая социально-экономическая ситуация.

Грузией. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Грузией установлены 1 июля 1992 года. Договорно-правовая база составляет около ста документов, охватывающих основные направления сотрудничества в политической, экономической, военной, культурной и гуманитарной сферах.

Руководство Грузии уже давно строит стратегию национального развития на принципах свертывания российско-грузинских связей, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, прежде всего с НАТО и с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия). В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия на Южном Кавказе через вовлечение Грузии в систему атлантической безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран Содружества. Решение этой задачи осуществляется по нескольким направлениям: продолжается процесс вовлечения Грузии в программу «Партнерство ради мира» (ПРМ), заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно-техническому сотрудничеству Грузии со странами НАТО, сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной безопасности стран Содружества. Межгосударственные политические отношения между Грузией и Россией были заморожены по всем направлениям. Затормозился процесс переговоров по взаимодействию в контртеррористической области и созданию совместного антитеррористического центра.

Коллективные силы по поддержанию мира (Абхазия)

Согласно Указу Президента РФ от 21 июня 1994 года миротворческие силы Российской Федерации дислоцированы в зоне грузино-абхазского конфликта. Этот день считается днем образования КСПМ СНГ. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в условиях кризиса в стране и почти полного развала ее армии согласился вступить в СНГ, обратился к РФ за помощью и в мае 1994 года подписал с Абхазией соглашение о прекращении огня.

Основу миротворческого контингента РФ составил уже находившийся в Абхазии 10-й отдельный парашютно-десантный полк, переброшенный сюда для эвакуации российских граждан и охраны военных объектов в республике.
Российские военные в республике неоднократно вступали в боестолкновения с бандформированиями, подвергались обстрелам. Абхазо-грузинский конфликт регулярно обостряется. В последние годы грузинские власти неоднократно требовали вывода российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии, заявляя, что они способствуют укреплению сепаратистских режимов и мешают восстановлению порядка в регионе.
За время осуществления миротворческой операции в зоне конфликта погибло около 100 российских военнослужащих.
В настоящее время в состав коллективных сил по поддержанию мира в Абхазии входят три мотострелковых батальона, отдельная минометная батарея, инженерные части и подразделения обслуживания. Они оснащены более чем 100 бронемашинами разных типов и четырьмя вертолетами.
Командующий силами — генерал-лейтенант Сергей Чабан. Численность личного состава — около 1600 человек.

Миротворческие силы несут повседневную службу на наблюдательных постах и контрольно-пропускных пунктах, круглосуточно осуществляют мобильными группами патрулирование подконтрольных территорий, проводят наземный и воздушный мониторинг Кодорского ущелья. Свою деятельность российские миротворцы осуществляют в двух зонах безопасности - «Север» и «Юг».

В настоящее время в состав коллективных сил по поддержанию мира в Абхазии входят три мотострелковых батальона, отдельная минометная батарея, инженерные части и подразделения обслуживания. Они оснащены более чем 100 бронемашинами разных типов и четырьмя вертолетами.

Российский батальон в составе смешанных сил по поддержанию мира
(Южная Осетия)

Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта выполнено лишь частично. 9 июля 1992 года в зону конфликта были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и североосетинского батальонов (последний финансируется Правительством Российской Федерации). Прекратились вооруженные столкновения. Была создана Смешанная контрольная комиссия.

Ситуация в непризнанных республиках регулярно обостряется. В последние годы неоднократно, Заявляя, что российское присутствие способствуют укреплению сепаратистских режимов и мешают восстановлению порядка в регионе,. грузинские власти продолжают требовать вывода российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии и настаивать на отправке в зону конфликта наблюдателей от международных организаций, где Россия не обладает правом вето.

Азербайджан. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Азербайджаном были установлены 4 апреля 1992г.

Серьезный отпечаток на внешнеполитический курс Азербайджана накладывает карабахский конфликт и связанные с ним последствия: утрата территорий и проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Правительство Эльчибея, пришедшее к власти в 1992г., проводило политику дистанцирования от России, выступало против вхождения Азербайджана в СНГ. Одновременно ставилась цель установить как можно более тесные связи с западными странами, особенно с Турцией. В Азербайджане росли антироссийские настроения в связи с обвинением Москвы в поддержке Армении в Карабахском конфликте. После прихода к власти Гейдара Алиева в 1993г. Азербайджан, казалось бы, кардинально изменил свою внешнеполитическую ориентацию. 26 сентября 1993г. Азербайджан стал членом СНГ. В России в первой половине 90-х годов разработке стратегии сотрудничества с новыми независимыми государствами – бывшими советскими республикам, в том числе с Азербайджаном, также не уделялось должного внимания. Важными событиями этого периода в значительной мере определившие российско-азербайджанские отношения на многие годы, явились вывод всех российских войск (в том числе пограничных) из Азербайджана в 1993г. и достижение при посредничестве России соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном в 1994г. Крайне болезненная реакция как официального Баку, так и азербайджанского общественного мнения на любое сотрудничество в военной сфере между Россией и Арменией, остается неизменной и сегодня, когда перевод части военной техники из Грузии на российские военные базы в Армении воспринимается в Баку как свидетельство "неискренности" Москвы по отношению к Азербайджану и ее "необъективности в карабахском вопросе". При этом Азербайджан продолжает отказываться от военно-технического сотрудничества с Россией. 3 июля 1997г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между РФ и АР. Этот договор занимает центральное место в правовой основе российско-азербайджанских отношений, тем не менее, подписание этого договора не было результатом улучшения российско-азербайджанских отношений, и оно не привело к какому-либо улучшению этих отношений. В 1997г. Азербайджан стал одним из учредителей ГУАМ. Сплачивающими факторами этого объединения являются стремление добиться полной экономической независимости от России, особенно в части транспортировки энергоресурсов, а также решить проблемы внутреннего сепаратизма. Действия ГУАМ сопровождаются активной антироссийской риторикой. Улучшение отношений произошло в 2000-2001гг. В ходе первого визита Президента РФ В. Путина в Азербайджан в январе 2001г. были подписаны такие важные документы как Бакинская декларация, Заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море. В Московской декларации, подписанной 6 февраля 2004г. в ходе визита И. Алиева в Москву также говорится о том, что РФ и АР «будут укреплять двусторонние военное и военно-техническое сотрудничество, отвечающее интересам обеспечения безопасности двух стран, но не направленное против третьих стран и не противоречащее международным обязательствам России и Азербайджана». «Понятно, что упоминание о “третьих странах“ было явным реверансом Москвы в сторону Армении. Далее в декларации содержалось очень важное положение о том, что стороны не будут участвовать в каких-либо действиях или мероприятиях военного, экономического и финансового характера, в том числе через третьи страны, направленные против другой стороны, и не будут допускать, чтобы ее территория использовалась в целях агрессии или иных насильственных действий против другой стороны. Фактически это означало, что Россия берет на себя обязательство не использовать свои военные базы в Армении против Азербайджана в случае перехода нагорно-карабахского конфликта в военную стадию и не участвовать в этом случае в экономической блокаде Азербайджана. Азербайджан же брал на себя обязательства не размещать на своей территории военные базы США или НАТО, в отношении чего Москва неоднократно выражала свое беспокойство»[6].

27 февраля 2003г. в Баку подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. На регулярной основе осуществляется обмен визитами руководителей оборонных ведомств обеих стран. 23-25 января 2006г. в Баку находился Заместитель Председателя Правительства, Министр обороны Российской Федерации С.Б.Иванов. В мае 2006г. в Баку состоялось I заседание Российско-Азербайджанской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Однако «между Москвой и Баку есть серьезные расхождения по вопросу о российско-армянском стратегическом партнерстве»[7]. В 1994-1996гг. Россия поставила в Армению вооружение и военную технику на сумму, превышающую один млрд. долларов. «Неучастие Азербайджана в ОДКБ, членство в ГУАМ и активное сотрудничество с НАТО и США во многом и диктуется пророссийской ориентацией Армении. В военном присутствии РФ в Армении (особенно после вывода российских частей из Грузии и их передислокации в соседнюю республику) лидеры Азербайджана видят опасность эскалации армяно-азербайджанского противостояния»[8]. 25 января 2002г. подписано Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о статусе, принципах и условиях использования Габалинской радиолокационной станции (РЛС “Дарьял”). Отдельный радиотехнический узел (РО-7, объект 754)
Габала (Габала-2, Ляки)
Узел представляет собой стационарную радиолокационную станцию типа "Дарьял", входящую в систему предупреждения о ракетном нападении. Ее строительство велось с 1976 по 1987 год. На боевое дежурство узел заступил в 1985 году.
Станция рассчитана на отслеживание стартов баллистических ракет в Азии и акватории Индийского океана, а также на контроль за космическими объектами в южном секторе на дальности до 6000 км.
После распада СССР объект долгое время использовался российскими военными без какого-либо юридического оформления его статуса. Азербайджанские власти неоднократно требовали погасить задолженность за использование РЛС, угрожая снять "Дарьял" с боевого дежурства.
В итоге 25 января 2002 года подписано соглашение об условиях использования Россией Габалинской РЛС "Дарьял". Станция получила статус информационно-аналитического центра и декларирована как собственность Азербайджана. РФ пообещала платить за аренду $7 млн в год (первоначально азербайджанская сторона называла сумму в $20-30 млн) и возместить Азербайджану затраты в размере $31 млн, связанные с использованием РЛС в 1997-2001 годах. Россия обязалась использовать РЛС только в информационно-аналитических целях, а также делиться с Азербайджаном частью полученной информации. Срок соглашения — 10 лет. Станция занимает около 210 гектаров и около 30 гектаров — мусорная свалка при ней. Еще 400 гектаров леса было вырублено при прокладке высоковольтных линий для обслуживания станции. Подземный уровень вод якобы резко упал после того как было пробурено 16 артезианских скважин для подачи воды в систему охлаждения электронного оборудования станции. Каждый час работы системы охлаждения станции требует около 300—400 кубометров воды, после чего вода без всякой очистки сбрасывается в реку. Из-за падения грунтовых вод окрестные леса стали гибнуть. Многие породы рыб в реке исчезли. Местное население продолжает использовать воду из реки
Решение России выйти из соглашения с Украиной по средствам СПРН «Днепр» побудило азербайджанские власти задуматься о судьбе Габалинской РЛС. По словам заместителя главы МИД Азербайджана Араза Азимова в случае, если Азербайджан и Россия в 2012 году не продлят срок действия соглашения об аренде станции, тогда могут быть рассмотрены различные варианты (США, Турция). В середине 2007 года российский президент Владимир Путин с согласия властей Азербайджана предложил США совместно использовать Габалинскую РЛС для совместного мониторинга ракетоопасного направления со стороны государств Ближнего и Среднего Востока. Но при одном условии: если Вашингтон откажется от размещения элементов третьего позиционного района своей противоракетной обороны в Восточной Европе – Чехии и Польше. Однако, по всей видимости, США не откажутся от реализации своих планов, зато Вашингтон не раз заявлял о желании установить высокочастотный радар Х-диапазона на территории Грузии и Турции. Он способен наводить противоракету на цель, чего не может делать российская станция в Габале. Поэтому его размещение в Грузии или Турции выглядит для Америки вполне логичным. Все это вынуждает Россию строить новые СПРН на своей территории. Если они будут развернуты до 2012г., то вполне возможно, что срок аренды Габалинской РЛС не будет продлен. Сделано это будет как минимум по двум причинам. Практически станция выработала свой ресурс и, можно сказать, не совсем отвечает современным требованиям. Ко всему средства, выделяемые в качестве аренды, а также на поддержку функционирования объекта, можно перенаправить на развертывание более совершенных станций. Такой исход беспокоит Баку, и он хочет определиться, что делать с Габалинской РЛС в ближайшей перспективе.

Пограничное сотрудничество остается важным компонентом наших связей, с учетом общей ситуации на Кавказе и исходя из задач борьбы против международного терроризма. Поддерживаются регулярные контакты по линии погранведомств России и Азербайджана. 25 января 2002г. подписано Межправительственное соглашение о деятельности пограничных представителей. В стадии согласования находится соглашение об открытии официальных представительств погранведомств на территориях обеих стран.

Армения. Дипломатические отношения установлены между Россией и Арменией были установлены 3 апреля 1992 г. «Совпадение геополитических интересов двух государств и в новых условиях вывели Россию и Армению на уровень стратегического партнерства и союзнических отношений, которые поступательно развиваются. Москва и Ереван активно сотрудничают в решении международных проблем, стремятся к налаживанию регионального взаимодействия на Кавказе.

Правовая база связей в политической, экономической и гуманитарной областях, сфере безопасности составляет более 160 международно-договорных документов, включая основополагающие межгосударственные Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 г. и Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве до 2010 г. от 15 сентября 2001 г. Перспективные направления совместной деятельности определены в подписанной 26 сентября 2000 г. Декларации о союзническом взаимодействии между Россией и Арменией, ориентированном в 21 век. В 2000-2004 гг. состоялись официальные визиты Президента Армении Р.С.Кочаряна в Москву (дважды) и Президента России В.В.Путина в Ереван. Важная веха российско-армянского взаимодействия - проведение в 2005 г. Года России в Армении и в 2006 г. Года

102-я военная база
Гюмри (Ленинакан), Ереван
Сформирована на базе 127-й мотострелковой дивизии 7-й гвардейской общевойсковой армии Закавказского военного округа (дивизия дислоцировалась в Армении с 1953 года).
Преобразована в военную базу 1 сентября 1994 года, однако договор о размещении российской военной базы в Армении подписан лишь 16 марта 1995 года сроком на 25 лет. 27 сентября 1996 года появилось соответствующее межправительственное соглашение. Арендная плата за базу в Гюмри не взимается, Армения обеспечивает ее необходимыми видами коммунально-бытовых услуг.
Задачи группировки российских войск в Армении — прикрытие южного фланга РФ и обеспечение защиты Армении как участника Договора о коллективной безопасности.
В состав 102-й военной базы входят три мотострелковых полка (123-й в Ереване, 124-й и 128-й в Гюмри), 992-й артиллерийский полк, 988-й зенитный ракетный полк (оба в Гюмри), 116-й отдельный танковый батальон. Кроме того, в составе группировки — подразделения боевого обеспечения. В состав российской группировки в Армении также входят 3624-я авиабаза (Эребуни, 18 истребителей МиГ-29) и 700-й пункт наведения авиации.
На вооружении 102-й базы до 100 танков, около 300 бронемашин, артиллерийские системы и зенитно-ракетные комплексы разных типов.
Командир базы — генерал-майор Андрей Холзаков. Численность личного состава — около 4000 человек. База подчиняется командованию группы российских войск в Закавказье.
Армении в России»[9].

. Именно на территорию Армении передислоцируется военная техника, выводимая с российской военной базы в Ахалкалаки (Грузия). Сформирована объединенная российско-армянская войсковая группировка. Пограничная группа ФСБ России в Армении совместно с армянскими пограничниками несет охрану границ республики с Турцией и Ираном. Ведутся совместные действия по реализации проекта создания в Армении Центра космического мониторинга.

Армяно-российское военное сотрудничество решает ряд задач безопасности:

- обеспечивает вооружение, военно-техническое оснащение и подготовку офицерских кадров ВС Армении,

- содействует обеспечению военной безопасности Армении и баланса сил в регионе,

Армяно-российское военное сотрудничество развивается в трех основных направлениях:

- Коалиционные группировки,

- Объединенная система ПВО,

- Сотрудничество в рамках ОДКБ.

Участие в ДКБ «позволяет Армении закупать российское оружие и вооружение по цене, которая гораздо ниже мировых. Кроме того, армянские граждане обучаются в российских военных академиях и училищах, а также участвуют в совместных с Россией учениях. То есть налицо достаточно мощный оборонный потенциал Армении и высокий уровень подготовки армянской армии".[10] Власти Армении считают «российско-армянское военное сотрудничество составляющей национальной безопасности республики» и что, «российское военное присутствие в регионе способствует спокойной обстановке в регионе»[11].

Казахстан.« В настоящее время одним из клю­чевых центров обеспечения безопасности на постсоветском пространстве является Центрально-азиатский регион СНГ. Современная Центральная Азия крайне неоднородна в политическом, социальном и эко­номическом отноше­ниях, что во многом затрудняет процесс обеспечения ее региональной стабильности»[12]. Причины сохраняющейся конфликтности в Центрально-азиатском регионе связаны с проблемой неурегулированности отдельных границ, использованием водных и энергетических ресурсов, территориальными претензиями, этническими противоречиями. Эпицентр конфликтности расположен в Ферганской долине, объединяющей границы Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Особенно сложными остаются узбекско-таджикские и узбекско-киргизские отношения. «Другой дестабилизирующий фактор – столкновение и пере­сечение региональных интересов с интересами таких мощных держав, как США и Китай, а также некоторых стран Ближнего и Среднего Востока»[13].

«Несомненно, в США начали осознавать необходимость срочных мер по восстановлению и усилению собственного присутствия в регионе. Катастрофическая потеря Узбекистана ослабила позиции Вашингтона в Центральной Азии. Белому дому необходима замена Ташкента, помахавшего ему ручкой. А наиболее желанный для всех партнер в регионе - Казахстан - продолжает вести тонкую игру, основывающуюся на внешнеполитическом лавировании. К тому же у Америки не все ладится, как бы хотелось, и в Прикаспийском регионе, составной и неотъемлемой частью которого является все тот же Казахстан. Россию, понятно, настораживает тот факт, что Астана ведет многовекторную политику, одинаково успешно сотрудничая как с Москвой, так с Китаем и США, хотя и без особого сближения с последними, опираясь больше на экономические отношения, нежели на политические»[14]. Эксперты говорят «о создании для Казахстана "эшелонированной системы безопасности". Ее первый круг – это сотрудничество в рамках ОДКБ, далее – ШОС, затем взаимодействие в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и, наконец, интенсивное партнерство с США и другими странами НАТО. А нахождение только лишь в одном военном блоке или оборонительном союзе, наподобие Варшавского договора, в современном мире для Казахстана – ошибка. Дружить нужно со всеми, может быть, тогда и воевать не придется»[15].

Для России Казахстан представляет одно из приоритетных направлений ее внешней политики в ближнем зарубежье, что обусловлено рядом геополитических, экономических и военных факторов. Казахстан имеет общую границу с Российской Федерацией на протяжении 6400 км. Через территорию Казахстана проходят наземные коммуникации, соединяющие Россию с Центрально-азиатскими республиками, а также с Китаем. Основой отношений России с Казахстаном являются договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. и Договор о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 г., соглашения об аренде Россией казахстанских полигонов, о статусе российских воинских формирований, находящихся на территории Республики Казахстан.

На территории Казахстана расположены следующие российские военные объекты:

«Отдельный радиотехнический узел "Балхаш-9" (объект 1291, ОС-2) (Гульшад, Сары-Шаган, Приозерск, РЛС СПРН и СККП "Днестр" и две РЛС "Днепр"). По межправительственному соглашению от 14 декабря 1994 года узел "Балхаш" является собственностью Республики Казахстан и предоставляется в пользование Российской Федерации сроком на 10 лет с последующим продлением.

В середине 60-х в районе Балхаша была построена стационарная РЛС первого поколения "Днестр". В 70-е годы к ней добавились две радиолокационные станции "Днепр" и командно-вычислительный центр, входящие в систему предупреждения о ракетном нападении. В середине 70-х годов принято решение построить здесь же более современную станцию типа "Дарьял-У". Ее возведение началось в 80-х годах. В 1990 году строительство готовой на 95% станции было заморожено. В январе 2003 года полуразграбленные сооружения новейшей РЛС были переданы Казахстану, в сентябре 2004 года приемник станции сгорел.
Сохранившийся отдельный радиотехнический узел с одной РЛС "Днестр" и двумя РЛС "Днепр" отвечает за обнаружение баллистических ракет и космических объектов в Азии. Он способен отслеживать цели на дальности порядка 3000 км.
По межправительственному соглашению от 14 декабря 1994 года узел "Балхаш" является собственностью Республики Казахстан и предоставляется в пользование Российской Федерации сроком на 10 лет с последующим продлением.
Командир узла — полковник Виктор Тимошенко. РЛС входит в состав 3-й отдельной армии ракетно-космической обороны космических войск России.

Объекты 4-го Государственного центрального межвидового полигона в Казахстане.

В октябре 1996 года был подписан ряд межправительственных договоров об аренде полигонов, предполагавших частичную оплату за счет поставок Казахстану оружия, а также ремонта военной техники и подготовки казахстанских военнослужащих в военно-учебных заведениях РФ. Тогда же был урегулирован вопрос о компенсациях за использование Россией полигонов в первой половине 90-х годов. 25 ноября 2005 года подписано специальное межправительственное соглашение об урегулировании финансовых вопросов, касающихся оплаты арендуемых Россией полигонов. Стороны перешли на денежные расчеты вместо принятой ранее системы бартерных сделок. Тогда же Россия согласилась погасить долг за полигоны в $135,73 млн.

В апреле 2006 года система российских полигонов в Казахстане была реформирована - все они вошли в состав 4-го Государственного центрального межвидового полигона, штаб которого расположен в Капустином Яру в Астраханской области. В состав межвидового полигона вошли следующие структуры, расположенные на территории Казахстана»[16]:

1. В Приозерске (10-й Государственный испытательный полигон "Сары-Шаган") дислоцируется отдельный радиотехнический узел Космических войск. Предназначен для контроля космического пространства, испытания элементов системы предупреждения о ракетном нападении, противовоздушной и противоракетной обороны, а также баллистических ракет. Арендная плата с 2005 года - $18,932 млн в год. Помимо решения задач отработки и испытаний средств ПРО, полигон Сары-Шаган обеспечивает испытания отечественных баллистических ракет в интересах Ракетных войск стратегического назначения и ВМФ. В этих целях создана специально оборудованная трасса Капустин Яр - Сары-Шаган, по которой возможен пуск баллистических ракет с реальным боевым оснащением по преодолению средств ПРО. На конечном участке трассы (полигон Сары-Шаган) располагается измерительный комплекс, аналогов которому в России не существует, обеспечивающий измерения всех характеристик испытываемых боевых блоков.

2. 5580-я база обеспечения испытательных работ (полигон "Эмба", 11-й Государственный испытательный полигон). Расположена на территории Актюбинской области. Предназначена для проведения научно-исследовательских работ и испытаний опытных и серийных образцов вооружения и военной техники войсковой ПВО. Полигон также используется как боевое поле для падения отделяющихся частей при испытании отечественных баллистических ракет в интересах Ракетных войск стратегического назначения и ВМФ. Арендная плата с 1996 года составляла $4,694 млн, с 2005 года - $718 тыс.

3. Объекты 4-го Государственного центрального полигона (Западно-Казахстанская область) - 20-я отдельная испытательная станция и 2 измерительных пункта (ИП-8 и ИП-16). Эти структуры отвечают за проведение летных испытаний образцов вооружений. Арендная плата за объекты 4-го полигона с 1996 года составляла $1,022 млн, с 2005 года - $682 тыс. В российско-казахстанском соглашении важное внимание уделяется экологическим проблемам. На земельных участках, используемых полигоном, запрещаются утилизация и захоронение радиоактивных, ядовитых веществ и другой продукции, представляющей опасность для здоровья людей, растительного и животного мира. Российская сторона обязуется не производить геологической разведки, разработки полезных ископаемых.

929-й Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) министерства обороны РФ им. В.П. Чкалова расположен в Астраханской области, однако многие его объекты и боевые поля - в Казахстане. Предназначен для использования объединенных в единый полигонно-измерительный комплекс объектов и боевых полей, которые обеспечивают летные испытания образцов авиационной техники и вооружения, проведение боевой подготовки строевых частей Военно-воздушных сил и авиации Военно-морского флота, а также участвуют в проведении других летных испытаний образцов вооружения Вооруженных Сил РФ. Арендная плата составляет $4,454 млн.

171-я авиационная комендатура (Караганда)

В декабре 1975 года была сформирована 169-я отдельная рота аэродромно-технического обеспечения с местом дислокации в Караганде Казахской ССР. В ее задачи входило тыловое обеспечение и управление поисково-эвакуационными работами при запусках и посадках космических аппаратов с космодрома Байконур.

После распада СССР, в сентябре 1994 года, Генштаб издал директиву о ее переформировании в авиационную комендатуру, что и было сделано к марту 1999 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: