Стремление организации к расширению и повышению своей значимости.
Различия в идентификации.
Распределительные отношения.
Условия и характер труда.
Изменение организации, и прежде всего техническое решение.
Структурные причины;
Неудовлетворительные коммуникации.
Различия в манере поведения и жизненном опыте;
Различия в представлениях и ценностях;
Различия в целях;
Взаимозависимость задач;
Причины и последствия конфликтов.
Основными причинами конфликтов являются:
1. Распределение ресурсов;
7. Персональные причины («личностные трения»).
Негативные последствия конфликтов:
· Дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;
· Отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;
· Неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустрации, депрессий, стрессов и т.п. и как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;
· Нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;
· Ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;
· Отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.
Позитивные последствия конфликта:
· Инициирование изменений, обновления, прогресса.
· Артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов, предание гласности реальных позиций сторон по тому или иному вопросу.
· Мобилизации внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации.
· Формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию.
· Стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;
· Побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему и ее значимость.
· Развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон.
· Разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций.
· Преодоление традиций группового мышления, конформизма, «синдрома покорности» и развитие свободомыслия, индивидуальности работника.
· Вовлеченности обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем.
· Выявление неформальных групп, их лидеров и более мелких группировок, что может быть использовано руководителем для повышения эффективности управления.
· Выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем.
· Усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.