Акцентуации характера

Физиологическая основа темперамента

Современное представление о темпераменте

III. Социально-психологические свойства личности

К социально-психологическим свойствам личности М.И. Бобнева относит вторичные свойства (по отношению к общепсихологическим).

1-я группа свойств, которые обеспечивают развитие и использование личностно социальных способностей: социальной перцепции; воображения; интеллекта;

2-я группа – свойства формирующиеся в процессе взаимодействия членов группы в результате ее социального влияния (конформность, доверие и другие свойства, обеспечивающие принятие личностью общих для членов группы ценностных ориентаций и установок);

3-я группа – более общие свойства, связанные с социальным поведением и позицией личности (соц. Активность, ответственность, готовность помоч другому, склонность к сотрудничеству;

4-ю группу составляют социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (предрасположенность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к «догматическому» или «открытому» отношению к проблемам.

Принципиально иной подход к рассмотрению психологии личности был предложен А.Н. Леонтьевым. Личность он рассматривал в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь задается для того, чтобы задать всю схему исследования личности.

Главная идея Леонтьева: «Личность человека ни в коем смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Поэтому ключ к научному пониманию личности – это исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие деятельности, а с другой – как ее продукт.

Основанием для выявления структуры личности с позиций такого подхода должна быть иерархия ее деятельностей, а за ней иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей (Асмолов).

Структуру личности с позиций такого подхода представляет структура характеристик личности производных от характеристик деятельности.

4. Определение понятия “характер”

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий.Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности.

Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

Выделяют 4 уровня (Ананьев Б.Г.) человеческой организации:

индивид субъект деятельностиличностьиндивидуальность.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – индиви д. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного.

Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т.п.), вторичными - динамика психофизиологических функций (эмоциональность, темп психических реакций) и структура физиологических потребностей. Т.о., принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – есть объект и субъект исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания.

Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.

Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).

Процесс накопления и воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией.

Под влиянием социальной среды и воспитания у индивида развивается сознание – он становится субъектом деятельности, т.е. познающим и действующим человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: