Государство занимает особое место в системе социального партнерства.
Во-первых, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т.п.
Во-вторых, государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами.
В-третьих, само государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.
При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, т.е. на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений.
Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.
Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Украине выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.
Задачи системы государственного регулирования социально-трудовых отношений:
- законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
- контроль за исполнением законов;
- выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)
Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.
К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.
Целями трудового законодательства являются:
- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
- создание благоприятных условий труда;
- защита прав и интересов работников и работодателей.
Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на государственные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.
В Украине в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.
Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. Законодательная власть в Украине представлена Верховной Радой.
Исполнительная власть осуществляется правительством Украины. Она призвана осуществлять обеспечение исполнения законов.
Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, определяет меру наказания при нарушении принятых парламентом законов, принимает участие в разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задачей являются стимулирование и координация переговорного процесса, обеспечение единообразия при установлении условий труда в данной местности, отрасли и прочее.
Опосредованный характер взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями выражается в том, что они, устанавливая связи, фактически напрямую в большинстве случаев не взаимодействует с членами профсоюзов, работниками трудовых коллективов, всеми предпринимателями, работодателями. Поэтому органы государственного и муниципального управления должны постоянно иметь в виду, каков авторитет и влияние тех или иных профсоюзов, общественных объединений предпринимателей, их руководящих структур среди трудовых коллективов, работников отраслей, интересы которых они представляют.
Органы государственной власти и местного самоуправления, взаимодействуя в сфере социального партнёрства, выступают не только как посредники или арбитры, осуществляющие согласование интересов работников и работодателей, но и как собственники производственных мощностей, организаторы производственного процесса и как работодатели. По этому поводу продолжаются споры, дается различная оценка роли государства, властных структур в системе социального партнёрства. Чем должно заниматься государство? Выполнять роль медиатора (посредника) или участника и полноценного партнёра в системе трудовых отношений? В рамках украинской модели социального партнерства государство выполняет роли и работодателя, и посредника, в зависимости от удельного веса контрольного пакета акций на предприятии; в акционерном объединении или в отрасли.
.Роль государства в социальном партнерстве определяется тем, что государство создает и поддерживает его правовые и политические основы, в частности, нормативно-правовую базу (например, таково законодательство о профсоюзах, о способах разрешения трудовых конфликтов, о занятости, о социальном обеспечении).
2 Институциональная роль государства в обеспечении социального партнерства состоит в создании и функционировании внутригосударственных, региональных и международных органов социального партнерства. Механизм социального партнерства в принципе выглядит следующим образом:
- по отношению к обществу государство берет на себя ответственность за социальные гарантии, получая взамен легитимность власти и общественную поддержку;
- по отношению к предпринимателям государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку национального бизнеса во внешнем мире, получая взамен поддержку со стороны предпринимателей, строгое соблюдение установленных государством норм и правил;
- по отношению к наемным работникам государство берет на себя ответственность за разработку, принятие и контроль соблюдения социально направленного законодательства.
Государство, объединяя всех граждан, способно представлять в системе социального партнёрства их общие интересы и цели, выражать общую волю народа, обеспечивать претворение её в жизнь, применяя самые разнообразные технологии, в том числе умиротворения, сдерживания, раскола «по горизонтали» и «по вертикали».
Реализацию технологий умиротворения можно проследить на примерах привлечения государственной службой, органами власти на свою сторону лидеров отдельных профсоюзов в целях создания своего рода противовесов менее лояльным профсоюзным объединениям и организациям. В качестве объектов в аграрном секторе используются свободные профсоюзы крестьянских фермерских хозяйств (в противовес профсоюзам аграриев, Аграрному союзу). В промышленности и на транспорте роль умиротворителя и противовеса нередко выступают профсоюзные организации Федерации профсоюзов Украины, конфликтующего с профсоюзами ФНПУ. Правда, при использовании технологий умиротворения порой возникали и возникают трудноразрешимые проблемы, воздействующие на позиции ряда профсоюзных объединений в отношениях с властными структурами.
Главным компонентом технологии сдерживания является принципиальный отказ от каких - либо уступок в социально-экономической политике, прежде всего в вопросах финансирования.
Технологии сдерживания подкрепляются чаще всего фактическим отказом институтов государственной власти при определённых условиях от взаимодействия с профсоюзами, группами и комитетами давления. Иногда даже объявляются своего рода запреты на лоббирование конкретных социальных вопросов.
На практике технологии сдерживания реализуются властными структурами путём использования превентивных мер, а именно, ответного, встречного давления на профсоюзы, реорганизации отдельных звеньев системы государственного управления. Как известно, реорганизация, к примеру, министерств, ведомств, комитетов, снижение статуса одних и повышение роли других органов государственного управления затрудняют вход групп давления, профсоюзов во властные структуры, устраняют в известной мере утвердившиеся процедуры принятия совместных решений, договоров, соглашений, а также дезавуирует ранее принятые.
В системе социального партнёрства институтами государственной власти достаточно эффективно используются технологии «раскола по горизонтали», выражающиеся в удовлетворении групповых притязаний одних - менее слабых и противодействии другим - более сильным - профсоюзным объединениям и организациям; в создании исполнительной властью альтернативных групп давления и обеспечении им поддержки в интересах проведения экономических реформ. Технологии сдерживания, как свидетельствует опыт, осуществляются и путём «раскола по вертикали». Это выражается в перенесении взаимодействия властей с конфликтующими корпоративными группами на индивидуальный уровень. В целях сдерживания могут создаваться различного рода комиссии, советы, полномочия которых позволяют «гасить» или ослаблять выдвигаемые требования.
К примеру, на заседаниях трехсторонней комиссии рассматриваются вопросы:
- стабилизации и подъёма экономики, укрепления экономического и финансового положения;
- проведения согласованной политики обеспечения роста реальной заработной платы, восстановления её роли в достижении высокопроизводительного труда, формировании доходов населения;
- развития рынка труда и гарантии занятости населения;
социального страхования, социальной защиты и развития отраслей социальной сферы;
- защиты трудовых прав, охраны труда, обеспечения промышленной и экономической безопасности;
- разработки законодательной базы развития партнёрских отношений.
Важная роль в системе социального партнёрства принадлежит координационным комитетам содействия занятости, создаваемым органами государственной власти в центре и на местах.
Например, в координационные комитеты содействия занятости входят представители трёх сторон: государственных органов службы занятости, профсоюзов и союзов (ассоциаций) работодателей всех форм собственности. Кроме того, в них могут быть включены с правом совещательного голоса представители и других заинтересованных организаций, в частности, общественных объединений, защищающих интересы отдельных групп и слоев населения, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.
Основная функция комитетов - выработка взаимоприемлемых, согласованных решений по определению конкретных мер в осуществлении политики занятости, в реализации прав граждан на свободную избранную занятость. Им делегированы функции согласования интересов субъектов рынка труда и разрешения возникающих противоречий. Комитеты содействия занятости координируют взаимодействие отдельных блоков инфраструктуры и всех заинтересованных организаций по решению конкретных проблем на рынке труда, возникающих на региональном и местном уровнях.
Одним из основных направлений в деятельности комитетов занятости является ограничение уровня безработицы, так как в течение 90-х гг. наблюдалась устойчивая тенденция роста безработицы.
Властные структуры совместно с объединениями работодателей, предпринимателей разрабатывают и осуществляют целевые программы по повышению уровня занятости населения.
Таким образом, можно сделать вывод, что основными функциями государства в системе социального партнерства являются:
- согласование между партнерами трудовых отношений направлений социально-экономической политики, мер по защите всех субъектов социально-трудовых отношений;
- формирование механизмов и институтов, способствующих согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;
- создание соответствующих органов, комиссий, призванных заниматься решением задач развития социального партнерства;
- содействие расширению участия трудящихся в управлении предприятиями, отраслями производства, делами государства и обществ;
- снижение уровня и смягчения остроты социально-трудовых конфликтов и совершенствование практики примирительных и согласительных процедур.
|