Общие методические указания к проведению занятия

Заключительная.

Основная.

Подготовительная.

Тема: Формы занятий гимнастикой

Лекция №3

План:

1. Урочные формы занятий гимнастикой…………………….......................24

2. Общие методические указания к проведению занятия..…...................25

3. Подготовительная часть занятия…......................…………………........27

4. Основная часть занятия.........….....................................……………......29

5. Заключительная часть занятия....…........................…………………….31

1. Урочные формы занятий гимнастикой

Ведущее место в практике занятий гимнастикой принадлежит урочной форме. Термин «занятие» является общим для всех форм проведения гимнастических упражнений. В средних учебных заведениях занятия принято называть уроками физической культуры, в вузах - занятиями по физическому воспитанию, в спортивных секциях - тренировкой.

Преимущества урочной формы состоят в том, что занятия ведет преподаватель, который являясь организатором и руководителем, обеспечивает продуктивность учебно-воспитательной и тренировочной работы путем:

1. Правильной постановки задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого занятия;

2. Квалифицированной помощи и страховки;

3. Воспитанием моральных и волевых качеств и пр.

В зависимости от условий проведения занятия могут быть:

1. Учебными;

2. Тренировочными;

3. Учебно-тренировочными;

4. Учебно-методическими.

В практике работы по гимнастике все занятия проводятся как учебно-тренировочные. Все виды занятий имеют общие принципы построения. Правильно построенным занятием следует считать такое, в котором наилучшим образом будут решены следующие задачи:

1. Достижение занимающимися максимальных результатов с минимальной затратой энергии и времени.

2. Сохранение высокой работоспособности занимающихся в течение всего занятия.

3. Обеспечение благоприятных для здоровья занимающихся условий проведения и режима занятий.

Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз.

В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе, во второй - проводится основная работа, в третьей - работа завершается. Эти фазы принято называть частями занятия:

Определение задач обучения. Исходной позицией, определяющей деятельность преподавателя на занятии, является ее задача. Правильное определение задачи обучения служит гарантией его успешного проведения. От постановки задач обучения зависит выбор средств, методов и форм организации занятия.

Выбор средств. Основным источником, определяющим содержание занятия гимнастики, является государственная программа, которая может дополняться и уточняться в зависимости от условий проведения занятий.

Наметив конечные цели каждого этапа учебно-тренировочного процесса (четверть, семестр, уч. год, тренировочный цикл и т.п.), можно определить задачи на более короткие отрезки времени, в том числе и на ближайший урок и определить соответствующие им средства.

Основными средствами занятия по гимнастике являются:

1. Упражнения, обеспечивающие общую и специальную физическую подготовку.

2. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению.

3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности.

4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.

Плотность занятия. Общая плотность занятия (в %) определяется по формуле:

tп × 100%

Pобщ = ——————-,

tо

где Робщ - общая плотность занятия;

tп - время, расходуемое на полную деятельность: выполнение упражнений, отдых, переработка словесной и наглядной информации преподавателя;

tо - общее время, отведенное на занятие.

В идеале Робщ должна быть = 100%.

Причины, приводящие к снижению плотности занятия:

1. Неоправданные простои на занятии, вызванные несвоевременной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т.д.

2. Неподготовленность преподавателя к занятию.

3. Излишняя или малоэффективная словесная информация преподавателя.

4. Неудовлетворительная дисциплина и внимание занимающихся на занятии.

Моторная плотность занятия определяется отношением потраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени занятий (в %) по формуле:

tу × 100%

Рмот = —————-

tо

где Рмот - моторная плотность занятия;

tу - время, потраченное на выполнение упражнений;

tо - общее время занятия.

В отличие от общей плотности моторная плотность не стремится к 100%. По суммарному показателю подготовительная часть включает меньше пауз, поэтому имеет более высокий показатель моторной плотности. В основной части занятия по спортивной гимнастике показатели ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Эти показатели изменяются и в зависимости от вида многоборья.

Требования к занимающимся:

· Преподаватель должен добиваться полного и точного выполнения всех упражнений, предусмотренных программой занятия.

· По ходу занятия он должен следить за действиями занимающихся, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях.

Чтобы требовательность к занимающимся приносила желаемые результаты, рекомендуется:

1. Проявлять ее постоянно, не допуская случаев отклонения от задания.

2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне их выполнения, которые находятся в пределах возможности занимающихся.

3. При исправлении погрешности в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.

На занятии должна поддерживаться достаточно высокая дисциплина. При этом не обязательно держать занимающихся в течение всего занятия в напряжении. Нужно установить такие взаимоотношения, чтобы преподаватель мог в любой момент мобилизовать внимание занимающихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: