Заключительная.
Основная.
Подготовительная.
Тема: Формы занятий гимнастикой
Лекция №3
План:
1. Урочные формы занятий гимнастикой…………………….......................24
2. Общие методические указания к проведению занятия..…...................25
3. Подготовительная часть занятия…......................…………………........27
4. Основная часть занятия.........….....................................……………......29
5. Заключительная часть занятия....…........................…………………….31
1. Урочные формы занятий гимнастикой
Ведущее место в практике занятий гимнастикой принадлежит урочной форме. Термин «занятие» является общим для всех форм проведения гимнастических упражнений. В средних учебных заведениях занятия принято называть уроками физической культуры, в вузах - занятиями по физическому воспитанию, в спортивных секциях - тренировкой.
Преимущества урочной формы состоят в том, что занятия ведет преподаватель, который являясь организатором и руководителем, обеспечивает продуктивность учебно-воспитательной и тренировочной работы путем:
|
|
1. Правильной постановки задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого занятия;
2. Квалифицированной помощи и страховки;
3. Воспитанием моральных и волевых качеств и пр.
В зависимости от условий проведения занятия могут быть:
1. Учебными;
2. Тренировочными;
3. Учебно-тренировочными;
4. Учебно-методическими.
В практике работы по гимнастике все занятия проводятся как учебно-тренировочные. Все виды занятий имеют общие принципы построения. Правильно построенным занятием следует считать такое, в котором наилучшим образом будут решены следующие задачи:
1. Достижение занимающимися максимальных результатов с минимальной затратой энергии и времени.
2. Сохранение высокой работоспособности занимающихся в течение всего занятия.
3. Обеспечение благоприятных для здоровья занимающихся условий проведения и режима занятий.
Для любого занятия гимнастикой характерно наличие трех фаз.
В первой фазе занимающиеся подготавливаются к основной работе, во второй - проводится основная работа, в третьей - работа завершается. Эти фазы принято называть частями занятия:
Определение задач обучения. Исходной позицией, определяющей деятельность преподавателя на занятии, является ее задача. Правильное определение задачи обучения служит гарантией его успешного проведения. От постановки задач обучения зависит выбор средств, методов и форм организации занятия.
Выбор средств. Основным источником, определяющим содержание занятия гимнастики, является государственная программа, которая может дополняться и уточняться в зависимости от условий проведения занятий.
|
|
Наметив конечные цели каждого этапа учебно-тренировочного процесса (четверть, семестр, уч. год, тренировочный цикл и т.п.), можно определить задачи на более короткие отрезки времени, в том числе и на ближайший урок и определить соответствующие им средства.
Основными средствами занятия по гимнастике являются:
1. Упражнения, обеспечивающие общую и специальную физическую подготовку.
2. Подводящие и специальные дополнительные упражнения, способствующие успешному обучению.
3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности.
4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.
Плотность занятия. Общая плотность занятия (в %) определяется по формуле:
tп × 100%
Pобщ = ——————-,
tо
где Робщ - общая плотность занятия;
tп - время, расходуемое на полную деятельность: выполнение упражнений, отдых, переработка словесной и наглядной информации преподавателя;
tо - общее время, отведенное на занятие.
В идеале Робщ должна быть = 100%.
Причины, приводящие к снижению плотности занятия:
1. Неоправданные простои на занятии, вызванные несвоевременной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т.д.
2. Неподготовленность преподавателя к занятию.
3. Излишняя или малоэффективная словесная информация преподавателя.
4. Неудовлетворительная дисциплина и внимание занимающихся на занятии.
Моторная плотность занятия определяется отношением потраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени занятий (в %) по формуле:
tу × 100%
Рмот = —————-
tо
где Рмот - моторная плотность занятия;
tу - время, потраченное на выполнение упражнений;
tо - общее время занятия.
В отличие от общей плотности моторная плотность не стремится к 100%. По суммарному показателю подготовительная часть включает меньше пауз, поэтому имеет более высокий показатель моторной плотности. В основной части занятия по спортивной гимнастике показатели ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Эти показатели изменяются и в зависимости от вида многоборья.
Требования к занимающимся:
· Преподаватель должен добиваться полного и точного выполнения всех упражнений, предусмотренных программой занятия.
· По ходу занятия он должен следить за действиями занимающихся, добиваясь максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях.
Чтобы требовательность к занимающимся приносила желаемые результаты, рекомендуется:
1. Проявлять ее постоянно, не допуская случаев отклонения от задания.
2. Требовать только таких действий и на таком качественном уровне их выполнения, которые находятся в пределах возможности занимающихся.
3. При исправлении погрешности в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие.
На занятии должна поддерживаться достаточно высокая дисциплина. При этом не обязательно держать занимающихся в течение всего занятия в напряжении. Нужно установить такие взаимоотношения, чтобы преподаватель мог в любой момент мобилизовать внимание занимающихся.