ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вопросы для самоподготовки
1. Гимнастическая терминология как компонент системы спортивной терминологии.
2. Значение терминологии в занятиях гимнастикой.
3. История развития гимнастической терминологии.
4. Обзор развития гимнастической терминологии.
5. Какие требования предъявляются к гимнастической терминологии.
6.Способы образования гимнастических терминов и правила их применения.
7. Правила сокращения описания упражнений.
8. Формы записи упражнений: обобщения, конкретная, сокращенная, графическая.
9.Терминология и правила записи, общеразвивающих, вольных упражнений на гимнастических снарядах.
10. Особенности применения терминологии во время занятий по гимнастике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. II. Словарь основных гимнастических терминов.
1. Под ред.. М. П. Украина и А: М..Шлемина. Гимнастика. М., ФИС, 1969.
2. Под ред. В. И. Филипповича. Теория и методика гимнастики. М., «Просвещение», 197).
|
|
3. Под ред. М. Л. Украна. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1971.
4. Под ред. А. М. Шлемина. Юный гимнаст. М., ФИС, 1973.
5.Под ред., А. М. Шлемина и А. Т. Брыкина. Гимнастика. №, ФИС, 1979.
6. Под ред. Ю. К. Гавердовского и В. И. Смоленского. Спортивная гимнастика. М., ФИС, 1979.
7. Под ред. В. Д. Полыги Гимнастика. М., Просвещение, 1982.
8. Под ред. А\ Т. Брыкина и В. М. Смолевского. Гимнастика. М., ФИС,1985.
9. Под ред. В. М. Смоленского. Гимнастика с методикой преподавания. М.„ ФИС, 1985:
10.Под ред. Н. К. Меньшикова. Гимнастика с методикой преподавания. М.,- Просвещение, 1990.
Лекция 4
П л а н:
1. Причины возникновения травм.
2. Характеристика травм.
3. Основные меры предотвращения травматизма на занятиях по гимнастике.
4. Применение приемов страховки и помощи и самостраховки.
5. Вопросы для самоподготовки.
6. Рекомендуемая литература.
Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортивных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответствующих организационных и методических требований. Выполнение координационных сложных упражнений на гимнастических снарядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих требований всегда создаст реальную угрозу срыва, падения, неудачного приземления, что может привести к несчастному случаю.
Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за создание надлежащих условий для укрепления здоровья, за всестороннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют гимнаста не только физически, но и психически. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип — систематичность, понижается физическая и техническая подготовленность, спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерства гимнаста является психическая травма — гимнаст теряет уверенность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выполнять не только то упражнение, при котором получил травму, но к другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу-тренеру приходится тратить много времени и усилий на преодоление этого психологического барьера, применяя разнообразные методы и приемы. Бывает и так, что педагогу так и не удается преодолеть боязнь спортсмена перед тем или иным элементом. Меры предупреждения травматизма являются не только важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивает последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастерства гимнастов.
|
|
Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами травматизма являются:
1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнований по гимнастике.
2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки.
3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов.
4. Недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений.
5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов.
6. Нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования.
7. Несоответствие одежды и обуви.
Чаще всего травматические повреждения происходят вследствие нарушения правил организации и методики проведения занятий. Неправильная организация учебно-тренировочного процесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безопасности), а также нарушение методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев.
Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не дает возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вследствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожилий и т. д.
Нарушение принципов последовательности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. Но, боясь показаться несостоятельным,гимнаст не отказывается от выполнения сложного упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным повреждением.
Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенного настроения, которое появляется после овладения каким-либо сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие — срывы со снаряда и травмы.
Преподаватель должен предостеречь учеников от таких действий. Иногда гимнаст хочет танком от преподавателя продемонстрировать перед своими товарищами какое-то сложное упражнение. Как правило, он это делает до занятий или после занятий, когда преподавателя нет. Действенным способом предотвращения этих нарушений является систематическая работа среди учеников, воспитание у них сознательной дисциплины и ответственного отношения к занятиям.
|
|
Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гимнастике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одежде и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жерди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гимнастических снарядов и срочно устранять неисправности.
Важной причиной травматизма является и отсутствие лечебного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на занятия с плохим самочувствием из-за болезни или других отклонений в состоянии здоровья. Не смотря на это, он старается выполнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обращаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать преподавателю о плохом самочувствии.
Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей и тренеров, которые не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыками страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчиво овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддержки и помощи во время выполнения сложных гимнастических упражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.
|
|
Устранить спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных мер предосторожности, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий.
Организация и методика проведения занятий. Строгое соблюдение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятие условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мастерства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые сложные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве.
Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разнообразных упражнений, которые требуют соответствующего уровня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнить упор руки в стороны («крест»), если у гимнаста недостаточно развита сила мышечных групп плечевого пояса, невозможно выполнять «шпагат», если гимнасту не хватает гибкости в тазобедренных суставах, нельзя выполнить сложного соскока, не обладая смелостью и т. п. Попытка выполнить такие упражнения без соответствующей подготовки часто заканчивается травмами. Для подготовки спортсмена к выполнению сложного упражнения в методике обучения и тренировке гимнастов широко применяются так называемые подготовительные специальные и подводящие упражнения.
Для предотвращения травматизма большое значение имеет методически правильное проведение общей и специальной разминок. Во время разминок следует всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению более сложных упражнений на снарядах. После общей разминки под руководством преподавателя обязательно надо давать индивидуальную разминку с учетом особенностей каждого гимнаста. На каждом гимнастическом снаряде следует делать специальную разминку, учитывая его особенности.
Для предотвращения спортивного травматизма надо правильно регулировать физическую нагрузку на занятиях: она должна постепенно увеличиваться, а в конце занятий снова уменьшаться. Вследствие чрезмерной нагрузки может последовать утомление, что нередко бывает причиной травм. Поэтому, дозируя нагрузку, целесообразно чередовать работу разных мышечных групп и снаряды.
Чтобы предотвратить срывы, новые сложные и опасные элементы следует изучать в начале занятий, когда гимнасты еще не чувствуют усталости. Во время изучения сложных и опасных элементов надо широко применять разнообразные приемы облегчения — помощь, уменьшение высоты снаряда, обеспечение надежной страховки, применение страхующих средств.
Соблюдение дисциплины. Высокий уровень учебной дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения является важным фактором предупреждения травматизма и других несчастных случаев. Нужна систематическая и настойчивая работа, воспитательная работа. Статистика свидетельствует, что случаи травматизма чаще всего встречаются именно там, где воспитательная работа не на должном уровне. Воспитание сознательной дисциплины — сложная и кропотливая работа. Сознательная дисциплина — это очень широкое понятие, которое включает поведение спортсмена не только непосредственно на занятиях, но и вне занятий, в быту, на производстве, в общественных местах.
Каждый гимнаст должен осознать, что любое нарушение дисциплины или правил учебно-тренировочного режима может привести к несчастному случаю и принести большой ущерб не только ему, но и учителю, всему спортивному коллективу. Сознательная дисциплина спортсмена выявляется и в выполнении правил личной гигиены, соблюдения соответствующего режима труда и отдыха, питания и сна, требований по отношению к спортивной одежде, обуви и пр. Подготовка мест занятий, состояния спортивного оборудования и инвентаря являются важным фактором, от которого зависит безопасность гимнастов во время занятий и соревнований по спортивной гимнастике. Размеры спортивного зала, его освещение и отопление, состояние гимнастических снарядов и их установление должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. При дневном свете световой коэффициент т. е. отношение площади окон и площади пола должны быть 1:4-1:5. При искусственном освещении на уровне пола должно быть не менее 80 люксов. Для проведения учебно-тренировочной работы температура воздуха в пределах 17-20 является оптимальной. Для постоянного поступления свежего воздуха спортивный зал должен быть оборудован нагнетательно-вытяжной вентиляцией.
Пол в гимнастическом зале лучше всего иметь деревянный, некрашеный, палубного типа. Он надежный, не скользкий, на нем можно прочно установить гимнастические снаряды.
Особое внимание перед каждым занятием надо обращать на состояние и установку снарядов, гимнастических матов и другого инвентаря. Подвесные системы и закрепляющие следует регулярно проверять, срочно устраняя мельчайшие неисправности. Снаряды нужно устанавливать так, чтобы они не шатались во время работы.
В гимнастическом зале обязательно должны быть (в специальных ящиках) магнезия и канифоль, а также резиновые дорожки для разбега во время выполнения опорных прыжков. Устанавливать и убирать снаряды надо организованно, распределив обязанности между учениками.
Легкие и удобные костюмы и обувь — одно из условий безопасности учеников во время занятий и соревнований по гимнастике. На костюме не должно быть металлических острых предметов (пряжек, шпилек и др.), они могут нанести гимнасту повреждения. Во время выполнения упражнений на снарядах кольца и перстни надо обязательно снимать с пальцев. Нельзя заниматься в тапочках на жесткой кожаной подошве, так как она скользкая, а это может быть причиной падения и серьезного повреждения во время разбега в опорных прыжках и при выполнении акробатических упражнений. В связи с большой нагрузкой на отдельные участки опорно-двигательного аппарата используют различные защитные приспособления, чтобы предотвратить повреждения, эластичные бинты и накладки, поролоновые подкладки и т. д..
Наколенники предохраняют от повреждения коленные суставы во время выполнения прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда.
Голеностопники защищают от повреждения голеностопный сустав во время выполнения прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда. Если нет специальных наколенников и голеностопииков, их легко можно заменить медицинским эластичным или обыкновенным бинтом.
Накладки применяют во время выполнения упражнений на перекладине и брусьях разной высоты. Они предохраняют от срыва кожи с ладонной поверхности кистей. Накладки надевают на один или два пальца руки; другим концом с помощью ремня их закрепляют на лучезапястном суставе. При этом кисть руки должна быть немного согнута, чтобы не было складок во время выполнения упражнения.
Врачебный контроль и самоконтроль. Систематический, врачебный контроль и самоконтроль является важным фактором предохранения учеников от спортивного травматизма во время занятий по гимнастике.
Врачебный контроль заключается в том, что врач определяет состояние здоровья, уровень физического развитии и тренированности, решает вопрос о допуске к занятиям или соревнованиям, определяет уровень возможной нагрузки. Все физкультурники и спортсмены ежегодно проходят повторное врачебное обследование, которое дает возможность проследить за динамикой физического развития и состоянием здоровья спортсмена и определить эффективность учебно-тренировочного процесса.
После заболевания, травматических повреждений или длительного перерыва в занятиях, а также при перетренированности спортсмен должен обратиться к врачу для дополнительного обследования.