ОБУЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. Изд. ФиС, М. 1971.
2. Укран М. Л. Спортивная гимнастика. Изд. ФиС. М. 1971.
3. Гавердовский Ю. К., Смолевский В. М. Спортивная гимнастика. Изд. ФиС, М. 1979.
4. Петров В. М., Гагип Ю- А. Механика спортивных движений. ФиС, М. 1974.
5. Смолевский В. М. Гимнастика и методика преподавания. ФиС, М. 1987.
IV КУРС
Лекция 9
План:
1. Обучение, цели и задачи обучения.
2. Особенности формирования двигательных навыков в гимнастике.
3. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическими упражнениями.
4. Основные методы и методические приемы обучения гимнастическим упражнениям.
5. Структура обучения гимнастическим упражнениям.
6. Вопросы для самоподготовки.
7. Рекомендуемая литература.
Обучение — это совместная деятельность учителя и ученика, тренера и гимнаста, направленная на вооружение занимающихся системой знаний, умений и навыков на воспитание их двигательных волевых и нравственных качеств. Главной задачей обучения в гимнастике является формирование у занимающихся конкретных двигательных умений и навыков. Двигательные умения и навыки представляют собой определенные способы управления движениями. Двигательное умение — это приобретенная на основе знаний и опыта способность неавтоматизированно управлять движениями. Двигательный навык это форма управления движением ведущее начало в котором принадлежит автоматизмам в нервной регуляции движением. Под двигательным навыком в гимнастике понимают усвоенные движения или упражнения на гимнастических снарядах, прыжках, акробатике и т. д. Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движения, в большинстве своем ациклического характера, имеющие самые различные пространственно-временные, динамические и ритмические характеристики.
|
|
Процесс овладения новыми формами движений в гимнастике, подчиняясь общим закономерностям формирования двигательных навыков, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении упражнениям. Большинство гимнастических упражнений по своей координационной структуре не имеют сходства с обычными движениями повседневной жизни, и являются для гимнастов совершенно новыми формами движений, отсюда относительная трудность создания правильного представления о разучиваемом двигательном акте. Поэтому в начальной стадии формирования многих гимнастических двигательных навыков важную роль играет помощь гимнасту в поиске необходимых аналогий. Важное место в этом занимают подводящие упражнения.
|
|
Все упражнения в гимнастике должны выполняться в так называемом гимнастическом стиле: с красивой осанкой, с прямыми ногами, оттянутыми носками. Этот стиль формируется не сразу. Для того, чтобы его сформировать необходима кропотливая работа со стороны учеников и тренера. Формировать гимнастический стиль лучше всего на фоне выполнения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий хореографией.
Чтобы успешно выступить на соревнованиях, гимнаст должен владеть устойчивыми и стабильными двигательными навыками, составляющими его комбинации. Но эти навыки должны быть пластичными, позволяющими варьировать в необходимых пределах способы выполнения двигательных действий. Это очень важно, т. к. одни и те же элементы могут выполняться из разных исходных положений и в различных сочетаниях. Совместить эти два требования при формировании гимнастического двигательного навыка возможно при правильной организации учебного процесса. Своевременное, постепенное изменение условий обучения, рациональное сочетание выполнения упражнений в изменяющихся и стандартных условиях.
В связи с обилием и разнообразием форм движений в спортивной гимнастике необходимо обращать особое внимание на взаимодействие навыков. Ранее приобретенные навыки могут по механизму так называемого переноса облегать (положительный перенос) или затруднять (отрицательный перенос) формирование новых двигательных навыков. Поэтому учебный процесс надо планировать так, чтобы максимально использовать положительный перенос навыков и по возможности избежать отрицательного влияния переноса. При этом необходимо знать, что по мере освоения движений характер взаимодействия навыков меняется. Чем прочнее становятся двигательные навыки, тем в меньшей мере они подвержены влиянию отрицательного переноса. Сходные элементы, быстрее осваиваются гимнастами при последовательном прохождении. Не следует одновременно изучать элементы сходные в деталях, но различающиеся по всей технической основе, или же сходные по технике упражнения, имеющие различия в деталях. Нецелесообразно, например, одновременно изучать подъем махом вперед на брусьях и на кольцах, или переворот назад и сальто назад в акробатике. В первом случае при одновременном изучении подъемов у гимнаста могут возникать дополнительные трудности дифференцировать детали техники, во втором случае при одновременном изучении переворота назад в группировке сталкиваются два противоборствующих навыка, что сильно усложнит обучение названных элементов.
Чтобы правильно организовать учебно-тренировочный процесс нужно хорошо представить возрастные и половые особенности гимнастов при формировании двигательных навыков. Так дети и подростки сравнительно легко овладевают весьма сложными по координации движениями, выполнение которых не требует значительных усилий. В то же время несложные по технике упражнения силового характера становятся малодоступными для юных гимнастов. Женщины уступают мужчинам в упражнениях, требующих проявления силовых и скоростно-силовых качеств, но зато легче овладевают элементами, связанными с проявлением гибкости и пластичности, превосходят мужчин по координационной точности, выразительности и ритмичности движений.