Особенности формирования двигательных навыков в гимнастике

ОБУЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. Изд. ФиС, М. 1971.

2. Укран М. Л. Спортивная гимнастика. Изд. ФиС. М. 1971.

3. Гавердовский Ю. К., Смолевский В. М. Спортивная гимнастика. Изд. ФиС, М. 1979.

4. Петров В. М., Гагип Ю- А. Механика спортивных движений. ФиС, М. 1974.

5. Смолевский В. М. Гимнастика и методика преподавания. ФиС, М. 1987.

IV КУРС

Лекция 9

План:

1. Обучение, цели и задачи обучения.

2. Особенности формирования двигательных на­выков в гимнастике.

3. Реализация дидактических принципов в обу­чении гимнастическими упражнениями.

4. Основные методы и методические приемы обу­чения гимнастическим упражнениям.

5. Структура обучения гимнастическим упраж­нениям.

6. Вопросы для самоподготовки.

7. Рекомендуемая литература.

Обучение — это совместная деятельность учителя и ученика, тренера и гимнаста, направленная на вооружение занимающихся системой знаний, умений и навыков на воспитание их двигатель­ных волевых и нравственных качеств. Главной задачей обучения в гимнастике является формирование у занимающихся конкрет­ных двигательных умений и навыков. Двигательные умения и навыки представляют собой определенные способы управления движениями. Двигательное умение — это приобретенная на ос­нове знаний и опыта способность неавтоматизированно управлять движениями. Двигательный навык это форма управления движе­нием ведущее начало в котором принадлежит автоматиз­мам в нервной регуляции движением. Под двигательным на­выком в гимнастике понимают усвоенные движения или упраж­нения на гимнастических снарядах, прыжках, акробатике и т. д. Гимнастические упражнения представляют собой искусственные формы движения, в большинстве своем ациклического характера, имеющие самые различные пространственно-временные, динами­ческие и ритмические характеристики.

Процесс овладения новыми формами движений в гимнастике, подчиняясь общим закономерностям формирования двигатель­ных навыков, имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении упражнениям. Большинство гимнастических упражнений по своей координационной структуре не имеют сходства с обычными движениями повседневной жизни, и являются для гимнастов совершенно новыми формами движе­ний, отсюда относительная трудность создания правильного пред­ставления о разучиваемом двигательном акте. Поэтому в началь­ной стадии формирования многих гимнастических двигательных навыков важную роль играет помощь гимнасту в поиске необхо­димых аналогий. Важное место в этом занимают подводящие уп­ражнения.

Все упражнения в гимнастике должны выполняться в так на­зываемом гимнастическом стиле: с красивой осанкой, с прямы­ми ногами, оттянутыми носками. Этот стиль формируется не сра­зу. Для того, чтобы его сформировать необходима кропотливая работа со стороны учеников и тренера. Формировать гимнасти­ческий стиль лучше всего на фоне выполнения простых гимнасти­ческих упражнений, а также в процессе занятий хореографией.

Чтобы успешно выступить на соревнованиях, гимнаст должен владеть устойчивыми и стабильными двигательными навыками, составляющими его комбинации. Но эти навыки должны быть пластичными, позволяющими варьировать в необходимых пре­делах способы выполнения двигательных действий. Это очень важно, т. к. одни и те же элементы могут выполняться из разных исходных положений и в различных сочетаниях. Совместить эти два требования при формировании гимнастического двигатель­ного навыка возможно при правильной организации учебного процесса. Своевременное, постепенное изменение условий обу­чения, рациональное сочетание выполнения упражнений в изме­няющихся и стандартных условиях.

В связи с обилием и разнообразием форм движений в спор­тивной гимнастике необходимо обращать особое внимание на взаимодействие навыков. Ранее приобретенные навыки могут по механизму так называемого переноса облегать (положительный перенос) или затруднять (отрицательный перенос) формирова­ние новых двигательных навыков. Поэтому учебный процесс на­до планировать так, чтобы максимально использовать положи­тельный перенос навыков и по возможности избежать отрицательного влияния переноса. При этом необходимо знать, что по мере освоения движений характер взаимодействия навыков ме­няется. Чем прочнее становятся двигательные навыки, тем в меньшей мере они подвержены влиянию отрицательного перено­са. Сходные элементы, быстрее осваиваются гимнастами при пос­ледовательном прохождении. Не следует одновременно изучать элементы сходные в деталях, но различающиеся по всей техни­ческой основе, или же сходные по технике упражнения, имеющие различия в деталях. Нецелесообразно, например, одновременно изучать подъем махом вперед на брусьях и на кольцах, или пе­реворот назад и сальто назад в акробатике. В первом случае при одновременном изучении подъемов у гимнаста могут возникать дополнительные трудности дифференцировать детали техники, во втором случае при одновременном изучении переворота на­зад в группировке сталкиваются два противоборствующих навы­ка, что сильно усложнит обучение названных элементов.

Чтобы правильно организовать учебно-тренировочный про­цесс нужно хорошо представить возрастные и половые особен­ности гимнастов при формировании двигательных навыков. Так дети и подростки сравнительно легко овладевают весьма слож­ными по координации движениями, выполнение которых не тре­бует значительных усилий. В то же время несложные по технике упражнения силового характера становятся малодоступными для юных гимнастов. Женщины уступают мужчинам в упражне­ниях, требующих проявления силовых и скоростно-силовых ка­честв, но зато легче овладевают элементами, связанными с про­явлением гибкости и пластичности, превосходят мужчин по коор­динационной точности, выразительности и ритмичности движений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: