ТЕМА 6. «Целевые бюджет. и внебюджет. фонды»

В соответствии с Бюджет. кодексом целевые бюджет. фонды – это фонд денеж-х ср-в, образов. в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и используемый по спец. схеме.

Целевые бюджет. фонды имеют ряд особенностей:

1. планирование и утверждение в составе бюджета;

2. их состав в бюджете не постоянен;

3. направление использ-х ср-в строго установлено законом на соответствующий год;

4. ср-ва фондов не подлежат изъятию и не м.б. использованы для получения прибыли;

5. неиспользован. ср-ва фонда в текущ. году отправляются на след. год……

К целевым бюджет. фондам относятся:

1. Федерал. дорож. фонд формируется за счет налогов на реализацию горюче-смазоч-х материалов, пользование автодорог. И используется на содержание, ремонт, реконструкцию дорог и ……

2. Федерал. фонд воспроизводства минерал.-сырьевой базы формир-ся за счет части отчислений, производимых пользователями недр, добываемых все виды полез-х ископаемых, разведыват-х на гос. ср-ва. И используется на изучение геологич-х континентал-х недр и на биолого-разведывател. работы.

Внебюджет. фонды – это совокуп-ть фин. ресурсов, находящ-ся в распоряжении центр-х, регионал-х и местных органов и характериз-ся целевой направлен-тью использования ден-х ср-в, предназначенных для финансирования расходов, не включенных в бюджет. Их формирование происходит за счет спец-х отчислений юрид-х и физич-х лиц, имеющих налог. природу. Нахождение неподлежащих изъятию ден-х ресурсов фонда собственности гос-ва и расход-х их только на определен. цели.

Внебюджет. фонды подразделяются по функционал. назначению:

ü на фонды экономич. хар-ра;

ü на фонды социал. хар-ра;

ü на фонды природоохранител. хар-ра.

Важными внебюджетными фондами явл-ся:

1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

2. Фонд социального страхования (ФСС).

3. Фонд обязат. медиц. страхования (ФОМС).

Они относятся к федерал. фондам соц. обеспечения.

Соц. обеспечение, как экономич. категория, это сис-ма распределит. отношений, в процессе кот-х за счет части национал. дохода образуются и используются обществен. фонды денеж. ср-в, материал. обеспечение и обслуживание категории граждан, нуждающ-ся в гос. поддержке.

Частью гос. сис-мы соц. защиты населения явл-ся обязат. соц. страхование, осуществляемое в соответствии с ФЗ «Об основах обязател. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, и представл. собой сис-му созданных гос-вом правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсации и минимизацию последствий изменения материал. и соц. положения работников и иных категорий граждан. В нем установлены соц. страх. иски, подлежащие удовлетворению.

К ним относится:

ü получение медиц. помощи;

ü труд. увечий;

ü проф. заболевания;

ü материнство;

ü инвалидность;

ü потеря кормильца;

ü наступление пенсии;

ü признание нетрудоспособным;

ü смерть.

В соответствии с частью 2 Главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации от 01.01.2001 года основным источником денеж-х ср-в всех 3-х фондов явл-ся Единый соц. налог (ЕСН).

Работадатель уплачивает налог с налог. базы на кажд. работника нарастающим итогом с начала года:

В Пенсионный фонд – 20%

В Фонд соц. страхования – 3,2%

В федерал. фонд медиц. страхования – 0,8%

В териториал. фонд медиц. страхования – 2%

ИТОГО ЕСН=26%.

Законодат-во Российской Федерации «Об обязател. пенсион. страховании» состоит из:

1. Конституции Российской Федерации.

2. ФЗ «Об основах обязат. соц. страхования» № 165-ФЗ от 16.06.1999г.

3. ФЗ «Об обязательном пенсион. страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001г.

4. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001г.

5. ФЗ «Об индивидуал. (персонифицирован.) учете в сис-ме гос. пенсион. страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996г.

6. и иных ФЗ.

ФЗ № 167 устанавливает основы гос. регулирования и правоотношений в сис-ме обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования явл-ся:

1. федеральные органы гос. власти;

2. страхователи;

3. застрахованные лица.


Федерал. органы гос. власти имеют право:

ü устанавливать порядок и исполнение бюджета Пенсионного фонда;

ü формировать, инвестировать и хранить пенсион. накопления.

Страховщик, Пенсионный фонд, - это самостоятельное финансово-кредит. учреждение, осуществл. гос управление финансами пенсион. обеспечения. В основе лежит принцип солидарности поколений, который заключается в том, что обеспечение конкрет. чел-ком матер. уровня путем перераспределения.

Негос. Пенсион. фонды – это тоже страховщики.

Ср-ва Пенсионного фонда используются только на выплату пенсий, на погребение пенсионера, доставку пенсий.

Пенсионный фонд имеет право проверять и получать у страхователей документов. У налоговых органов – информацию о страхователях и представлять интересы застрахован-х лиц перед страхователями.

Страховщик обязан:

ü обосновывать тарифы страх. взносов;

ü пересчитывать, назначать и выплачивать труд. пенсии и соц. пособия;

ü обеспечивать контроль и учет пенсион. ср-в;

ü регистрировать страхователей;

ü вести гос. банк данных по всем категориям страхователей и индивид. (персонифицирован.) учет всех категорий застрахован. лиц.

Страхователями явл-ся лица, производящие выплаты физич. лицам, а также физич. лица, добровольно вступившие в указанные правоотношения.

Страхователи обязаны:

ü зарегистрироваться в Пенсион. фонде;

ü уплачивать страх. взносы;

ü вести их учет;

ü представлять документы для индивид. учета, назначения и выплаты страх. обеспечения.

Большая часть страхователей - работодателей применяет след. тарифы страх. взносов на базов. начисления страх. взносов на кажд. работника нараст. итогом с начала года до 280 тыс. руб.:

ü для лиц 1966 г.р. и старше - на страх. часть пенсии 14%,

- на накопит. часть пенсии 0%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе - на страх. часть пенсии 8%,

- на накопит. часть пенсии 6%;

ü для лиц 1967 г.р. и моложе на периход. период 2005-2007 годы

- на страх. часть пенсии 10%,

- на накопит.часть пенсии 4%.

Физич. лица самост. вступившие в правоотношения с Пенсион. фондом уплачивают суммы страх. взносов фиксированным платежом, устанавл. на месяц, исходя из стоимости страх. года.

Право на обяз. пенсион. страхование застрахован. лиц реализуется в случае уплаты страх. взносов не менее стоимости страх. года, т.е. суммы денеж. ср-в, кот. должны поступить за застрахован. лицо в течение одного финанс. года. Если уплачен. за год сумма меньше стоимости страх. года, то в пенсион. фонд необходимо доплатить разницу, иначе взносы не будут учитываться и права не будут накапливаться. Напр., на 2006 года сумма страх. года была равна 1364 руб.

Страхов. случаем признаются ……

Страх. и накопит. части ….

ФЗ «Об индивид. (персонифициров.) учете в сис-ме обязат. персонифицирован. страхования устанавл-ет ….

На кажд. застрахован. лицо в Пенсион. фонде откр-ся индивид. (персонифициров.) счет, состоящий из:

- общей части, в кот. указ-ся:

ü страх. стаж, на кот. начислены страх. взносы,

ü сумма страх. взносов, уплачен-х и фактически поступивших,

ü сведения о расчет. капитале, включая его индексацию,

ü закрытие л/с.

- спец. части, в кот. указ-ся:

ü сведения о передаче взносов одной инвестиц. компании другой или о передаче их в негос. Пенсион. фонд;

ü сведения о получении инвестиц. дохода;

ü суммы произведен-х выплат;

ü суммы страх. взносов, уплачен. и поступивших за застрахован. лицо;

ü инвестиц. доход, профес. стаж и сумма произведен. выплат.

Индивид. счет хранится в Пенсион. фонде в течении всей жизни застрахован. лица, а после его смерти в течение срока хранения пенсион-х дел.

Застрахован. лицу выдается государственное пенсионное страховое свидетельство (ГПС), хранящ-ся у него и содержащее страховой номер индивид. л/с, дату регистрации и анкет. данные застрахован. лица. В случае изменения данных общ. части ГПС, они вносятся в индивид. л/с застрахован. лица и выдается новое ГПС с тем же номером.

С 01.01.2002 г. вступил в силу ФЗ «О труд. пенсиях в Российской Федерации», согасно кот. труд. пенсия состоит из 3-х частей:

- базовая, размер кот. устанав-ся правительством и выплач-ся всем вне зависимости от стажа и заработка. Размер базов. пенсии зависит от кол-ва иждивенцев (но не более 3-х) и от возраста застрахован. лица.

- страховая, зависит от стажа работы и з/пл.

- накопительная, зависит от стажа работы и з/пл. и выплачивается в пределах суммы отражен. в спец. части индивид. л/с.

Право на труд. пенсию наступает:

- у мужчин в 60 лет

- у женщин в 55 лет.

При наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Страх. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

СЧ = ПК/Т, где СЧ – страх. часть труд. пенсии

ПК – сумма расчет. пенсион. капитала застрахов. лица,

учтен. по состоянию на день, с кот. ему назнач-ся

страх. часть пенсии

Т – количество месяцев (19 лет = 228 месяцев)

Накопит. часть труд. пенсии расчит-ся по формуле:

НЧ = ПН/Т

ПК = (РП – БЧ) * Т

РП = СК * ЗР/ЗП *СЗП

Для мужчин стаж больше или равно 25 лет,

Для женщин стаж больше или равно 20 лет.

ЗП – ср. месяч. з/пл в Российской Федерации за тот же период

СЗП – ср. месяч. з/пл за период с 01.07. по 30.09.01, утвержден. Правительством Российской Федерации.

СК – коэффициент стажа, состав. для застрахован. лиц 0,5 и повыш-ся на 0,01 за кажд. полн. год общ. труд. стажа сверх требуемой продолжительности.

В отличии от базовой и страховой части накопит. часть пенсии подлежит инвестированию согласно ФЗ «Об инвестировании ….» № 111 от 25.07.2002 г.

ВнешЭконом Банк инвестирует накопит. часть, если не отвечать на «письма счастья».

По конкурсу или в негос. пенсион. компании – по выбору чел-ка, то ср-ва застрахован. лица отдаются в доверит. управление управляющей компании.

Негос. пенсион. фонд – уход от гос. пенсион. обеспечения. Деньги передаются в собственность негос. пенсион. фонда пофамильно. (Пенсион. фонд выписывает пенсион. книжку, а пенсионер передает ее фонду.)

Управляющая компания – это центр, кот. дает распоряжения брокеру.

Специализ. депозитарий – все документы застрахован. лица хранит и о неправил-х действиях сигнализирует в Пенсион. фонд Российской Федерации.

Требования к инвестиц. портфелю управл. компании:

ü максимальная доля 1-го эмитента (кто занимается выпуском цен. бумаг) не должна превышать 5% за исключением гос. цен-х бумаг;

ü депозиты в предприятиях и организациях, вход. В одну банк. группу, или цен. бумаги не должны превышать 10%;

ü максим. доля эмитиров-х цен-х бумаг аффилирован. компаниями, управл. компаниями не должны превышать 5%;

ü максим. доли облигаций 1-го эмитента не д.б. больше 10% совокуп. объема, наход. в обращении;

ü максим. доля 1-го эмитента не д.б. больше 30% совокуп. объема, наход. в обращении цен-х бумаг (за исключением гос. цен-х бумаг);

ü максим. доля денеж. ср-в и депозитов в руб-х и валюте на счетах в банках не д.б. больше 20%;

ü максим. доля ср-в в цен-х бумагах иностр-х эмитентов не д.б. больше 20%.

Фонд социального страхования (ФСС) – 2-й по значимости фонд.

В ФСС входят:

ü федерал. отделения;

ü центр. (отраслев.) отделения;

ü филиалы (регионал. и отраслев. отделения);

Ср-ва ФСС образуются:

ü за счет выплат от работодателя;

ü за счет граждан, заним. индивид. труд. деят-тью;

ü за счет доходов от инвестирования свобод. части;

ü за счет добровол. взносов граждан и юрид. лиц;

ü за счет ассигнований федерал. бюджета, связ-х с предоставлением льгот.

Ср-ва ФСС направляются:

ü на выплату пособий по времен. нетрудоспособ-ти,

ü на выплату пособий по родам,

ü на выплату пособий при рождении или усыновлении,

ü на выплату пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет,

ü на выплату соц. пособия на погребения,

ü на выплату пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им 18 лет,

ü на оплату путевок д/раб-ов и их детей, на лечеб. диетич. питание,

ü на частич. содержание, находящ-ся на балансе страхователей, санаториев,

ü частичная оплата путевок в детс. загород. оздоровит. лагеря.

Согласно Инструкции о порядке расходования ср-в ФСС Российской Федерации, утвержденной Постановлением от 09.02.2001 г. № 11, страхователи осуществляют расходы по гос. соц. страхованию в счет начислен. ЕСН, подлежащ. зачислению в ФСС.

Ответ-ть за правил-ть начисления и расход-ть ср-в фонда несет администрация в лице руководителя и гл. бухгалтера при превышении суммы расхода по гос. соц. страхованию над суммой ничисленных ЕСН, подлежащ. зачислению. Страхователь обращ-ся за возмещением в отделение ФСС с представлением расчетов. Выделение страхователю ср-в производ-ся на основе предствлен. страхователем расчет. ведомости и иных документов, установлен-х ФСС. Если сумма расходов по гос. соц. страхованию меньше суммы начислен. ЕСН, то страхователь со своего банк. счета перечисляет в ФСС сумму начислен. ЕСН, уменьшенную на сумму, произведен-х им расходов по гос. соц. страхованию.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: