Для нейтрализации негативных эффектов, вызванных функционированием монополий, государство вынуждено проводить антимонопольную политику, направленную на недопущение деловой практики, подрыв эффективности конкуренции и злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Цель антимонопольного регулирования заключается в ограничении рыночной власти (увеличении объемов выпуска и снижении цен) и поддержка конкуренции. Методы антимонопольного регулирования: законодательные и экономические.
Направления антимонопольного регулирования:
- Запрет горизонтальных соглашений (особенно договоренностей относительно
цен);
- Запрет вертикальных соглашений (особенно запрет ограничений выхода на
рынок).
В Украине антимонопольное регулирование осуществляется Государственным Антимонопольным Комитетом, который регулирует деятельность естественных монополий, а относительно монополий, не имеющих естественного характера, - применяет антимонопольное законодательство. Согласно Закону Украины 1992 г. «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной деятельности» монопольным считается такое положение, при котором фирма контролирует более 35% рынка определенного блага (иногда даже меньше). Антимонопольное регулирование в Украине осуществляется по следующим направлениям:
- Регулирование деятельности доминирующих фирм. Проявляется в виде запрета
действий, направленных на поддержку дефицита; навязывания условий, не имеющих отношения к предмету соглашения; включения в договоренность дискриминационных условий, создание барьеров для доступа на рынок; нарушение
установленного порядка ценообразования; немотивированное прекращение производства и выполнение договоренностей;
- Контроль над вертикальными и горизонтальными договоренностями. Проявляется в виде запрета договоренностей по разделу рынков (ассортиментный,
территориальный и т.п.); создание отраслевых барьеров; согласованности действий по контролю над ценами; согласованности действий по ограничению предложения;
- Регулирование естественных монополий. Представим себе сеть газопроводов, электропередающих устройств или железных дорог. Сооружение таких сетей требует огромных первоначальных затрат. В краткосрочном периоде такие затраты являются постоянными затратами. По мере расширения выпуска, как известно, такие затраты в расчете на единицу продукции снижаются.
В долгосрочном периоде могут быть созданы новые, дополнительные сети. Издержки на их создание становятся переменными. Обычно средние издержки в длительном периоде также снижаются.
Например, опора линии электропередач рассчитана нести 20 высоковольтных проводов. Если прежде она несла фактически 10 проводов, а потом их количество выросло до 20, то это не означает, что при увеличении пропускной способности вдвое, издержки на передачу каждых 100 киловатт также увеличиваются вдвое. Понятно, что теперь не нужно тратиться на установку новых опор, прокладывание просек и т. п. Как правило, у сетевых монополий наблюдается непрерывная экономия от масштаба. Основная проблема, с которой сталкивается государство, пытаясь контролировать цены естественных монополий. Это так называемая «дилемма регулирования».
На практике это проявляется в установлении для них цен продажи, в соответствии с которыми, по мнению общества, будет обеспечиваться эффективное использование ресурсов или справедливое распределение прибыли. Цена, которая обеспечивает эффективное использование ресурсов (общественно-оптимальная цена), устанавливается на уровне Р = МС. Обычно цена такого уровня оказывается настолько низкой, что в краткосрочном периоде вызывает у монополии убытки, а в долгосрочном периоде может привести даже к ее банкротству. Попытки государства обеспечить естественной монополии получение хотя бы нормальной прибыли проявляется в установлении для нее «потолка цен». Возникновение так называемой «дилеммы регулирования» (выбор между общественно справедливой, но убыточной для монополии цене, и ценой, гарантирующей ей хотя бы получение нормальной прибыли) решается установлением цены, которая должна быть несколько выше такой цены, чтобы фирма-монополист могла возместить свои средние издержки и осталась в отрасли. С данной дилеммой общество и правительство постоянно сталкиваются, когда вновь заходит речь о повышении тарифов на энергоснабжение населения и обеспечение его водопроводной водой.