Тема 1.2 Законодательство РФ о налогах и сборах

Классификация налогов

Налоговая система включает различные виды налогов. Наиболее важными в современной теории и практике налогообложения являются следующие основания классификации нало­гов:

  1. по способу взимания налогов;
  2. по субъекту-налогоплательщику;
  3. по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
  4. по порядку введения налога;
  5. по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  6. по целевой направленности введения налога.

По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков (юридических и физических лиц):

  1. налоги на доходы граждан;
  2. налоги на доходы предприятий;
  3. налоги на собственность;
  4. единый социальный налог.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, взимаемые путем включения в цену товара и тариф. Это НДС, акциз, таможенные пошлины.

По субъекту-налогоплательщику налоги делятся на налоги с физических лиц, с предпри­ятий и организаций и смешанные:

  1. налоги с физических лиц – налог на доходы физических лиц, налог на имущество физи­ческих лиц.
  2. налоги с предприятий и организаций – налог на прибыль, налог на добавленную стои­мость, акцизы, налог на имущество организаций и др. Данная разновидность не слу­чайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками ка­кого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения;
  3. смешанные налоги – налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предпри­ятия и организации – госпошлина, некоторые таможенные пошлины и др.

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги.

Этот вид налогообложения включает:

  1. федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ста­вок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяется законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие – на­лог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др.
  2. региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объ­ектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавлива­ются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъ­ектов Федерации. Региональными являются следующие налоги – налог на имущество организаций, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для определен­ных видов деятельности, налог на игорный бизнес.
  3. местные налоги. Механизм их исчисления и взимания вводится районными и город­скими органами в соответствии с законодательством России. К таковым, в частности, относятся – налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу и др.

По порядку введения налога. По этому признаку можно выделить налоги обязательные и факультативные:

  1. общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Фе­дерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. К общеобязательным налогам относятся все федеральные налоги, также налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, регистраци­онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и пр.;
  2. факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непо­средственно вводиться они могут законодательными актами субъектов Федерации. Взимание этих налогов на той или иной территории компетенция органов местного самоуправления.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж. В соответствии с бюджет­ной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на ос­новании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулирующие:

1. закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд;

  1. регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в про­порции согласно бюджетному законодательству, например, налог на прибыль.

По целевой направленности введения налога. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые – абстрактные (общие) вводятся государством для формирования бюджета в целом, целевые (специальные) налоги вводятся для финансирова­ния конкретного направления затрат государства. Как правило, для целевых налоговых пла­тежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

В России налоговое право формируется лишь в 90-е годы. Начало этому положил Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы».

Налоговое право – комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перерас­пределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обя­занности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения.

Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны – Конституцией РФ,

К компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст.71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст.75). Президент РФ об­ладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст.84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы, и с этого момента они подлежат исполнению.

Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой сис­темой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и от­числений.

Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-пер­вых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуще­ствления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспре­деления доходов различных групп населения.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах в РФ представляет собой совокуп­ность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введе­ния и взимания налогов и сборов на территории РФ.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанно­стей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введен­ных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников от­ношений, регламентируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должност­ных лиц.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах подразделяются на:

  1. акты органов исполнительной власти;
  2. акты органов местного самоуправления;
  3. акты органов государственных внебюджетных фондов о налогах и сборах.

ФНС РФ, Минфин России, ГТК РФ, органы государственных внебюджетных фондов из­дают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

  1. издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
  2. отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налого­вых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные НК РФ;
  3. изменяют определенное НК РФ содержание обязанностей участников налоговых отно­шений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязан­ности которых установлены НК РФ;
  4. запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
  5. запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государствен­ных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;
  6. разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;
  7. изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сбо­рах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;
  8. изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует по­нятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ;
  9. иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

Отмеченные положения распространяются также на нормативные правовые акты, регули­рующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: