Налоговые проверки и их виды

Содержание и формы налогового контроля

Тема 5.1 Виды налогового контроля и порядок его проведения

РАЗДЕЛ V Виды налогового контроля, порядок его проведения и ответственность за совершение налоговых правонарушений

Налоговая база

Объект налогообложения

Налогоплательщики

Тема 4.3. Налог на имущество физических лиц

Пример.

Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

  1. социальная реклама;
  2. реклама реабилитационных или социальных мероприятий общественных организаций инвалидов;
  3. политическая реклама;
  4. объявления физических лиц;
  5. иные мероприятия.

Организация затратила на рекламу 10 000 рублей (без НДС).

Определить величину налога на рекламу, если установлена предельная ставка.

В соответствии с федеральным налоговым законодательством ставка данного налога не может превысить 5%.

10 000 руб. * 5% = 500 рублей.

Налогоплательщики – физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в каче­стве объекта налогообложения.

Объекты налогообложения – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, а также доли в указан­ных видах недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности физическим лицам.

Налоговая база – стоимость объектов налогообложения, исчисленная в соответствии с уста­новленными нормами и правилами.

От налогообложения освобождаются некоторые категории физических лиц и некоторые категории строений, помещений и сооружений.

Сроки уплаты такие же как и при уплате земельного налога.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собст­венника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собст­венником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собствен­ности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у по­следнего возникло право собственности.

Налоговый контроль – установленная действующим законодательством совокупность приемов и методов по обеспечению соблюдения требований налогового законодательства.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора) или налоговом агенте, полученной в нарушение:

  1. Положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов;
  2. Принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов, адвокатов и иных лиц.

В целях осуществления налогового контроля налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых нарушениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в следующих формах:

  1. налоговые проверки;
  2. получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  3. проверка данных учета и отчетности;
  4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  5. других формах, предусмотренных действующим налоговым законодательством.

В процессе осуществления налогового контроля налоговые органы вправе проводить следующие процессуальные действия:

  1. Допрос свидетеля. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
  2. Экспертиза. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. При этом вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
  3. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. В необходимых случаях на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. При этом участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.
  4. Привлечение переводчика. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно исполнить порученный ему перевод.
  5. Привлечение понятых. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела лица. При этом не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
  6. Осмотр. Должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, в рамках выездных налоговых проверок вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Осмотр обязательно производится в присутствии понятых.
  7. Истребование документов. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. В случае отказа представить документы должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.
  8. Выемка документов и предметов. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностных лиц налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в случаях, если у этого должностного лица имеются основания предполагать, что представленные документы могут быть изменены, заменены или уничтожены. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Отдельные процессуальные действия (например, осмотр, выемка документов), проводимые в рамках осуществления налогового контроля, оформляются протоколами. Протоколы составляются на русском языке. В протоколе обязательно указываются:

  1. его наименование;
  2. место и дата проведения конкретного действия;
  3. время начала и окончания действия;
  4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
  5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  6. содержание действия, последовательность его проведения;
  7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

Налоговые проверки – проверки документации налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов по вопросам исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.

Классификация налоговых проверок достаточно широка и может быть представлена в виде следующей системы:

1. По способу осуществления:

а) Камеральные налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

б) Выездные налоговые проверки. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на основе налоговых деклараций и представленных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

2. По ширине охвата:

а) комплексные (по всем налогам) налоговые проверки;

б) проверки по вопросам исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

3. По времени проведения:

а) первичные налоговые проверки;

повторные налоговые проверки. Повторная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа.

4. По субъекту проверки:

а) налоговая проверка самого налогоплательщика;

б) встречная налоговая проверка. Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. При этом запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сбора) или налоговым агентом за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: